Методика как наука



Pdf көрінісі
бет1/51
Дата20.09.2023
өлшемі0,49 Mb.
#108925
түріГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51




 глава 1

Методика - как наука
Учение о способах преподавания того или иного предмета называется методикой преподавания. Методика - 
слово греческого происхождения означающее "путь к чему-либо". На основе опыта отечественных и зарубежных 
педагогов и исполнителей Методика изучает приемы индивидуального обучения игре на каком-либо музыкальном 
инструменте, и, следовательно, имеет возможность непосредственно влиять на качественную сторону подготовки 
музыкантов. 
До 30-х годов ХХ-го века теория обучения музыкантов - духовиков в России фактически отсутствовала, обу-
чение носило скорее ремесленический характер, передавая знания и накопленный опыт от преподавателя к ученику 
и т.д.
С открытием во II половине XIX века, сначала в Петербурге в 1862, а затем в Москве в 1866 году, первых кон-
серваторий, началось становление духового инструментального искусства в России. 
До революции 1917 года в Российских музыкальных учебных заведениях преподавали в основном иностран-
цы. Класс флейты в Петербургской консерватории возглавил итальянский флейтист Чезаре Чиарди, класс кларнета 
вел известный итальянский кларнетист-виртуоз Эрнесте Каваллини, а затем Карл Нидман получивший образование 
в Германии. Класс трубы и валторны вел Густав Метцдорф, а с 1868 года этот класс в консерватории возглавил 
корнетист, уроженец Германии, Вильгельм Вурм. С конца 60-х годов XIX века классы духовых инструментов по-
полнились новыми профессорами: гобой преподавал Василий Шуберт, класс фагота вел Карл Кутшбах, класс 
тромбона и тубы вел Франц Тюрнер получивший образование в Австрии. Необходимо вспомнить так же флейти-
стов Ф. Ватерстраата, Федора Степанова, кларнетиста Василия Бреккера воспитавшего крупных Российских клар-
нетистов В. Генслера и Б. Яблочкина. Преподавателя класса валторны Яна Тамма, класса тромбона Петра Волкова, 
класса гобоя Василия Геде, класса трубы, ученика В. Вурма, Александра Гордона. 
В Московской консерватории первыми профессорами были Фердинанд Бюхнер, Вильгельм Кречман (флейта), 
Эдуард Медер, Виктор Денте (гобой), Вольдемар Гут, Франц Циммерман, Иосиф Фридрих (кларнет), Максимилиан 
Бартольд, Иосиф Сханилец, Фердинанд Эккерт (валторна), Федор Рихтер, Карл Вильгельм Брандт, Михаил Адамов 
(труба), Генрих Эзер, Вильгельм Кристель, Франц Шмидт (фагот), Христофор Борк (тромбон, туба). 
Именно эти педагоги и воспитали известных русских музыкантов, в последующем основоположников совре-
менной Российской исполнительской школы игры на духовых инструментах: С.В.Розанова, В.Н.Цыбина, 
М.И.Табакова, В.М.Блажевича, М.Н.Буяновского, А.Г.Васильева и других. 
Сергей Васильевич Розанов - солист оркестра Государственного академического Большого театра, профессор 
Московской консерватории, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кларнетист. Начиная с 1916 
года ведет педагогическую работу в Московской консерватории, является организатором и руководителем оркест-
рового факультета, а затем первым заведующим кафедрой духовых инструментов. Под его руководством в 20-30 
годы активизируется научно-методическая работа кафедры, создаются первые российские методические пособия
но это главным образом Школы игры, такие как Школа игры на флейте Н.И.Платонова (М.1931), на трубе 
Г.А.Орвида (М.1932), на тромбоне В.М.Блажевича (М.1939), на гобое Н.В.Назарова (М.1939), на кларнете 
С.В.Розанова (М.1940), и только в 1935 году на основе читаемого с 1930 года курса методики обучения игре на 
духовых инструментах, С.В.Розанов создает первое специальное методическое пособие "Основы методики препо-
давания игры на духовых инструментах". В этом пособии впервые вопросы обучения духовиков были поставлены 
на научную основу и сформированы основные принципы обучения на духовых инструментах, в частности: 
1. В основу правильной постановки должно быть положено знание анатомии и физиологии органов, участвующих 
в процессе игры на духовом инструменте. 
2. Развитие технических навыков должно проходить в тесной связи с художественным развитием. 
3. В процессе работы над музыкальным материалом необходимо добиваться сознательного его усвоения. 
В дальнейшем вопросы, поднятые в этом методическом труде, получили развитие в работах профессоров Мо-
сковской консерватории Н.И.Платонова, Б.А.Дикова, А.И.Усова, А.А.Федотова и других преподавателей - духови-
ков. 
В 1958 году появилось пособие "Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах", в котором 
Н.И.Платонов не только развивает основные положения методики сформированные С.В.Розановым, но и рассмат-
ривает ряд новых: 
1. О губном аппарате музыканта - духовика. 
2. Интонации. 
3. Вибрато. 
4. Значение музыкального слуха. 
5. Организация работы с начинающими музыкантами. 
В 1962 году был напечатан методический труд профессора Б.А.Дикова "Методика обучения игре на духовых 
инструментах" В нем значительно расширен круг рассматриваемых вопросов методики. В работе Б.А.Дикова впер-
вые серьезное внимание уделяется психофизиологической основе исполнительского процесса на духовых инстру-
ментах, а также проблемам исполнительского дыхания, работе губного аппарата, применению штрихов. 



В 1975 году вышло в свет методическое пособие А.А.Федотова "Методика обучения игре на духовых инстру-
ментах", по которому ведѐтся преподавание курса методики в музыкальных ССУЗах и ВУЗах по сей день. В нем 
рассмотрены вопросы поднимаемые его предшественниками и некоторые другие, то есть: 
1. Методы совершенствования исполнительского мастерства. 
2. Проблемы исполнительства. 
После этих методических работ в разное время появились Методики обучения игре на каком-либо инструмен-
те: 
1. В 1983 году Б.А.Диков написал "Методика обучения игре на кларнете". 
2. В 1984 году появился труд Ю.А.Усова "Методика обучения игре на трубе" 
3.В 1987 году "Методика обучения игре на тромбоне" В.В.Сумеркина, и другие.
В настоящее время появляются новые методические работы и статьи, в которых рассматриваются проблемы 
обучения и исполнительства на духовых инструментах написанные педагогами различных учебных заведений 
России.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет