учитель начальных классов Галуцких Людмила Михайловна
1
Мастер-класс «Развитие творческих способностей на уроках русского
языка»
Цель: распространение опыта работы учителя по использованию на уроках
русского
языка
приѐмов,
способствующих
развитию
творческих
способностей учащихся.
Ход мастер-класса
1. Презентация педагогического опыта
В настоящее время проблема развития творческих способностей
является наиболее актуальной. Ведь для решения повседневных задач в
современных непростых условиях зачастую требуется изменение
устоявшихся традиций, умение идти на риск. Жизнь требует от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой
ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. А на
это способны только творческие личности. И, конечно же, особое значение
имеет развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте.
Именно в этот период, когда начинают формироваться способы учебной
работы, многое можно исправить, многое заложить вновь.
Между тем известно, что значительная часть учащихся уже на втором
или третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться,
утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальной школе. Это
касается всех предметов, в том числе и русского языка, а отсюда, как
следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично
высказать свои мысли в устной и письменной форме. В связи с этим, задача
учителя начальных классов таким образом организовать учебный процесс,
чтобы наряду с усвоением прочных знаний и умений развивались и
творческие способности учащихся.
Тема моей работы – «Нетрадиционные формы обучения на уроках
русского языка, как способ развития творческих способностей учащихся
младшего школьного возраста»
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем:
снижение общей культуры учащихся, грамотности,
интереса к предмету, к чтению;
неумение правильно, точно и логично высказать свои
мысли.
Следовательно, цель моей работы: предложить банк идей, педагогических
находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского
языка.
Одной из основных задач на уроках русского языка я считаю -
обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми
средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить
способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных
учитель начальных классов Галуцких Людмила Михайловна
2
сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать
возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к
происходящему, выразить свои чувства, эмоции.
Мной был проведен мониторинг динамики развития творческих
способностей учащихся 1-го, а затем 2-го класса
(методика П. Торренса, в
модификации О.М. Дьяченко (№1), методики “Применение” (№2) и
“Составление предложений по трем заданным словам” (№3)).
Было
выявлено, что творческие способности у большей части детей находятся на
достаточно низком уровне, и хотя во втором классе прослеживается
положительная динамика в развитии творческого потенциала детей
необходимо проделать еще очень большой объѐм работы.
Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что только
использование в системе тех или иных средств воздействия на учащегося
может привести к его действительному преобразованию, в нашем случае к
формированию творчески развитой личности.
В связи с этим мне хотелось бы выделить 3 уровня сложности
содержания системы творческих заданий.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это
задачи, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа
предлагаются учащимся четвертого года обучения. Они направлены на
развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения,
осознанного применения алгоритмических и эвристических методов
творчества.
Данный уровень предполагает выполнение творческих заданий на
основе мыслительных инструментов ТРИЗ:
адаптированный алгоритм решения изобретательских
задач
приемы разрешения противоречия в пространстве и во
времени
типовые приемы разрешения противоречия
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены
на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения,
преимущественно алгоритмических методов творчества. Задачи здесь
представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат
противоречия в явной форме.
Данный уровень предполагает выполнение творческих заданий на
основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:
метод маленьких человечков
методы преодоления психологической инерции
системный оператор
ресурсный подход
законы развития систем
учитель начальных классов Галуцких Людмила Михайловна
3
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся
первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает
конкретный предмет, явление или ресурс человека.
Данный уровень предполагает выполнение заданий на основе перебора
вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном и младшем
школьном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы
творчества:
метод фокальных объектов
морфологический анализ
метод контрольных вопросов
типовые приемы фантазирования
Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий
характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления,
творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень
развития креативных способностей младших школьников происходит в
процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
Сегодня я бы хотела остановиться на приѐмах типового фантазирования,
которые были разработаны Г
.
С. Альтшуллером по аналогии с типовыми
приемами разрешения противоречий, используемыми в ТРИЗ. Обучение
типовым приемам фантазирования позволяет выходить на уровень
управляемого творческого процесса.
А.Э. Симановский на первой стадии развития творческого мышления
предлагал уделять больше внимания именно развитию детского
фантазирования, т.к. фантазия ребенка в дошкольном и младшем школьном
возрасте еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и
не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей,
наиболее вероятных цепочек событий. Поэтому необходим выход за рамки
привычных
мыслительных
стереотипов.
Программа
Виноградовой
предлагает упражнения типа «придумай», «сочини», но все-таки эти
упражнения близки к стандартному мышлению.
Система творческих заданий, построенных с помощью методов
«Типового фантазирования» достаточно многогранна. В состав методов
входят приемы фантастического преобразования самого объекта, его свойств,
окружающей действительности.
Прием «увеличение – уменьшение»
Прием «дробления – объединения»
Прием «оживления – окаменения»
Прием «специализация – универсализация»
Прием «ускорение – замедление»
Прием преобразования времени
Прием «наоборот» (выделение противоположных свойств)
учитель начальных классов Галуцких Людмила Михайловна
4
Более подробно рассмотрим один из приѐмов. Это прием «Наоборот»,
он основан на выделении противоположных свойств. Этот приѐм
предлагает выделение в одном и том же предмете или явлении
противоположных свойств. Умение находить противоречия – есть основа
парадоксального мышления, а оно в свою очередь, является обязательным
атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их
сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые, неожиданные
стороны предметов и явлений.
Рассмотрим несколько способов, как это можно делать.
2. Проведение имитационной игры
1. Игры по типу «Я вам называю действия, а вы делаете наоборот».
Представьте, человек с возрастом стал уменьшаться в размере, – каким он
должен стать в старости? Какие проблемы по уходу по уходу за младенцами-
гигантами появляются у родителей, чей рост и вес много меньше?
Придумайте и запишите несколько советов родителям по уходу за ребѐнком.
2. Упражнения в выделении функции объектов и переворачивании их на
противоположные. Обсуждение практического применения получившегося
объекта. Давайте попробуем выполнить подобное задание.
Задания:
1.
Бумага удерживает след, а наоборот - ? Зачем человеку такая бумага?
2.
Стул удерживает человека, а наоборот - ? Зачем может понадобиться
такой стул?
3.
Пылесос всасывает пыль, а наоборот - ? Зачем может понадобиться
такой пылесос?
4.
Пианино издает звуки, а наоборот - ? Где нужно ставить такое
пианино?
3. «Сказка на новый лад». У знакомых сказочных героев выделяются
свойства, действия или функции и заменяются на противоположные.
Вспомните, какой зверь в русских сказках всегда злой, глупый (волк).
Давайте попробуем его изменить. А вместе с ним и сказки.
Измените сказку про трех поросят, Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-
Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и
хитрые, а волк добрый и доверчивый.
Измените сказку про Красную Шапочку. Пусть девочка станет
хитрой, злой, грубой, а волк наивным и добрым.
- Какой была бы мораль в новых сказках?
учитель начальных классов Галуцких Людмила Михайловна
5
3. Моделирование
1.Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели
фрагмента урока.
- Давайте попробуем смоделировать приѐм выделения противоположных
свойств при разработке фрагмента классного часа. Я предлагаю на выбор
следующие темы:
Поведение в школе
Общение со сверстниками
Правила здорового образа жизни
2. Обсуждение авторских моделей.
4. Рефлексия
- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два
мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении?
И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и
мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты
мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам
подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их
распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой
мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его
ожиданиям: "Все в твоих руках".
- В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим
ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся
нераскрытыми.
5. Заключение.
Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и
поддержку. Искренне надеюсь, что наше занятие заинтересовало вас, и вы
сможете изученный прем использовать на своих уроках.
Достарыңызбен бөлісу: |