Поэт мечтал увидеть свой народ просвещенным



Pdf көрінісі
Дата15.03.2017
өлшемі1,38 Mb.
#9349

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

Поэт  мечтал  увидеть 



свой  народ  просвещенным, 

развитым, 

независимой 

нацией. 


Великий  Абай  не  застал 

зарю  независимости,  но  его 

потомки строят сегодня своё 

суверенное государство. 

Произведения 

Абая 


вдохновляют 

молодое 


поколение 

казахов 


на 

служение  своему  народу, 

поддерживают 

в 

нем 



стремление к просвещению, 

знаниям,  к  развитию  нации 

через  культуру.  Они  всегда 

актуальны. Жизнь Абая, «… 

который 

боролся 


с 

тысячами  один»,  -  пример 

непреклонного 

поиска 


правды  и  справедливости 

для потомков. 

Абай,  утверждая,  что 

«поэзия 


– 

властитель 

языка…», 

сам 


был 

повелителем 

поэзии, 

«сыном  не  только  своего 

отца,  своего  народа,  но  и 

всего человечества». 

 

История


Личность 

Время


 

Посвящается 

160 

годовщине со дня рождения Абая Кунанбаева



 

 

                                                                                                                                



ПОКОЛЕНИЕ

 

 



 

 

А  Л  Ь  М  А  Н  А  Х 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



Патриотический центр – школьный музей имени Д.М.Карбышева 

Имя  гениального  сына 

степи, 

великого 



поэта 

казахского 

народа, 

мыслителя, 

учёного, 

композитора  Абая  в  наше 

время  известно  всему  миру. 

Стихи и песни, философские 

воззрения, слова и мысли его 

находят  отклик  в  сердцах 

людей своею человечностью, 

любовью, глубиной. 

Колониальная  политика 

тогдашней  России  была 

направлена  на  подавление, 

раздробление 

покорённых 

народов,  на  то,  чтобы 

держать  их  в  темноте  и 

невежестве.  В  стихах  Абая 

звучит  тревога  за  судьбу  и 

будущее своего народа. 

 

Сегодня в номере:

 

 



Основные даты жизни и деятельности Абая. 

 



Родительский дом. Дорогие Абаю люди. 

 



«Бывают состояния духа …». Внешний облик молодого поэта. 

 



«Помнишь ли ты дни молодости …». Тогжан. 

Дильда. 


Айгерим. 

 



Абайдың музыкалық мұралары. 

 



Мой Абай (из сочинений учащихся школы) 

 



Школа в делах и лицах 

 

Время – пряди тумана вдоль гребней гор. 

Ты с надеждой глядишь в туманный простор, 

Ты следишь за потоком безликих дней, 

Вечной сменою их, утомляя взор. 

 


 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И  

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБАЯ. 

10 августа 1845 года

 – 

родился в Чингистауском районе Семипалатинской области. 



1855-

1857  г.г.

  – 

начальное  образование    в  родном  ауле,  изучение  арабской 



письменности. 

 

 



1857-

1859  г.г.

  – 

мусульманская  духовная  школа  в  г. 



Семипалатинске.  Изучение  Арифметики,  истории,  географии, 

шариата,  исламского  права,  мантих-логики,  турецкого,  арабского  и 

персидского  языков.  Стремление  к  самообразованию.  Страсть  к 

чтению.  Увлечение  поэтами-классиками  Востока:  Низами,  Навои, 

Фирзули, Фирдоуси. 

 

 



 

1859 г.


 – 

трехмесячное обучение в русской школе. 

1860 

г.

 – 



в 15-летнем возрасте Кунанбай возвращает Абая в родной аул с целью научить сына 

умению  вести  дела,  разбирать  феодально-родовые  тяжбы,  всевозможные  споры,  жалобы  в  аулах, 

чтобы  сделать  из  него  влиятельного  правителя-бая.  Постижение  сложного  мира,  жизни  разных 

слоёв общества, беззакония и несправедливости. 

«…  видные  люди  соседних  родов  стали  слушать  его,  не  считая  его  мальчиком,  люди  того 

времени говорили о нем, что он непременно станет знаменитым бием». 

1860-

1865  г.г.



  – 

избирается  бием  ветви  кушикти  рода  тобыкты.  Слава  в  народе  о  его 

добропорядочности, искренности, находчивости, умении убеждать, глубине его мыслей.. 

В  20  лет

 

народ  признал  Абая  искусным  оратором,  хорошо  знающим  жизнь,  обряды  и 



традиции, а также опыт знаменитых биев. 

1866 – 


1868 г.г

. – 


глава Чингизской волости. 

1875-


1878 г.г.

 – 


специальным приказом был назначен волостным правителем в Коныр Кокше. 

Годы  неприятных  событий  в  жизни  поэта.  Раздоры  из-за  пастбищ  и  зимовок,  обряда  владения 

вдовами,  «наезды»  сильных  мира  сего  на  слабых  и  беззащитных,  жалобы  и  анонимки,  клевета- 

самые тяжелые годы в жизни Абая. 

 

Зима  1877  г.



  – 

Абая  вызывают  на 

допрос  в  г.Семипалатинск,  где  пребывал 

безвыездно четыре месяца. Его допрашивали 

по  12-ти  возбужденным  делам,  основанным 

на  клевете  казахских  феодалов.  Им  не  по 

душе  была  принципиальность  Абая,  его 

склонность 

защищать 

бедный 


люд, 

представителей  малочисленных  и  слабых 

племен,  отказ  защищать  богатых  и  сильных 

родственников.  Абай  не  транжирил  и  не 

воровал  государственную  казну,  проводил 

выборы  честно,  без  подставок.  В  судейских 

делах старался быть непредвзятым и 

справедливым.  Жестоко  наказывал  воров  и  запрещал  хулиганские  выходки,  боролся  со 

взяточничеством. Факты, указанные в жалобах баев, не подтвердились, и Абай был оправдан. 

 

1878  г.



  – 

Абай  уходит  с  должности  волостного  правителя.  Но  и  в  дальнейшем  разбирает 

споры,  вмешивается  в  скандалы,  так  как  люди,  веря  в  его  порядочность,  приходили  к  нему  за 

помощью.  При  разрешении  споров  обратившихся  к  нему  людей,  Абай  находил  мудрое  и 

справедливое  решение.  Поддерживал  униженных,  освобождал  женщин  и  девушек  от  кабальных 

условий, тем самым разрушая жесткие узы устаревших традиций и обрядов. Идейный разрыв Абая 

с классом феодалов. 



 

1879-1880-

ые годы

. Поиск путей развития своего народа, выхода его из экономического 



и  духовного  застоя.  Средством  общественного  развития  Абай  считал  распространение 

просвещения,  знаний,  культуры.  Создает  стихотворения,  волнующие  мыслящих 

современников. Занимается изучением русской культуры, посещает публичную библиотеку в 

Семипалатинске, дружит с представителями русской интеллигенции, недовольными царским 

самодержавием: Е.Михаэлисом, С.С.Гроссом, Н.И.Долгополовым.  

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

Они открывали библиотеки, читали, распространяли знания среди населения. Формировались 

и  развивались  демократические  просветительские  идеи  Абая.  Общение  с  мыслящей, 

восприимчивой  молодежью,  стремящейся  получить  знания  и  научиться  поэтическому 

мастерству.  Знакомство  с  произведениями  русских  классиков.  Переводы  произведений 

А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Сочинение музыки к письму Татьяны. 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

1890  г.


  – 

Продолжение  преследований  Абая  за  его  демократические  убеждения  и 

просветительскую  деятельность.  На  него  сочиняли  доносы,  называли  «смутьяном  среди 

народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Обыск в 

ауле  Абая.  Запрет  встречаться  с  русскими  политическими  ссыльными.  Тайный  надзор  за 

поэтом. 


1896 г.

 – 


тяжелая утрата – смерть талантливого, образованного сына Абдрахмана. 

1904 г.


 – 

смерть младшего сына Абая Магаша – непоправимый удар судьбы. 

1904  г

.  – 


через  сорок  дней  после  смерти  Магаша,  не  дожив  до  60-летнего  возраста, 

великий поэт скончался. 

 

 

 





Родительский дом.  

Дорогие Абаю люди. 

Абай  Кунанбаев  –  великий  поэт  казахского  народа,  философ-гуманист,  композитор,  ювелирный  мастер 

художественного  слова.  Он  родился  10  августа  1845  года  в  Семипалатинской  области  на  склонах  гор  Шынгыстау. 

Изначально ему дали имя Ибрахим. 

 

Бабушка Зере звала любимого внука  Абаем, что означало 



«осмотрительный,  осторожный,  миленький».  С  тех  пор  таким 

именем называли его все окружающие. 

Кунанбай, отец Абая, имел четыре жены – Кунке, Улжан, 

Айгыз, Нурганым. Абай рос под влиянием родной матери Улжан и 

младшей матери Айгыз, которые жили между собой дружно. Так 

как  он  был  общим  сыном  двух  матерей,  взрослые  стали  его 

называть  Телкара.  Здесь  слово  «тел»  означает  «общее»  и 

одновременно  имеет  смысл  «избалованный,  росший  свободно, 

вольно», а слово «кара» - «темный, смуглый». Абай в детстве был 

смуглым  мальчуганом,  и  аульчане  называли  его  так,  пока  он  не 

подрос. 

Абай  гордился своими  предками, знатными  и  богатыми биями  и аристократами. Его прадед  Абай  Ыргызбай 

был батыром и бием рода тобыкты. Слово «батыр» предполагает личное мужество, отвагу и силу человека, участие в 

боевых сражениях. Ыргызбай родился примерно в 1750 году. Его сын Оскембай (жил в 1778-1850 годах) – дед Абая, 

был бием, управлял воссоединившимися племенами тобыкты. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы-отец Абая, 

при  жизни  славившийся  своей  справедливостью  и  деловитостью.  Природа  щедро  наделила  его  глубоким  умом  и 

сильным  характером.  Кунанбай  помнил  степные  обычаи  и  законы,  указы  правительства,  правила  ислама  и  много 

легенд, преданий старины. Он был прекрасным оратором. 

 

За  свою  долгую  и  плодотворную  жизнь  –  81  год  –  он  совершил 



много добрых поступков. Не являясь потомственным чингизидом, он был 

избран старшим султаном  и до конца своей жизни занимался наведением 

порядка в степи. 

Он  построил  в  г.Каркалалы  мечеть  прихожан.  Состарившись,  он 

отправился паломником в Мекку, где построил в святых местах постоялый 

двор  «Такия»,  чтобы  казахи,  совершающие  хадж,  могли  в  нем 

остановиться. 

И мечеть в Каркалалы, и «Такия» в Мекке сохранились до нашего 

времени. Добрые дела прославляли имя Кунанбая в народе. 

В то же время Кунанбай был жестоким человеком, несговорчивым, 

с суровым, неуступчивым характером. 

 

Временами  эти  качества  его  были  причиной  ссор  между 



сородичами, приводили к настороженности в их отношениях. 

Кунанбай  –  сын  своего  времени,  именно  это  объясняет  своеобразие  его  мировоззрения  и  оправдывает 

неординарные поступки. Порой между отцом и сыном возникали разногласия и ссоры. 

Вот как об этом рассказывает Мухтар Ауэзов. 

«Однажды Кунанбай сказал Абаю: 

В  твоем  характере  есть  три  недостатка.  Во-первых,  ты  не  знаешь,  что  дорого,  а  что  дешево  в  жизни.  Ты 



доступен  всем,  как  разлившаяся  вода.  Такой  водой  пользуются  и  собака,  и  птица.  Если  всегда  будешь  таким 

доступным, никто не будет тебя ценить. Во-вторых, ты не разбираешь, кто тебе враг, а кто друг. Строишь дружеские 

отношения с кем попало. Тот, кто не разбирается в человеке и не выбирает людей, не сможет собрать их вокруг себя и 

притянуть к себе. Кто собирается управлять людьми, не должен быть таким. В-третьих, ты русофил. 

На эти три обвинения Абай ответил: 

Во-первых, Вы сравнили меня с разлившейся водой. Чем быть бесполезной водой в недоступной глубине, 



лучше  быть  разлившейся  водой,  полезной  всем.  Во-вторых,  Вы  сказали  о  способах  управления  народом  и 

характере, необходимом для этого. Народ уважает и признает только тех, кто готов во имя него жертвовать собою, 

кто  всегда  среди  них  и  переживает  и  радости  и  горе  вместе  со  всем  народом.  В-третьих,  Вы  сказали,  что  я 

русофил. И для  народа, и  для меня самое необходимое и важное – это знания  и  умения. И все это мы  должны 

перенимать у русских .» 

Отец  с  сыном  никогда  не  враждовали,  наоборот,  скорее  поддерживали  друг  друга,  взаимно  исправляли 

допущенные ошибки. 

Общение с отцом было настоящей школой жизни. Предводители племен, соратники отца, друзья его, часто 

бывавшие в их доме, оказали большое влияние на духовное развитие Абая. Отец верил в великое будущее сына. 

Жизнь  и  творчество  Абая  в  определенной  мере  были  обусловлены  установками  и  примерами    его 

прославленного и порой жестокого, но справедливого отца. 

 



Отец Абая -

 

Кунанбай



 

Вторым  дорогим  человеком  для  Абая  была  его  родная  мать  Улжан,  добрая  и 

мудрая женщина. 

Она  из  богатого  и  знатного  рода  каракесек,  славившегося  острым  языком, 

знаменитыми розыгрышами. Улжан  и ее братья  Контай  и Тонтай выделялись особым 

пристрастием к шуткам. Такие качества Абая, как остроумие, способность высмеять в 

саркастической  форме  людские  недостатки,  унаследованы  от  родственников  по 

материнской линии. 

Однажды, когда Абай, возвращался с учебы, ему удалось разыграть даже свою 

бабушку Зере, у которой болели уши и она плохо слышала. Вот как это было. 

 

«Абаю стало жаль старушку, обреченную на тягостное одиночество среди людей. 



_ А можно вылечить твои уши, если бы попробовать?  

И Зере, и все кругом рассмеялись, но чтобы не огорчать мальчика, Зере ответила с улыбкой: 

_ Если мулла подует с молитвой, бывает, что начинают слышать. Это помогает. 

_ Ну, что ж, _ сказала Айгыз, усмехнувшись – внук твой уже мулла, пусть подует, раз это помогает! 

Остальные женщины повторили серьезно: 

_ Пусть подует ей в уши! Бедной старухе хоть на душе станет легче. 

Абай сидел, улыбаясь, потом обнял голову бабушки и забормотал ей в ухо шепотом: 

Прелестен лик, в очах алмаз горит, 

Заре подобен цвет ее ланит, 

На гибкой шее белый снег лежит, 

А брови тонкие начертаны творцом… 

Сидевшие в юрте ничего не разобрали, но были убеждены, что мальчик читает молитву. 

А Абай с серьезным видом продолжал бормотать, как заправский мулла: 

Но почему в минуты редких встреч 

Тебя всего пронзает острый меч, 

Твой слепнет взор, твоя немеет речь 

Перед ее сияющим лицом? 

Он зажмурил глаза, беззвучно пошевелил губами и дунул в ухо бабушке: 

_ Су-уф! 

Это были его собственные стихи. Он сочинил их весной, начитавшись Навои и Физули. 

Только  под  конец  Абай,  больше  не  скрывая  своей  проделки,  повысив  голос,  зажмурившись  и 

раскачиваясь, закончил нараспев: 

Как пташка к югу свой стремит полет, 

Так ты спешишь, прекрасная, вперед… 

Не слышит бабушка – пусть с верой ждет: 

Я вылечу ее моим стихом. 

И опять дунул: 

Су-уф! 



Присутствующие поняли его шутку и рассмеялись.»  

Бабушка  Зере  в  раннем  детстве  приобщила  Абая  к  искусству  слова  и  знаниям.  Большой  знаток 

народной  словесности,  она  сумела  привить  своему  внуку  стремление  и  любовь  к  знаниям,  стала  его  первым 

воспитателем и великим учителем. 

Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего мира. 

Абай очень любил свою бабушку. Дни и ночи он проводил с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или 

историю. Рассказывая красочно и интересно, она будоражила воображение внука, раскрывала перед ним все богатство 

народного творчества. 

Улжан тоже помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы 

акынов.  Именно  благодаря  бабушке  и  матери  у  Абая  рано  проснулся  интерес  к 

творчеству,  поэзии.  Не  без  их  влияния  Абай  встал  на  нелегкий  путь  борца  за 

человеческое  счастье:  обе  они  наставляли  своего  сына  на  путь  истины  и  служения 

народу, внушали отвращение к жестокости, несправедливости и глупости. Зере и Улжан 

не только воспитали великого сына своего народа, но и через его творчество и личность 

повлияли на духовную и нравственную жизнь потомков. 

Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ. Абай освоил 

высокие  образцы  ораторского  искусства,  обычаи  и  правила,  по  которым  жил  народ,  примеры  честного  судейства 

сложных и спорных вопросов между людьми и племенами

Можно  предположить,  что  Абай  получил  знания  об  истории  Степи  через  народную  мудрость,  чем  через 

образование  в  медресе  (религиозном  учебном  заведении).  Народные  сказители,  ораторы,  поэты,  мастера  устного 

рассказа дали огромную духовную основу творчества Абая. Подражая с юных лет акынам и сказителям, впитывая в 

себя образцы народной поэзии, стал он сочинять свои первые стихи. 

В доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Знаменитый поэт Дулат распознал 

поэтический дар Абая еще в молодые годы и благословил будущего поэта: 

 

 

 



 

Сын мой, подрастешь и ты, 

Взлетишь на крыльях мечты, 

Выше облаков, возможно, взойдешь ты, 

Да сбудутся твои чудесные сны!

 



«И бывают состояния духа …»  

Внешний облик молодого поэта. 

«Продолговатые глаза, с четко очерченной гранью 

белков  и  зрачков»,  «яркий  блеск  в  глазах»,  «высокий, 

тонкий  нос»,  «тонкие  длинные  брови»,  «высокий, 

выпуклый лоб», «белые ровные зубы», «смех от души, от 

сердца» - вот словесный портрет юного Абая. 

Маленький  Абай  рос  спокойным,  несколько 

простодушным  ребенком.  Много  времени  проводил 

вместе  с  матерью,  бабушкой,  с  соратниками  и  друзьями 

отца,  слушая  их  рассказы  и  наблюдая  за  ними.  Любил 

бродить, размышляя, по степным холмам. 

Увлекался охотой, особенно привлекали его ловчие 

птицы,  имел  250  ловчих  беркутов,  обменивался  ими  с 

другими охотниками. Абай также высоко ценил лошадей, 

знал особенности их поведения и повадки. Любил борьбу, 

шашки и тогузкумалак. 

Юноша  унаследовал  от  отца  настойчивость  и  прямоту  в  своих  суждениях,  был 

неравнодушным  к  судьбам  и  проблемам  людей,  старался  по  мере  своих  возможностей 

положительно решать их. 

Доброта,  мягкость,  чуждость  скупости  и  стяжательству,  предпочтение  общаться  не  с 

богатыми,  а  середнячками,  презрение  к  скрытным,  хитрым,  алчным  людям  и  тяга  к  простым  и 

честным  людям  –  таким  был  Абай  по  воспоминаниям  современников.  Он  насмехался  над 

туповатыми  богачами,  кто  не  ценил  науку  и  образование,  с  радостью  общался  с  умными 

соплеменниками. 

Абай  обожал  своих  детей,  стремился  воспитать  в  них  высокие  нравственные  качества. 

Любил играть с ними, искренне радовался их тяге к знаниям и наукам. 

Абай имел огромный авторитет среди народа благодаря своей образованности, глубокому 

уму, ораторским качествам и безупречной репутации. 

Кунанбай  высоко  ценил  своего  сына,  а  Абай  с  почтением  относился  к  отцу  и  чтил  его 

память.  И  хотя  при  жизни  не  всегда  одобрял  его  поступки,  но  глубоко  чувствовал  и  понимал 

величие его деяний. Об этом говорит стихотворение, написанное для утешения и назидания себе 

после смерти сына Абиша. 

 

 



 

 

И наш родитель ушел, 



 

 

 



Хоть всем он добра желал, 

Хоть праздный жизни не вел 

И козней не затевал. 

 

С врагом он тверд был и строг. 



Он радостью был друзьям. 

Свой хлеб раздавать он мог 

Голодным и беднякам. 

 

И весь казахский народ 



К нему за советом шел. 

Тобыкты, древний наш род, 

Собрал он, в одно он свел. 

 

И в Мекке выстроил он 



Приютный странникам дом –  

И смертью он унесен. 

Мы терпим, мы все снесем. 



«

Помнишь ли ты дни молодости …»  

Тогжан. 

Первая любовь Абая – Тогжан – девушка, чувство к которой он 

пронес  через  всю  жизнь.  Об  этом  подробно  рассказано  в  романе 

«Путь Абая». 

На земле, где не прощалась любовь Енлик и Кебек, Калкамана 

и  Мамыр,  где  строго  соблюдались  вековые  традиции,  Абаю  и 

Тогжан  трудно  было  добиться  признания  своих  чувств.  Старинные 

обычаи опутывали и их. У казахов, по обычаю, вопросы сватовства 

решают только родители или старейшины родов, во многих случаях 

еще  с  пеленок  выбирают  и  нарекают  суженого  для  своих  чад.  У 

жениха  и  невесты  нет  выбора,  они  должны  только  выполнять 

предписания взрослых. И у Абая ,и у Тогжан были свои нареченные 

половины. Абай должен был жениться на девушке Дильде – внучке 

авторитеного, богатого Алшынбая. 

Абай  и  Тогжан  были  заложниками  не  только  старинных  традиций,  но  и  жизненных 

обстоятельств. Их аулы враждовали меж собой, и им трудно было встречаться. Это было второй 

преградой  между  влюбленными.  Мечта  Абая  быть  рядом  с  Тогжан  стала  недосягаемой  из-за 

кровавого побоища, возникшего в споре из-за сочных пастбищ. 

Стремясь  выразить  свои  чувства,  Абай  увлекся  домброй,  научился  играть,  сочинил 

несколько  мелодий  на  свои  стихи,  посвященные  Тогжан.  Юноша  тосковал  по  своей  любимой, 

предпочитал  оставаться  в  одиночестве,  уходил  на  охоту  или  предавался  чтению  книг.  Лишь 

дважды влюбленным довелось встретиться: весной, а затем – много лет спустя. А случилось это 

так.  Охотясь  в  степи,  Абай  заблудился  в  снежном  буране.  Простудился  и  заболел.  К  счастью, 

неподалеку оказался аул, где жила вышедшая замуж Тогжан. Она несколько дней ухаживала за 

Абаем,  пока  он  не  выздоровел.  Здесь  они  стали  друзьями  и  словно  породнились.  Абай  стал 

братом, а Тогжан – сестрой. 

Тяжело переживая свою неудавшуюся первую любовь, Абай создает стихотворение «Хоть 

Солнце и Луна вдруг засияют вместе». 

 

 

 



Хоть Солнце и Луна вдруг засияют вместе – 

Мрак не сойдет с души моей и песни, 

Ты можешь для себя найти другого в мире, 

Нет в мире для меня – одной тебя прелестней, 

 

Моя тоска в душе моей извечна. 



Любовь – обманна. Верность – быстротечна. 

Я все стерплю: насмешки и упреки. 

Ты для меня навеки безупречна. 

Печаль, любовь, душевная тоска о лучших временах навсегда проникли в стихи Абая. И эта 

песнь любви до сих пор глубоко трогает сердца всех влюбленных. 

Дильда. 

Во  времена  Абая  казахская  молодежь  рано  создавала  семьи. 

Кочевники в борьбе за выживание рано взрослели. Найти суженных для своих 

сыновей  и  дочерей  было  заботой  их  родителей.  А  дети  должны  были 

подчиниться  их  воле.  По  вековым  традициям  и  Абай  должен  был  одобрить 

выбор  своих  родителей  и  согласиться  на  женитьбу  на  нареченной  невесте. 

Абай даже не мог признаться, что у него есть влюбленная Тогжан. В смутном 

состоянии  отправился  он  в  Каркаралы  –  к  дому  отца  своей  невесты.  Этот 

обряд назывался «Қайындау» или «Урын келу». 

Богатый Алшынбай по такому случаю устроил пышную свадьбу. Это 

пышное  торжество  описывается  в  романе  «Путь  Абая»  М.Ауэзова.  На  тое 

были  устроены  различные  состязания.  Только  на  третий  день  свадьбы  Абай 

смог познакомиться со своей невестой Дильдой. Даже тогда толком он не мог 

разглядеть  ее.  Мулла  прочитал  молитву  и  повенчал  их.  Затем  молодоженам 

передали пиалу со священной брачной водой, Абай и Дильда отпили по 

Абай и Тогжан 



Дильда 

 

глотку.  Затем  наступил  черед  обрядов  «шаш  сипар»,  «кол  устар»  и  многих  других.  После  совершения 

каждого обряда Абай по традиции должен был расплачиваться со снохами невесты деньгами. 

Свита Абая жила в ауле Ашылбая 15 дней. За это время молодожены привыкали друг к другу. 

Дильда  была  стройной,  привлекательной  девушкой,  но  Абай  не  смог  полюбить  ее  так  же,  как  Тогжан. 

Когда он вспоминал ее, его одолевала тоска и печаль. 

Через некотрое  время Абай привел Дильду в свой дом. 

Дильда родила Абаю трех сыновей и дочь. В 1861 году родился первенец Акылбай, которого по 

казахскому обычаю взяли на воспитание Кунанбай и его младшая жена Нурчаным – родная сестра старого 

Ауэза,  деда  великого  писателя  Мухтара  Ауэзова.  В  1862  году  родилась  дочь  Кульбадан,  которая 

воспитывалась  у  матери Абая  Улжан.В  1867 году  родился  любимый  сын поэта  Абдрахман (Абиш),  а  в 

1870  году  –  родился  сын  Магауия,  ставший  впоследствии  поэтом.  Абай  в  первое  время  не  испытывал 

отцовских  чувств.  Старшие  дети  Абая  воспринимали  его  как  брата.  Среди  детей  –  любимец  Абая, 

симпатичный, хрупкий мальчуган Абдрахман, оставил грустную память о себе. Особым по характеру и 

уму ребенком Абая был его младший сын Магауия (Магаш). 

Акылбай и Магаш стали известными казахскими поэтами. Известна сочиненная ими экспромтом 

«Песня Акылбая». 

Айгерим. 

Поэт,  устав  от  бесконечных  тяжб  и  споров,  решает  отказаться  от  должности  волостного  главы и 

всецело посвятить себя науке, поискам истины, знаниям. Он часто наведывается в город. Как-то возвращаясь 

домой, он вынужден был заночевать в доме Бекея из рода байтора. Во сне Абай увидел свою первую любовь 

Тогжан, которая пела ему песню  «Топайкок», которую поэт посвятил ей.  Тогжан как будто звала поэта к 

себе. 

Проснувшись,  Абай  услышал  эту  песню  наяву.  Ее  пела  белолицая  девушка,  очень  похожая  на 



Тогжан. И рост, и фигура, и лицо до невероятности напоминали его любимую. Уже с первого взгляда эта 

девушка стала для Абая близкой и дорогой. Он долгое время не мог прийти в себя от потрясения. На самом 

деле это была дочь Бекея, хозяина этого дома. Ее звали Шукиман. Абаю показалось недостойным имя такой 

красавицы. 

Шукиман слышала про Абая. Она знала, что Абай был волостным главой, что он – поэт, человек 

чести и долга. 

Абай  был  покорен  пением  и  добрым  нравом  девушки.  Ему  казалось,  что  потерянное  навсегда 

счастье возвращается к нему. Абай принимает решение жениться. Для него было безразлично, что Шукиман 

не принадлежит к знатному роду. В прежние времена он потерял Тогжан из-за своей неопытности. Но на 

этот раз он твердо решил бороться за свою любовь. 

Через некоторое время Абай отправил сватов к Бекею, выплатил калым и женился на Шукиман. С 

этих пор ее стали называть Айгерим. 

Среди детей от Айгерим многогранным талантом и способностями выделялся Тураш Ибрагимов – 

выдающаяся  личность  в  династии  Кунанбая.  Он  увлекался  словесностью  и  науками,  был  знатоком 

литературы  и  прекрасным  переводчиком.  Его  переводы  на  казахский  язык  произведений  М.Горького, 

А.Неверова, Д.Лондона, Б.Пруста известны до сих пор. 

Тураш  оказал  большую  помощь  М.Ауэзову  в  создании  романа  «Путь  Абая».  Его  воспоминания, 

сведения об отце легли в основу многих глав романа. 

Много  стихов  поэт  написал  о  любви.  Абай  утверждает,  что  любовь  приходит  к  человеку  в  любом 

возрасте. Но утвердившиеся в обществе преставления, традиции и обычаи не дают человеку выразить свои 

чувства.  В  жизни  существует  много  препятствий  и  преград  на  пути  к  любви.  Приходится  считаться  с 

мнением среды. И поэтому любовь – это сложные чувства и отношения, где соединяются и радость, и горе, и 

переживание, и печаль. 

По  мнению  поэта,  человек,  умеющий  любить  –  счастливый  человек.  Без  любви  и  жизнь  пуста. 

Молодость для Абая – яркое и незабываемое время, полное переживаний, радостей и мук. 

   


 

 

 



 

Порою душу взбаламутит 

   

 

 



 

Порыв смятения в крови, 

 

 

 



 

 

И сердце в жажде сладкой муки 



Забьется трепетом любви. 

 

 



 

 

 



 

Но слезы страсти и невзгоды 

 

 

 



 

 

Не умалят сердечный жар. 



 

 

 



 

 

Любовь, как истины природы, 



 

 

 



 

Твоей судьбе – посмертный дар. 

 

 



 

Абайдың музыкалық мұралары. 

Қазақ халқының жазба әдебиетінің негізін қалаушы Абайдың музыка саласында қалдырған 

мұрасы да айтарлықтай мол. Бұл салада қалдырған мұрасының өлендері мен қарасөздерінен бөліп 

айтар  бірорны,  әдеби  мұрасындай  қағазға  түсірту  мүмкіндігі  болмады.Сондықтан да  Абай  әндері 

қазақтың  басқа  ән-күйлері  сияқты,  өз  ерекшеліктерімен  ауыздан-ауызға  таралып  жетті.Ал,  Абай 

күйлерін үйреніп, таратушы домбырашылар болмағандықтан біртіндеп сиреп, ұмытыла берді. 

Абайдың  композиторлық  мұрасын  сөз  еткенде  Абай  әндері  басты  тақырып  алады.  Абай 

артындағы  ұрпақтарына  қырыққа  жуық  классикалық  әндер  қалдырған  композитор  екендігі 

баршамызға аян. Халық әндерінен кейін өз жанынан жырлар төгіп, оны сұлу сазбен өрген Біржан 

сал,  Ақансері,  Жаяу-Мұса,  Балуан-Шолақ,  Мәди  және  басқалар  есімі  аталғанда,  осындай  халық, 

композиторлары арасында Абай ерекше ауызға алынады.Оның басты бірсебебі, Абай әндері өзінің 

саздылығы,  әуен-ырғағы  жағынан  бұрынғыларды  қайталамайтын,  түгелдей  жаңа  өрнекпен 

келгендігі  еді.  Өзіндік  мелодиялық  ерекшелігімен  бірге  Абай  әндері  кез  келгең  халық  әндерінің 

немесе  халық  композиторларының  әндерінің  өлеңімен  айтуға  түсе  бермейді.  Оның  басты  себебі, 

Абай  өз  білімін  жетілдіру  жолында  өзгеше  музыкалық  орталарда  болуы,  төңірегіндегі  нәзік 

құбылыстарға  баса  назар  аударып  озық  үлгілерді  қабылдауы  десек,  екінші  жағынан,  музыкалық 

қабілетінің де аса зор екендігі және музыка өнерін жан-тәнімен сүйгендігі, халық музыкасын жете 

білгендігі  комозиторлыққа  апарды.  Оның  өнер  жайлы,  ән-күй  туралы  айтқан  өлең  шумақтары  ел 

арасында нақыл сөздің маржандарындай таралады. 

 

 



 

Құлақтан кіріп бойды алар, 

 

 

 



Жақсы ән мен тәтті күй. 

Көңілге түрлі ой салар, 

 

 

 



Әнді сүйсең менше сүй,- 

 

деген жыр шумағын қазақ халқы дерліктей жатқа білері хақ. Ән мен күйдің адамның сана-



сезіміне, ішкі дүниесіне әсері, оның асыл мәні жөнінде Абай жырларында көптеп кездесіп жатады. 

Соның бір мысалы ретінде мына жырды алайық: 

 

 

 



 

Ұйықтап жатқан жүректі ән оятар, 

 

 

 



 

Оның тәтті оралған мәні оятар. 

 

 

 



 

Кейі зауық, кейі мұң дертін қозғап, 

 

 

 



 

Жас балаша көңілді жақсы уатар. – 

 

дейді.  Жоғарыда  айтқанымыздай,қазақтың  күйлерін  беріле  сүйген,  өз  жанынан  күйлер 



шығарған ұлы Абай күй жайлы де өткір толғаныстар қалдырды. 

Мұңмен шыққан, оралған тәтті күйді,  

 

 

 



Жылы жүрек қайда бар 

 

 



 

 

 



 

қозғаларлық,- 

деп  күйдің  дыбыс  арқылы  ғана  естілу  сарынымен  ерекшеленетіндігін  бейнелеу  арқылы 

айтса, енді бірде: 

 

 

 



Ақылдының сөзіндей ойлы күйді, 

 

 



 

Тыңдағанда көңілдің өсері бар, - 

дейді.  Артына  қырыққа  жуық  өлмес  ән  қалдырған  ұлы  Абайдың  күйлері  де  болған.  Абай 

әндері  ел  ішіне  кеңінең  таралып,  қазақ  музыкасының  алтын  қорына  қосылды.  Қазақтың 

профессионал  композиторлары  Ахмет  Жұбанов  пен  Латиф  Хамиди  Абай  әндерін  «Абай» 

операсына  арқау  етті.  Ал,  күйлеріне  келсек,  бұл  саладан  іздеушінің  және  орындап  жеткізушінің 

аздығынан, толығымен қамтылмады. 

Мен  күйші  ретінде  1983  жылы  өзінің  сұрастырып  іздеуімен  ардагер  журналист  Ғайса 

Сармурзин ақсақалмен танысып, Абайдың «Май түні», «Торжорға» атты екі күйін тыңдап-үйрену, 

қағазға түсіру бақытына ие болдым. 

Жетпіс  тоғыз  жасында  кезіккен  Ғайса  Сармурзин  өмірдің  көптеген  белестерін  басынан 

өткерген. Білері көп ардагер журналист болумен бірге. Абайдың музыкалық мұрасына қанық, екі 

күйін анықбілетін, он бес жасынан домбыра ұстаған, ұлы Абайға рулас, сол ауылдың түлегі екен. 

Ғайса  Сармурзин  1904  жылы  көкек  айында  Семей  облысы,  Абай  ауданында  туып,  1987 

жылы қазан айында Алматы қаласында қайтыс болды. 

1.

 

«МАЙ ТҮНІ» 

Күйді  Ғайса  Сармурзин  бұдан  60  жыл  бұрын  Ақылбайдың  баласы,  Абайдың  немересі 

Срайылдан үйренген. Срайыл домбырашы болған. Ғайса бұл «Май түні» атты күйді Срайылдан 

қалай  үйренгенін  есіне  алып,  балай  деп  анықтама  береді:  Мен  «Май  түні»  күйін  Абайдың 



немересі,  Ақылбайдың  баласы  Срайылдан  бұдан  60  жыл  бұрын  үйрендім.  Срайыл  маған  бұл 

күйді үйреткенде «Абай ағамның өз қолынан үйренген едім, - деген болатын» /Абайдың барлық 

ұрпағы Абайды «Абай ағам» дейтін еді./ 

Қазір  Алматыда  тұратын  немере  қызы  Мәкен  де  солай  атайды.  Ал  менің  шерткенім 

Срайылдың  ширегіне  де  тұрмайды.  Срайыл  домбырашы  еді.  Абай  ағам  бұл  күйін  жаз 

жайлаудағы түнгі сауық сайран ортасында шығарыпты, - деп тарихи анықтама береді. 

Күй өзінің атына сәйкес екі бөлімнен тұратын табиғат сұлулығын бейнелеген лирикалық 

туынды.  «Май  түні»  Абай  әндерімен  сарындас,  жазғы  жайлаудың  түнгі  көрінісіндегі  сауық-

сайранды елестету арқылы ой тербетіп отырумен ерекшеленеді. 

2.

 

«ТОРЖОРҒА» 

Абайдың  бұл  күйі  көңілді,  ойнакы  болып,  серпінді  орындалады.  Күйдің  ырғағында 

тайпалған ат жүрісі, оның әсем жорғасы бейнеленген. 

«Торжорға»  күйін  Ғайса  жас  кезінде  Оспан  деген  домбырашы  кісіден  үйренген.  Оспан 

Абай  ауылында  жалқышы,  әрі  Абайға  атқосшы  болған  екен.  Оспан ел  арасында  мынау  Абай 

ағамыздың  «Торжорға»  атты  күйі  деп,  домбырасын  құйқылжыта  тартып  жүрген.  «Торжорға» 

күйінің шығу тарихы былай айтылады:  «Абайдың өзі ерекше ұнататын торжорға аты болған. 

Бұл ат Абайға Жетісу елінен сыйлыққа келген». 

Абайдың  өзі  өте  жақсы  көрген  Петербордағы  әскери  артиллерия  академиясына  оқуға 

түскен,  оқымысты  ұлы  Әбдірахман  /Әбіш/  сырқаттанып  бұрынғы  Верный  /Алматы/  қала 

сындағы  госпитальда  жатқан  кезінде  оны  күтуге  Абайдың  жұмсауымен  келген  кіш  баласы 

Мағаш Верныйдың базарында, ұлы жүздің Дәт деген адамына кездесіп қалады. Мағашты күні 

бұрын естіп білген Дәт оған бірден үйіріліп, кұрмет білдіріп, мән-жәйдің бәрін сұрап білгеннен 

кейін, астандағы торжорғасын сыйға тартады. 

Еліңе  ала  бар,  Абай  ағамызға  сыйға  тартқаным.  «Ұлы  жүздің  бір  баласы  сәлемдемеге 

жіберген  бір  тайы  еді  дерсің».  Бұл  жөнінде  Мұхтар  Әуезовтің  «Абай  жолы»  романында 

тартымды суреттелген. 

Абайдың  «Торжорға»  күйі,  атына  сай  мелодиялық  ырғақ-иірімдерінің  әсемдігімен, 

суреткерлік құбылыстарымен ерекшеленеді. 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

10 


Слова назидания

Наследие  великого  Абая  –  вершины  классической  поэзии  – 

огромно. 

Важное  место  в  нём  занимают  «Слова  назидания», 

представляющие  собой  философско–моралистические,  общественно  – 

политические  высказывания    поэта.  Это  плод  многолетних  дум, 

волнений и благородных душевных порывов Абая.  

Тщательная  стилистическая  отделка,  образный,  точный  язык, 

искренность поэта, его человечность, высокая устремлённость, могучая 

мудрость  ставят  «Слова  назидания»  в  ряд  гениальных  литературных 

памятников человечества



Слово первое



В нём Абай подытоживает свою прошлую жизнь, прошедшую в борьбе с обществом. 

«Спорил  я,  боролся,  судился,  имея  одни  хлопоты,  и  в  них  обессилел,  устал»,  -  с  горечью 

пишет  он.  Убедившись,  что  он  бессилен  изменить  что  –  либо  своим  личным  участием  в 

существующих  феодально–администравных  порядках,  Абай  решил  воздействовать  на 

общество словом: «Наконец решил: возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать 

свои мысли. Может быть, кому – то придётся по душе моё слово…»

 

Слово четвертое.



 

Человек приходит в жизнь с плачем, умирает сердясь. Не зная, в чём счастье, 

люди  унижают  жизнь пустыми делами. Они  преследуют друг друга, кичатся  друг 

перед другом, копят богатство, а когда наступает последний час, готовы отдать всё 

нажитое ими за день жизни. 

Почему же прозрение приходит к людям так поздно?  

Почему  бы с самого начала не  поверить в свою судьбу  и не заняться  трудом. 

Тогда  самое  скудная  земля  одарила  бы  нас  своими  плодами.  Ведь  в  этом  её 

назначение. 

Слово шестое.

 

«Начало  достатка  в  жизни…»  Уточним,  какая  это  жизнь?  Плотская?  Та,  что 

называется жизнью в теле и обусловлена едой и усвоением пищи? Но она превращает 

человека в животолюбца, заставляя пуще всего бояться смерти. Спасая свою жизнь, он 

готов бежать от врага и получить славу предателя, избегая труда, - стать лентяем. 

Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое 

сердце должны вести человека, тогда и труд его и достаток обретают смысл. 

Слово девятое.

 

Странно отношусь я к своему народу, - пишет Абай в «Девятом слове». – 

Не  пойму:  питаю  к  нему  неприязнь  или  люблю?  Если  бы  любил,  то  без 

малейшего  сомнения  одобрил  бы  его  поступки  и  среди  черт  нашёл  хоть  одну, 

достойную  похвалы.  Моя  любовь  не  давала  бы  погаснуть  вере,  будто  мои 

соплеменники обладают качествами, присущими великому народу. Но нет у меня 

этой веры. А если не верил, то не разговаривал бы с сородичами, не советовал, не 

доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними, и не 

было бы мне дела до того, что среди них происходит. Откочевал бы, чтоб с глаз 

долой. Но не смог я сделать и этого. 



Слово двадцать пятое.

 

… Знать русский язык – значит открыть глаза на мир… 

Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом…»

 

Слово сорок пятое.



 

«Сущность  человека  составляет  любовь,  справедливость  и  душевность.  Люди  не 

могут  обходиться  без  этих  начал.  Просто  в  жизни  не  бывает  случая,  когда  бы  не 

участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу. Таким создал 

всевышний наш мир…» 

 

 



Абай верил в будущее своего народа, в благодетельные грядущие перемены. «Кто не испытывал зла? – писал Абай. – 

Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит и зло не вечно. Разве после 

суровой, многоснежной зимы не приходит весна – цветущая, многоводная, прекрасная?» 

 

Одно  из  «слов»  он  заканчивает  мысль:  «И  думаю,  что,  может  быть,  и  хорошо  жить  так,  устремляя  взор 



надежды на будущее». 

11 


Мой Абай.  

Из сочинений учащихся школы. 

 

«Абай  вошёл  в  мое  сознание  как  борец  против  зла  и  насилия.  Покоряет 



смелость и мужество поэта. «Он беспощадно высмеивает выскочек, управленцев, 

разоблачает  в  стихах  механизмы  выборов,  показывая  ключевую  роль  в  них 

взяток». 

                                      

 

 

Наконец волостным я стал, 



                                     

 

 



Всё добро на взятки спустив: 

                                      

 

 

Без горбов верблюды мои,  



                                      

 

 



У коней не осталось грив 

 

Поэзия Абая, клеймящая пороки, «вождей народа»,  актуальна и сегодня.                                                                                                            



                                                                                         

Кудряшова Марина 

 

«Я разделяю волнения поэта по наметившемуся разрыву в социальном положении равноправных от 



рождения людей». 

                               

Пускай над степью снеговой буран гремит опять,  

                               

Ведь байский сын одет и сыт, ему тепло гулять, 

                               

А батрачонок целый день обязан быть при нём 

                               

И со слезами на глазах ублюдка забавлять, 

                               

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть? 

                               

А если даст кусок, глядя, длинна у бая плеть. 

                               

Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возвратится 

                               

Ведь баю - жить в богатстве, тебе - в могиле тлеть. 

                                                                           

                                                                                                      

Циттель Ирина  

 

«  Меня  восхищают  стихи,  рожденные  в  связи  с  его  увлечениями  и 



пристрастиями. 

В  стихах  «Всадник  с  беркутом  скачет  в  ранних  снегах»  и  «Хоть 

любую  добычу  беркут  берёт»  красочно  описываются  сцены  охоты.  Абаю 

принадлежит  одно из описаний лошади».   

                                                                                        

Епрынцев Е. 

 

«Актуально звучат и сегодня стихи Абая, посвященные молодёжи. В них наставления, заветы поэта 



нам, молодым - будущему отечества: 

                                       

Чтоб человеком ты был,  

                                        

И вровень с веком ты был, 

                                        

Ты пятерых побори 

                                        

И пятерых избери 

 

                                       



 

Злословье, ложь, хвастовство, 

                                        

Безделье и мотовство- 

                                        

Вот пять врагов твоих, знай! 

 

                                        



А разум и доброта, 

                                        

Упорство, скромность, труд- 

                                        

Вот пять друзей, согласись! 

 

Поэт пропагандировал ценность знаний, призывал к изучению наук, просвещению. 



                                                                                                        

Сырчина М. 

 

 

«Меня  покоряет  искренность  и  глубина  чувств  Абая  в  стихах  на 



различные темы. 

Поэт  с  беспощадным  сарказмом  обрушивается  на  злободневные 

пороки  и  язвы  общества:  карьеризм,  стяжательство,  соперничество, 

скандалы и  

12 


тяжбы.  Он  ненавидел  бездумное  времяпрепровождение,  осуждая  прожигателей  жизни, 

бесполезную  демагогию,  бесхарактерных  людей.  И  сегодня  поэт  с  нами  в  борьбе  за  высокую 

нравственность всех граждан страны, за чистоту чувств и поступков.  

                                        

Так будь отзывчивым, как друг и брат, 

                                       

  

И поделись со всеми, чем  богат.  



                                       

  

Да будет дружба искренней и честной 



                                       

  

И все дурные чувства замолчат». 



Великий пророк, выросший в «непроторенной, тёмной среде» призывает нас «быть сыном не отца 

своего,  а  человека».  По  его  мнению,  любовь  к  человеку,  приверженность  к  справедливости  -

настоящие признаки человечности» 

                                                                                                              

Граф А. 

 

 



«Поэзия  Абая – своего рода учебник жизни. В ней нашли отражение 

картины  жизни:  бескрайние  просторы  степей,  жизнь  и  быть  казахского 

аула,  летние  кочевья,  подготовка  к  зиме,  соколиная  охота.  Здесь  и 

внутренний  мир  разных  поколений,  разные  характеры.  Абай  любил  свой 

народ,  ему  было  дорого  всё,  чем  он  жил,  к  чему  стремился.  Его  стихи  о 

временах  года  созвучны  пушкинским  творениям,  но  в  них  в  центре 

внимания  жизнь,  полная  противоречий  и  контрастов.  Поэт  радуется 

красоте родного края, но радость его омрачается мыслью о тяжелой жизни 

бедняков.  

Пейзажи всех время года неотделимы от  социальных оценок. 

Сурова осень в степи : «Тучи серые, хмурые, дождь недалёк. Осень .Голую 

землю  туман  заволок»  Оголенные  деревья  стоят,  как  нищие  старцы.  Но 

ещё более мрачен вид дырявых юрт бедняков. 

 

                                                



 

Дуют ветра, становятся всё холодней. 

                                                

 

 



Стужа мучает и стариков и детей. 

Так  мог писать поэт, воспринимающий горе людское, как свою  собственную боль.» 

                                                                                                     

 

 



 

Карташова Д. 

 

«

Я ценю задушевные, проникновенные стихи Абая о роли и значении поэзии 



в  жизни  человека  и  общества.  В  его  время,  в  условиях  кочевой  жизни,  не 

могли развиваться живопись, архитектура, театр. Поэтому поэтическое слово 

и музыка  ценились высоко. 

Абай  считал    стихотворную  речь  «  властителем  языка»,  высшим  родом 

искусства. 

 

                                             



Поэзия- властитель языка, 

                                             

Из камня чудо высекает гений, 

                                             

Теплеет сердце, если речь легка, 

                                             

И слух ласкает  красота речений. 

 

Главное в поэзии не «словесные узоры», «вязь слов», а глубокие мысли в художественной форме, 



«мысль золотая» в «серебряной оправе». 

Ценна и вечна та поэзия, по мнению Абая, в который отражена правда жизни, которая учит людей 

жить.» 

Если слово звучно, если мысль верна, 



Не отвергнут песни, песня век жива. 

Мастерство и правда - в этом цель певца, 

Чтобы раскрыть не только ум, но сердца, 

Дать примеры юным, просветить невежд, 

Даже нет и в мыслях- забавлять глупца! 

Выборных Е. 

 

 

13 



Школа в делах и лицах.  

Чтобы стать мужчиной, мало им родиться,

 

Чтоб стать железом 



– 

мало быть рудой.

 

Ты должен переплавиться, разбиться



 

И, как руда, пожертвовать

 

собой.


 

Как трудно в сапогах шагать в июле.

 

Но ты 


– 

солдат и все умей принять:

 

От поцелуя женского до пули,



 

И научись в бое не отступать.

 

Готовность к смерти 



– 

тоже ведь оружье,

 

И ты однажды примени ... .



 

Мужчины умирают, если нужно,

 

А потому живут в веках



 

они!


 

Михаил Львов.

 

1.

 



Традиционный поход в природу в рамках месячника «Здоровье».

 

2.



 

Ключевое творческое дело «Республика моя, тебя я прославляю».

 



 



Ярмарка национальных блюд.

 



 

Фестиваль народов Республики Казахстан.

 



 



Интеллектуально

-

развлекательная игра «Круг дружбы»  для 1



-

4 классов.

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

3.

 



Посвящение в юные карбышевцы.

 

4.



 

Концерт  в  интернате  №2  для  престарелых  и  инвалидов  с  участием  акимов  города  и 

области 

– 

Денинга Н.Я. и Кулагина С.В.



 

5.

 



Первенство  в  городских  спортивных  соревнованиях  по  сдаче  «Президентских 

тестов».


 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

6.

 



Участие  в  областном  конкурсе  рефератов  «Страницы

 

истории  глазами  молодого 



поколения» 

место, ученица 10 «б» класса Сырчина М.



 

7.

 



Поездка в Кокшетау актива музея школы 

– 

на родину предков Шокана Уалиханова 



– 

с 

целью сбора материалов о жизни выдающегося сына казахского народа.



 

8.

 



Участие  в  городском  конкурсе  рисунков,  посвященном  героям

-

батырам  земли 



казахской.  Айтпаева  А.,  Граф  А.  (10б) 

– 

3  место,  Яровая  О.  (4б) 



– 

лауреат 


конкурса.

 

9.



 

Участие  в  выставке  декаративно

-

прикладного  искусства  по  теме  «Наследие  предков 



сохраним». Призер Землянсков Н. (7а)

 

10.


 

Кадетские сборы «Осенний призыв» с учатием активистов 5

-

10 классов.



 

 

 



 

 

14 



Ярмарка национальных блюд 

Туристический поход 

Спортивная эстафета 5-6 классы 

Выступление в доме ветеранов 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет