Литература валерий Михайлов «дымящийся свиток». Библиотека лирической поэзии «Золотой жираф»



жүктеу 33.6 Kb.

Дата15.03.2017
өлшемі33.6 Kb.
түріЛитература

бИблИогРАфИЯ

ОБЗОР КНИЖНЫХ НОВИНОК

Художественная Литература

валерий Михайлов «дымящийся свиток»(Библиотека лирической поэзии «Золотой 

жираф»). – Москва: «Молодая гвардия», 2015.

Библиотека лирической поэзии «Золотой жираф» московского издательства «Молодая

гвардия» пополнилась томиком «Дымящийся свиток» известного казахстанского поэта,

прозаика, литературоведа Валерия Михайлова. Это шестнадцатый по счету сборник ис-

поведальной лирики. Он представлен семью разделами: «Все на свете тайна», «Гул времен

и прошедшего зов», «То света сиянье, то сумрак разлада», «Оклик в небе», «Божий парус»,

«Время бессмертное » (поэмы) «Многоочистые березы глядят во след».

Названия их говорят сами за себя. Непрекращающийся диалог автора с душой, обра-

щенной к небу, в контексте временных перемен, потерь и обретений, осмысления жизни

и своего пути, отношения к Родине – «И смертной тоскою болел по отчизне», ставшие

лейтмотивом творчества В.Михайлова, продолжился и в новых стихах, составивших боль-

шую часть сборника. Широта и напряженность душевной жизни, запечатленной в книге,

высвечиваются пронзительным лиризмом произведений.

С первого же стихотворения, олицетворяющего земной путь человека, звучит откро-

вение: «Душа не прервется! Душа не прервется!», которое являет не только надежду, но

и рождает ответственность человека за окружающую жизнь. Эта тема продолжается и в

мощном эмоциональном накале поэм, для которых выбран другой, особый слог, автор

призывает к духовной ответственности: «Молитесь! Сжимается смертное время земное».

И дальше в стихах, вновь открывая читателю забытые истины, звучат строки об ответствен-

ности за Землю, на которой живешь:

И горы, и долы, и воды.

Все жаждут любви и свободы –

И в небо сияет Земля.

адольф арцишевский «однажды после войны»Роман, повесть, рассказы. – Ал-

маты: «Алаш», 2015.

Новая книга известного писателя и журналиста, автора более двадцати книг прозы,

стихов, эссе Адольфа Арцишевского «Однажды после войны» объединила темой войны

–  роман,  повесть  и  рассказы.  Особое  место  занимают  документальные  рассказы,  где

автор, с присущей ему эмоциональностью и утонченным психологизмом, рассказывает о

наследии Бауржана Момыш-улы, Айткали Исенгулове, генерале Алибеке Касымове, Са-

гадате Нурмагамбетове, Малике Габдуллине, Касыме Кайсенове, Або Лозинском, Морисе

Симашко, Леониде Скалковском, Юрии Померанцеве.

В центре повествования, выписанный умелой рукой мастера – фронтовик-казахстанец,

человек простой и внешне малоприметный, но сумевший своим великим мужеством и

нечеловеческим упорством совершить тяжелую, кровавую работу войны и одолеть беду,

нависшую над страной. А потом, вернувшись домой, найти в себе силы жить дальше, за-

ново строить жизнь, порушенную военным лихолетьем, обретая простые радости бытия:

любовь, отцовство, работу, которые наполняют жизнь особым смыслом, держат человека

на земле.


182

Константин Кешин «страстные силы мира»Избранное. Воспоминания, рассказы, 

повесть. – Алматы: «Ан Арыс», 2015.

В  седьмой  по  счету,  новой  книге  известного  казахстанского  прозаика  Константина

Кешина, собрано ожерелье воспоминаний о дорогих, прекрасных, талантливых, неза-

бываемых людях, чьи имена стали гордостью казахстанской культуры. Проступая через

ткань времени, предстают перед читателем образы археолога Алана Медоева, художника

Павла Зальцмана, звучат поэтические строчки известных поэтесс Людмилы Лезиной,

Инны Потахиной, Тамары Мадзигон, автора неповторимых метафор Виктора Мармонтова,

считавшего, что « капля насилия убивает талант».

Художественная  проза    представлена  рассказами:  «Все  встречи  мои»,  «Кирпичи»,

«Пропущенные  уроки»,  «Бродячий  пленник  музы»,  «Прекрасная  Ольмиер»,  «Адмирал

Виго». А завершает сборник повесть «Любовь хулигана. Сергей Есенин и Августа Микла-

шевская». Сам автор так рассказывает о ее появлении: «...Сердечное дарование человека

и  поэта  по-особенному  открылось  в  цикле  «Любовь  хулигана»,  посвященном  актрисе

Августе Леонидовне Миклашевской, которая «могла быть спутницей поэта...». Могла, но

не стала...Мне захотелось рассказать об этой житейской истории. Которая стала одной из

самых возвышенных страниц мировой любовной лирики. Каждое поколение имеет право

на собственную версию жизни и легенды любого человека прошлого, право на пересмотр

того, в чем же заключена трагедия. Как написано в «Исповеди Миклашевской» “...всей

истины о времени не существует без человеческих судеб, каждая из которых имеет свою

правду, свою боль...”»



николай  верёвочкин  «Человек  без  имени»  и  другие  истории  о  счастливых  и 

неудачниках. Повести. – Алматы: «Алаш», 2015.

В  книгу  популярного  казахстанского  прозаика,  лауреата  международного  конкурса

«Русская премия», литературной премии «Ясная поляна», литературных конкурсов фонда

«Сорос-Казахстан» Николая Верёвочкина «Человек без имени» вошли четыре повести:

«Человек без имени», «Место сбора при землетрясении», «Железная дверь без ключа»

и «Выхудра», в которых рассказывается о судьбах людней, живших в эпоху перемен.

В них много юмора, элементов фэнтези, которые, как ни удивительно, лишь усиливают

реалистичность повествования. Они парадоксальны, порой ироничны, почти всегда остро-

сюжетны, но при этом в каждой скрыт философский смысл. Все живое на нашей планете

прочно вплетено в единую ткань природы: в кого бы ты ни стрелял, ты стреляешь в самого

себя, кого бы ни предавал – предаешь самого себя. Только милосердие и любовь делают

людей бессмертными.



Литературоведение. КуЛьтуроЛогия. фоЛьКЛор

александр Курлапов «Походы и служба яицких – уральских казаков» – 1 том,  

«яицкие – уральские казаки. Повседневная жизнь и праздники» – 2 том. – Уральск: 

ТОО «SophyStyle», 2013.

В двухтомном историческом исследовании представлены документы, очерки, рассказы

из жизни яицких-уральских казаков. Первый том посвящен походам вольных яицких казаков,

и воинской службе Яицко-Уральского (с 1775 г.) казачьего войска в составе Российской

армии. В книге впервые последовательно и наиболее полно прослеживаются начальные

этапы, становление и финал отношений одного из природных казачеств и России. Второй

том освещает повседневную жизнь и праздники яицких-уральских казаков, их верования,

обычаи, фольклор. Отдельные очерки рассказывают о крупных, порой трагических со-

бытиях истории, сыгравших большую роль в жизни Уральской общины-войска, рисуют

интереснейшие картины быта и празднований казаков, что подтверждено уникальными

фотографиями конца 19, начала 20 века.

Дополняют картину теоретические исследования, посвященные отдельным аспектам

истории не только яицко-уральского казачества, но и казачества, как исторического фе-

номена.


обзоР КнИжнЫх новИноК

183

уалихан Калижанов «в потоке времени». Статьи, исследования, эссе. – Алматы: 

«Әдебиет әлемі», 2014.

Новая книга известного казахстанского ученого и писателя Уалихана Калижанова «В

потоке времени», сочетая пытливость исследователя и страстность публициста предла-

гает читателю прикоснуться к неизменному в потоке времен культурному наследию и за-

печатленному в слове духу народа. Сборник состоит из трех частей, включающих отклики

и  осмысление  обращений  Лидера  нации  Нурсултана  Назарбаева  по  первоочередным

задачам строительства и укрепления независимости страны и ее вхождения в число раз-

витых государств мира, и идеи президента «Мәңгілік Ел» (Вечная страна).

Во вторую часть вошли исследования глубоких истоков и сегодняшнего состояния со-

временной казахстанской литературы, ее многообразия и творческого развития,

Третья часть начинается со статьи «Знаковая фигура советской культуры или Аватар

Джамбула». В ней глубокому анализу подвергаются высказывания многих ученых о за-

гадочном феномене Жамбыла. Автор пытается ответить на вопрос: «Каким был Джамбул

на самом деле?». Сегодня «творчество» Джамбула «канонизировано и стало частью не

только официальной истории литературы, но и государственной истории «независимого

Казахстана».

Уалихан Калижанов обращается и к неизвестному широкому читателю обмену письмами

Сабита Муканова и Мухтара Ауэзова в конце мая и начале июня 1940 года. Эти письма

были обнаружены в рукописном фонде дома-музея Мухтара Ауэзова и ранее нигде не

публиковались. Из этого же фонда автором было использовано личное дело студента

М. Ауэзова для написания статьи «Студенческий Петербург Ауэзова», где открываются

интересные факты из студенческой жизни в будущего классика казахской литературы.

И завершают сборник осмысления автором творчества и роли в науке и литературе

известных ученых литературоведов и ведущих писателей Казахстана, среди которых Заки

Ахметов, Рахманкул Бердибай, Герольд Бельгер.

гульмира Мусагулова Художественно-стилевые тенденции в музыке современно-

го Казахстана. Сборник очерков. Научное издание – Алматы:«Ғылым ордасы», 2015.

Исследования известного музыковеда, кандидата искусствоведения Г.Ж. Мусагуловой,

посвящены одной из жизненно важных задач отечественной музыкальной науки – изучению

фольклорного и композиторского наследия ХХ-ХХ1 веков, как отражения фундаментальных

изменений, произошедших в культуре Казахстана, в данный исторический период. Это ис-

следования в различных областях, включающих как традиционное, так и профессиональное

музыкальное искусство современного этапа. Книга состоит из двух разделов.

Первый – представлен крупными научными очерками по оперному, симфоническому

жанрам, композиторскому творчеству. При анализе современных оперных произведений, в

первую очередь раскрывается национальная специфика словесного мастерства, воплощае-

мого в речитативных формах: в жанре ораторского искусства – шешндік, сөз, диалогических

формах, в формах устно-поэтического фольклора – айтыс, бата, жоқтау и многих других.

Выявление жанровых и стилистических основ в современных симфонических полотнах

осуществляется  в  произведениях  композиторов  разных  поколений,  посвященных  идее

независимости, воспеванию свободы, любви к Родине.

Второй  –  посвящен  юбилею  Ассамблеи  народа  Казахстана  и  включает  объемные

очерки о дунганской и корейской музыкальной культуре (по результатам экспедиций). В

представленных исследованиях важнейшим структурирующим и организующим стержнем

стала направляющая деятельность АНК и национальных культурных центров в развитии

музыкального  искусства  и  композиторских  школ,  включающих  представителей  разных

национальностей. Особое место в сборнике занимает изучение творчества казахов за-

рубежья.


Обзор подготовила 

Римма АРтемьевА

обзоР КнИжнЫх новИноК




©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал