План
Введение 2
Онтология (учение о бытии) 3
Виды бытия 4
Плюралистическая концепция бытия 5
Монистические и дуалистические концепции бытия 6
Заключение 8
Введение
Филосо́фия (φιλία - любовь, стремления, жажда + σοφία - мудрость → др. - греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка "основного вопроса философии". Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два: "Вопрос об отношении мышления к бытию" (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался "основным вопросом философии", поскольку утверждалось, что с самого зарождения философии произошло деление на идеализм и материализм; в основе этого деления лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот - материального над духовным. Вопрос о познаваемости мира, который был в марксизме-ленинизме главным вопросом эпистемологии. Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии.
Онтология (учение о бытии)
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др. - греч. ὤν (род. п.) ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.
Термин "Онтология" был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его "Философском словаре" ("Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti"), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе "Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia", предложившем его (в варианте "онтософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика". В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов "онтология" и "метафизика".
Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.
Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним. Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.
Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).
В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман ("новая онтология"), Мартин Хайдеггер ("фундаментальная онтология") и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.
Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной. Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю. Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.
Достарыңызбен бөлісу: |