Байланысты: Свобода как одна из основных философских категорий
Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. В каждую эпоху вопросы о проблеме свободы задавались и решались в зависимости от характера общественных отношений, уровня развития производственных сил, потребностей и исторических задач. Античная свобода была атрибутом естественного и космического порядка. В религиозной философии истинная свобода-в Боге. Начиная с философии Нового времени (Спиноза, Гегель, марксизм) свобода рассматривается как «потребность в познании» или изначальная автономия человеческой личности (Кант, Ницше, Бердяев).
Со времен И. Канта сформировались два аспекта
трактовки свободы: «свобода» и «для свободы». Первое
определялось внешней свободой, то есть физическими,
экономическими и политическими процессами. Во-вторых,
внутренняя свобода изучалась с интеллектуальной,
Духовно - нравственной точки зрения. Философия человеческой
свободы И. Предметом исследования стали Кант и Г.
Гегель, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, Ж. П. Сартр
и К. Ясперс, Н. Бердяев и С. Соловьев.
Ещё неясно, насколько эпикурейцы и стоики
принимали такую связь причинности в
человеческих действиях, но ясно, что у Аристотеля
не было этого понятия о воле. Однако позже, когда
выявились недостатки этой идеи и её репутация
несколько упала, это стало для него
преимуществом. Волю, намерение и рациональность
следует изучать и изучать. Поэтому
трактаты Аристотеля содержат достаточно материала
о воле, конечно, видно, что его мнения
не соответствуют идеям, используемым сегодня.
Аристотель дает следующее определение добровольности:
то, что свободно от принуждения или противоправных
действий, является добровольным. В моральной системе
здесь важную роль играет идея целенаправленного выбора
(прохайрезиса): выбор действия является частью всего
жизненного плана. Его концепция волюнтаризма, в
которой формируется волюнтаризм, слишком узка,
чтобы описать повседневный моральный выбор, из которого
состоит наша жизнь. В английском языке нет эквивалентного
термина для прохайрезиса, что само
по себе показывает трудность этого вывода: большая часть
моральной терминологии Аристотеля была адаптирована
и адаптирована к языкам Европы.