Новое и традиционное в структуре современной казахской семьи



бет1/2
Дата03.10.2022
өлшемі24,69 Kb.
#41126
  1   2
Байланысты:
Статья на конференцию Курманова


НОВОЕ И ТРАДИЦИОННОЕ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ СЕМЬИ

Курманова Сара Алпыспаевна
sarakurmanova12@gmail.com
Студент 4 курса исторического факультета Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Казахстан
Научный руководитель — Г.К. Ерменбаева

Являясь первичной ячейкой общества, семья, как и само общество, представляет собой категорию историческую. Под воздействием социально-экономических перемен она претерпела немалые изменения. Вместе с тем семья не только изменяется по мере развития общества, но и сама прямо или косвенно воздействует на это развитие. В частности, семья продолжает оставаться необходимым элементом функционирования общественной системы, обеспечивая воспроизводство этноса и передачу этнокультурной традиции от поколения к поколению.


Цель данной статьи – изучить механизмы функционирования новых и традиционных форм культуры в структуре современной казахской семьи.
Исследуемая проблема нашла свое отражение в многочисленных публикациях Н.С. Сабитова, известного фольклориста и этнографа. Им, начиная с 1946 по 1956 гг., были опубликованы несколько статей, где кратко были затронуты те или иные аспекты семейно-брачных отношений казахов Восточно-Казахстанской, Семипалатинской, Жамбылской, Алма-Атинской и Талды-Корганской областей. Прежде всего это касается исчезающих в исследуемых регионах таких обычаев, как многоженство и аменгерство, браки по сговору родителей (колыбельный сговор, детская помолвка), калым и насильственное похищение невесты. Особо им отмечены демократизация внутрисемейных отношений, включая изменение положения женщины не только в семейном, но и в общественном быту, система родства. Одновременно исследователь обращает внимание на устойчивость народных традиций в семейной обрядности казахского колхозного крестьянства [1].
В статью О.А. Корбе вошли материалы экспедиции ИЭ им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, исследовавшей летом 1949 г. колхоз им. Сталина Кегенского района Алма-Атинской области и колхоз «Бельбасар» Чуйского района Жамбылской области. В ней отмечено стойкое сохранение традиционных норм и обычаев в трех- и четырехпоколенных казахских семьях. Это, в первую очередь, относится к статусу женщины во внутрисемейных отношениях, особенно в присутствии представителей старшего поколения или при приеме гостей как из числа близких родственников, так и знакомых, друзей или просто соседей [2]. Наибольший интерес представляет попытка автора проследить «борьбу старого и нового» в вопросах заключения брака. К первым она относит стойкое сохранение «пережиточных» явлений, связанных с обычаем скрытой уплаты калыма, двоеженством, насильственным или добровольным «похищением» невесты, «колхозной экзогамией». Новые явления автор связывает с повсеместным повышением роли молодых людей в решении своей судьбы.
Поставленная нами проблема затронута в кандидатской диссертации В.В. Вострова, посвященной казахам Жаныбекского района Западно-Казахстанской области, где наряду с другими проблемами, рассматриваются как дореволюционная семья и брак казахов Внутренней или Букеевской орды, так и советского времени, включая 1950-е годы [3]. В разделе, касающемся исследуемой проблемы в 50-х годах XX в., прослежены и изменения в сфере брачно-семейных отношений казахского населения. Автор показывает самостоятельность молодых при заключении брака, исчезновение таких обычаев, как сговор малолетних, калым, насильственная выдача замуж, упрощение свадебной обрядности, заключение гражданского брака через органы ЗАГСа, создание национально-смешанных семей.
Изучаемая проблема значительно обогатилась новыми разработками отечественных исследователей, особенно монографическими работами. Так, юридические аспекты развития семейно-брачных отношений, включая 1917-1970 гг., были исследованы А.Ж. Жакиповой [4].
Видный отечественный этнограф Х.А. Аргынбаев внес весомый вклад в разработку исследуемой нами проблемы, обогатив ее как теоретическими, так и чисто эмпирическими материалами. Так, в опубликованной в 1973 г. монографии, он одним из первых всесторонне проанализировал форму, типы и структуру традиционной казахской семьи, специфику ее внутрисемейных отношений и семейной обрядности, а также формы заключения наиболее распространенных типов брака в дореволюционном Казахстане. В заключительной 4-й главе он в сжатом виде указал составные части семейно-брачных отношений советского периода, подкрепив их полевыми этнографическими материалами, собранными им на протяжении 20 лет в различных регионах республики [5].
Особенности исследований 1980-2000-х годов по семье и браку заключаются в том, что отечественные этнографы по примеру российских коллег начали осваивать новые методы, включая этносоциологические. Это новое научное направление нашло свое практическое применение и при выполнении плановой темы ИИАиЭ им. Ч.Ч. Валиханова «Новое и традиционное в быту современной сельской семьи народов Казахстана» в Алматинской и Талдыкорганской областях в 1983–1986 гг. и «Этнические аспекты культуры народов Казахстана» в г.Алматы, Алматинской, Жамбылской областях, «Новое и традиционное в быту современного сельского населения Северного Казахстана (на материалах Костанайской и Павлодарской областей)» в 1988–1989 гг..
Особое значение имеет социологическое исследование проблем современной казахстанской семьи, осуществленное З.Ж. Жаназаровой [6]. В ее работе проанализированы исторические типы и формы брачно-семейных отношений, динамика их развития, раскрыты особенности деятельности семьи на разных исторических этапах, выявлены причины и мотивы, препятствующие нормальному функционированию жизнедеятельности семьи и приводящих к появлению неполных семей, внебрачных детей в создавшихся рыночных условиях и т.д.
Таким образом, рассмотренные нами выше исследования внесли определенный вклад в разработку различных проблем традиционной и современной семьи и брака казахского населения.
В настоящее время большинство исследователей, занимающихся проблемой типологии современной семьи, признают существование следующих двух форм семьи: малой, простой или нуклеарной (от лат. «нуклеус» – ядро) и большой, сложной или неразделенной. Перечисленные нами выше различные типы современной казахстанской семьи вполне соответствуют многовековому традиционному семейному циклу, когда малые нуклеарные семьи, разрастаясь, превращаются в расширенные, а последние, достигнув своего максимума, дробятся и превращаются в нуклеарные. Тип семьи динамичен, видоизменяется по схеме: нуклеарная семья – расширенная семья – нуклеарная семья. Поэтому рассматриваемые типы семей постоянно сосуществуют между собой. Указанные нами типы семей характерны не только для казахов, но и встречаются повсеместно в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В целом, можно сказать, что структура, численность, состав, тип семьи современного населения Казахстана характеризуются сложным и многообразным сочетанием традиций и инноваций. Повсеместно по республике преобладающим типом семьи является как малая (нуклеарная) двухпоколенная семья, так и социально-гетерогенная семья.Одновременно у казахов имеют место и сложные неразделенные семьи, равно как и многодетность.
Интересно отметить, что во многих областях республики, особенно в сельских районах с преобладанием казахского населения все еще сохраняется традиция среднедетности, а в отдельных населенных пунктах – многодетности. Детность в казахских семьях пока не проявляет до конца заметной связи с уровнем образования и квалификацией труда родителей, доходами семьи, условиями ее быта, т.е. с теми параметрами, с которыми часто связывают исследователи уровень рождаемости. Детность в сельской казахской семье, еще в значительной степени регулируется традиционными репродуктивными установками казахов на средне- и многодетность.
К примеру, в Жамбылской области в 2002 г. насчитывалось 17240 многодетных матерей, имеющих четырех и более детей, получающих пенсии, а через четыре года этот статус обрели уже 23360 женщин, при этом прирост многодетных матерей составил 35,5%.[6].
Характер семейных отношений в настоящее время резко отличается от тех, которые были свойственны казахской сельской семье в прошлом. Глубокие социально-экономические и культурные преобразования, происшедшие в жизни населения нашей республики, включая казахский народ, рост профессиональной и общественно-политической активности женщин внесли существенные изменения в формирование современной семьи и во взаимоотношения между супругами и другими членами семьи. Демократизация общественных отношений оказала влияние и на внутренний строй семьи, в том числе на правовой статус ее членов.
В целом можно сказать о том, что существенным образом изменилось положение в семье ее главы. Функции главенства как бы раздваиваются между мужем и женой. Теперь во многих случаях глава не является единоличным распорядителем собственности семьи и не обязательно им бывает мужчина или старший по возрасту.
Рассмотрим традиционное и новое во взаимоотношениях супругов. Такие отношения во многом зависят от того, где проживают супруги: а) в сельской или городской местности; б) в моноэтнической или полиэтнической среде; в) в неразделенной или нуклеарной семье и т.д. Во всех первых случаях из перечисленных выше трех обстоятельств взаимоотношения супругов больше подвержены влиянию традиционных начал. так как в сельской среде с моноэтническим составом населения под влиянием старшего поколения, близких и общественности молодое и среднее поколение больше следует традиционным стереотипам поведения [8].
Более демократические отношения мы наблюдаем в моногамных семьях, а также в полиэтнических селениях. Они во многом изменили статус женщины в семье. Такое новое общественное положение казахской женщины привело к кардинальному изменению ее роли в семье, коренным образом отразилось на ее семейных функциях, обусловило новый принцип распределения домашних обязанностей между членами семьи, между мужчинами и женщинами. Следует также отметить и то, что влияние производственной и общественной деятельности современной женщины на семью является многогранным. Обогащая личность женщины, профессиональный труд повысил ее роль во всех сферах жизнедеятельности семьи, способствуя росту ее престижа не только внутри, но и за ее пределами.
В этой связи очень показательно изменение положения невестки в трехпоколенных семьях. Так, во многих случаях, если она имеет более высокое образование, чем родители мужа, они прислушиваются к ее советам, считаются с ее мнением. [9].
Таким образом, широкое участие женщин на производстве и общественной жизни внесло большие коррективы в семейные отношения. С одной стороны, мужчины в большей мере вовлекаются в сферу домашнего труда, с другой – заботы по содержанию дома и домашнего хозяйства занимают меньше времени и труда. В целом же прежняя традиция, согласно которой только жена должна выполнять все обязанности по дому, по воспитанию малолетних детей, постепенно разрушается.
Отметим то обстоятельство, что в настоящее время в отличие от прошлого существенно изменились взаимоотношения между старшим и младшим членами семьи. Их основу составляют не только лучшие образцы традиционных представлений, они строятся теперь на демократической основе, которые не исключают уважения и почитания старших младшими, родителями и детьми даже в тех случаях, когда те принимают неверное или спорное решение. Участие младших совершеннолетних членов семьи в разнообразной домашней и производственной деятельности обеспечивает им фактическое равноправие и экономическую самостоятельность. Нередко в семейном совете наряду со взрослыми им принадлежит роль советчика, к голосу которого прислушиваются и старшие [8].
В настоящее время внутрисемейные отношения во многих казахских семьях более демократичные, вместе с тем они предполагают уважение личного достоинства каждого ее члена, чему во многом способствует соблюдение традиционного этикета. Жизнеспособность указанных факторов объясняется в значительной мере не только стойкостью привычек, традиций, но и тем, что многие родители стремятся использовать народный этикет в воспитательных целях. Указанная нами особенность еще более характерна для тех казахских семей, в которых имеются представители старшего поколения, выступающие во многом носителями этнического менталитета
Известно, что в основе традиционного этикета общения казахского народа лежит свод неписанных законов обычного права – адата, шариата, реликтов доисламских поверий. Значительное влияние на формирование этики общения оказали представления об определенных моральных и нравственных основах поведения, сложившиеся в народной среде. Они неукоснительно соблюдались в течение многих столетий, присутствуют и в наши дни, регулируя повседневное поведение казахов во многих областях семейной и общественной жизни.
Известно, что важной и существенной чертой в национальном характере казахского и других этносов являются гостеприимство, родственная солидарность, включая взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к старшим, которые напрямую связаны с их традиционной системой жизнедеятельности, основанной на кочевом скотоводстве и оседлом земледелии. Они вобрали в себя все положительное и рациональное из норм адата и шариата, доисламских верований, выдержаны практикой многих столетий и поколений, отвечали общим интересам и потребностям как кочевого, так и оседлого населения [8].
В последние несколько десятилетий исследуемый семейный этикет в большинстве случаев имеет тенденцию к определенному упрощению, особенно в городской местности и в полиэтнических селениях и районах. Здесь мы имеем в виду уменьшение состава участников этикетного общения. Так, например, представители младшего поколения придерживаются этикетных правил в основном по отношению к деду, отцу, старшему брату, но не к брату немногим старше его; невестка – по отношению к свекрови, но не к сестре мужа и т. д. [8].С другой стороны, в рассмотренных особенностях казахского этикета можно обнаружить как этнически особенные моменты, так и наличие общих правил поведения, характерных и для других народов. Однако, как и всякая живая система, традиционные этикетные нормы и правила продолжают развиваться, органически вбирая в себя современные элементы.
Естественно, социальные структуры реагируют на изменения реальности и приспосабливаются к новым условиям, но такие понятия, как «семья» и «родство», остаются нетронутыми. В настоящее время групповая идентичность остается одним из главных этнических символов казахов, которая активно пропагандируются государством и поддерживается обществом. Это позволяет нам сказать, что на современном этапе знание родословной человека и его осознание себя в этой структуре дополняют резерв культурных ценностей и традиций, составляющих этническое самосознание. Представления о социальной организации основаны на традиционных общественных нормах и, в меньшей степени, на политических и экономических факторах Естественно, общественные структуры реагируют на изменения действительности и адаптируются к новым условиям, но такие понятия, как «семья» и «родство» остаются незыблемыми. В настоящее время групповая идентичность продолжает быть одним из основных этнических символов казахов, активно пропагандируемых государством и поддерживаемых обществом. Это позволяет на современном этапе говорить о том, что знание своей родословной и осознание себя в рамках этой структуры становятся фактором обыденного сознания и дополняют тот запас культурных ценностей и традиций, который составляет этническое самосознание. Представления о социальной организации базируются на традиционных общинных нормах и в значительно меньшей степени — на политических и экономических факторах. Таким образом, безусловно, что в условиях современного мирового развития, процессов глобализации, осознание жизнеспособности традиционной социальной организации является одним из ведущих механизмов сохранения и адаптации традиционных форм культуры в современном мире.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет