|
Основы организации кочевого общества
|
Дата | 07.12.2022 | өлшемі | 63,89 Kb. | | #55482 |
| Байланысты: СРОП 4 КЗ Элита "черной кости" Бии Среди привилегированных социальных категорий "черной кости" чрезвычайно важное место занимало сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Институт биев имел в казахском обществе древнее происхождение. По мнению В.В. Радлова, термин "бий" восходит к древнетюркскому слову "биiк", что означает "высокий", "всемогущий", "великий" и т.д. В развитие этих предположений В.В. Бартольд высказал гипотезу, что слово "бий" представляет собой более позднюю видоизмененную транскрипцию старого термина "бек" и не встречается нигде раньше XV в... По свидетельству авторов XVII-XVIII в.в., бии составляли чрезвычайно влиятельную группу казахского общества, от которой во многом зависела прочность положения степных ханов. "Бии суть народные судьи, - говорится в одном из донесений царских чиновников , -похвальные поступки и общее доверие служат основанием к их назначению от самого народа" Батыры - Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII -
- первой половины XIX в. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко-
- монгольское слово "батыр", "багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца,
- вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV
- в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автахтонный термин
- южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель". Наряду с русской калькой данного
- термина - "богатырь" - в Московском государстве конца XV - первой трети XVI в для
- обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный
- термин "батыр", подтверждением чему могут служить отдельные замечания
- небезызвестного автора "Записок о Московии", германского посла Сигизмунда
- Гербергитейна (1486-1566) , впервые услышавшего это наименование от русских людей.
Старшины-"аксакалы - Наиболее многочисленную прослойку правящей элиты казахов представляли старшины
- ("аксакалы"), осуществляющие социально- регулирующие функции во всех звеньях
- кочевых общин. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладающие большим
- интеллектуальным потенциалом, разносторонними эмпирическими знаниями и богатым
- опытом пастьбы скота. В экстремальных физико-географических условиях кочевания
- евроазиатских номадов процессы накопления и концентрации средств производства (в
- форме частно-семейной собственности) и аккумуляции знаний и навыков по ведению
- скотоводческого хозяйства, были тесно сопряжены и взаимосвязаны в практике кочевого
- хозяйствования. Поэтому, определенные человеческие качества и личный
- профессиональный опыт неизбежно становились важнейшим фактором концентрации
- скота и материальной обеспеченности индивида
Зависимое населени - Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую элитную
- часть кочевого общества, и свободными общинниками, в Казахстане существовали
- категории зависимого населения - рабы и туленгуты. Туленгутами называли лиц,
- находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было
- связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими
- большой спрос верховной власти на "служивых" людей.
- К категории зависимого населения относились также рабы - кулы, которые набирались из
- среды пленных - россиян, калмыков, иранцев и т.д. Рабы использовались главным образом
- в личном хозяйстве и домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Как
- социально-экономический уклад, рабство не получило распространения у казахов и не
- вышло за рамки патриархального домашнего рабства.
- Разветвленная клановая система структурной организации общества была вызвана к
- жизни особенностями исторического опыта адаптации казахов-кочевников к
- экстремальным условиям аридной среды обитания и связанной с ними традицией
- передачи необходимых практических знаний исключительно по вертикальным
- патримониальным каналам межпоколенных связей, поскольку такого рода адаптационная
- информация накапливалась на протяжении веков в условиях жесткой конкуренции между
- кочевниками за пастбища и водные источники и носила эзотерический характер, т.е.
- распространялось как знание "для своих"
Развитие колониальной системы власти в Казахстан - Во второй четверти XIX в. традиционная политическая система казахского общества
- подверглась прямому воздействию на нее государственных институтов Российской
- империи. Введением на большей части региона имперского законодательства по
- административному преобразованию структур власти номадов и волевым упразднением
- института ханов в Младшем (1824) и Среднем жузов (1822) российские колониальные
- органы попытались адаптировать традиционные степные институты кочевников к
- централизованной бюрократической системе российской короны.
- С целью установления государственной системы российского колониального господства в
- регионе царское правительство законодательно отменило в 1822 г. Ханскую власть в
- Среднем жузе, в 1845 г. - в Букеевской (Внутренней) орде и приняло ряд законодательных
- актов относительно создания специальной государственно-политической системы
- управления присоединенными территориями Казахстана.
Достарыңызбен бөлісу: |
|
|