Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане
8
Вестник КазНУ. Серия востоковедения. №2 (59). 2012
Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане
Работа выполнена по проекту «Ислам в современном Казахстане:
сущность и итоги религиозного возрождения»
Б.Ж. Актаулова
Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
Аннотация. В настоящей статье автор, рассматривая религиозную ситуацию в Казахстане, ставит
цель определить внешние факторы появления и распространения радикальных исламских течений.
Формирование новых общественно-поли-
тических и социально-культурных реалий, вы-
званное крахом коммунистической идеологии и
распадом СССР, обусловили рост национально-
го самосознания и смену духовных ориентиров
в постсоветском обществе, что наглядно под-
тверждается примером массового обращения
граждан СНГ к религиозным ценностям и тра-
дициям. Этот процесс затронул и Казахстан. С
исчезновением коммунистической идеологии и
атеистических принципов казахстанское обще-
ство осталось в нравственном и духовном ва-
кууме. Началась переоценка ценностей, подъем
этнического самосознания. На этом фоне прои-
зошло возрождение религиозной идеологии, ко-
торая за относительно короткий срок стала важ-
нейшим элементом культуры и образа жизни.
С обретением Казахстаном независимости
религиозные объединения республики получи-
ли мощный импульс для своего развития. В это
время именно религия как социальное явление,
несущее в себе вечные моральные ценности,
стала точкой опоры для сотен людей. Процесс
демократизации политической и общественной
системы в Республике Казахстан, начавшийся в
80-90-х годах ХХ века, в полной мере захватил и
религиозную сферу жизни общества, привел к
возникновению принципиально новой религиоз-
ной ситуации.
В 1990 году впервые в истории страны было
создано самостоятельное Духовное управление
мусульман Казахстана (муфтиат). Ведущим те-
чением ислама, поддерживаемым Духовным
управлением мусульман Казахстана, в нашей
стране является суннизм ханафитского мазхаба.
В целом текущая религиозная ситуация и
религиозная структура населения выглядят сле-
дующим образом. К наиболее многочисленным
конфессиям республики, как указано выше, от-
носятся ислам суннитского толка (ханафитский
мазхаб) и христианство (православие). При соот-
ношении 70% на 30% их исповедуют более 90%
населения. Руководство в этих двух конфессиях
осуществляются крупнейшими религиозными
центрами: Духовным управлением мусульман
Казахстана и тремя епархиальными управлени-
ями Русской православной церкви.
Основными законодательными актами, регу-
лирующими религиозную деятельность в стране,
являются Конституция Республики Казахстан и
Закон «О свободе вероисповедания и религиоз-
ных объединениях» (2011 г.), которые регулиру-
ют соблюдение прав граждан на религиозную
свободу и законодательно отделяют религию от
государственных институтов [1].
В Конституции РК закрепление и светский
характер государства, определяющий и гаранти-
рующий права граждан на свободу слова, мысли
и самовыражения; в Основном законе отсутству-
ет положение о патронаже или особом отноше-
нии к какой бы то ни было религии, а также про-
декларировано равное и толерантное отношение
ко всем конфессиям [2].
За годы суверенитета существенным обра-
зом изменилась структура конфессионального
пространства Казахстана. Тотальный атеизм и
отрицание религиозной духовности сменились
конфессиональным возрождением, изменением
ISSN 1562-3920 KazNU Bulletin. Oriental series. №2 (59). 2012
Б. Ж. Актаулова
9
религиозного сознания в сторону толерантно-
сти и доверия. Плюрализм мнений в религиоз-
ной сфере и принятие наиболее демократичного
во всей Центральной Азии законодательства о
религиозных культах привело к появлению но-
вых, ранее неизвестных религиозных течений.
Конфессиональный плюрализм стал важной от-
личительной чертой современной религиозной
ситуации в Республике Казахстан.
По данным разработчиков Программы Пра-
вительства РК 2006, за прошедшие 20 лет неза-
висимости в Казахстане значительно изменился
количественный и качественный состав конфес-
сиональных групп: «По состоянию на 1 января
2011 г. общая численность религиозных объеди-
нений, представляющих более 40 конфессий и
деноминаций, составляет 4479. В общем числе
религиозных объединений представлены: Ислам
- 2756, Русская православная церковь - 303, Рим-
ско-католическая церковь - 90, Протестантизм –
1301 [3].
Тенденции современного развития ислама в
Казахстане обусловлены, в основном, влиянием
внешних факторов.
При наличии в Казахстане различных толков
внутри ислама появляются идейно отличающи-
еся друг от друга множество общин, сложивше-
еся многообразие в исламе во многом связано с
действиями зарубежных мусульманских органи-
заций, пропагандирующих свое толкование дог-
матов ислама и образа жизни. Обособленность
групп, образующих отдельные течения, в этой
ситуаций в той или иной мере препятствуют об-
разованию единой общественной институциона-
лизации религиозных отношений.
Множество течений, распространенных в
различных странах, экспортируют свои идеи, и
находят своих приверженцев в республиках Цен-
тральной Азии. Сложившееся многообразие в
исламе Казахстана во многом связано с действи-
ями зарубежных мусульманских организаций.
Их толкование религиозных догматов и образа
жизни не всегда соответствует характеру казах-
станского общества и способствует образованию
обособленных групп со своими духовными ли-
дерами и организационной структурой, что пре-
пятствует единству мусульманской общины.
Для современной религиозной ситуации в
Казахстане характерны возникновение и усиле-
ние радикальных религиозных сообществ, акти-
визация деятельности центров нетрадиционных
верований, повышение влияния иностранного
миссионерского движения и расширение соци-
альной базы сектантских организаций, особенно
за счет молодежи. При этом небольшую озабо-
ченность вызывает усиление деятельности де-
структивных сект и культов нового поколения.
Опасность заключается в том, что казахстанская
молодежь, для которой религия все больше ста-
новится ценностной ориентацией, регулирую-
щей социальное поведение, психологию обще-
ния и философское отношение к жизни, весьма
смутно представляет, где проходит грань между
традиционной религией и псевдорелигиозно-
стью.
Как известно, деструктивные секты и культы
наносят психологический вред, особенно воз-
действуя на неокрепшее сознание молодежи, ме-
няя ее привычную религиозную ориентацию и
ломая у подрастающего поколения систему усто-
явшихся этнических и религиозных ценностей.
Одной из характерных особенностей разви-
тия Казахстана в современный период является
неуклонное возрастание роли религии в жизни
общества. Повышается ее авторитет и статус,
расширяются социальные функции, растет чис-
ло верующих и религиозных объединений. Вме-
сте с тем этот процесс духовного возрождения
выявил и определенные проблемы, с которыми
прежний Казахстан не сталкивался. Появились
псевдорелигиозные образования, способствую-
щие проникновению в Казахстан религиозного
экстремизма.
Что касается появления нетрадиционных
исламских направлений и течений, то, что, осо-
бенно в начале 90-х наши многие молодые люди
уезжали в зарубежье для получения образования
в страны, в которых в качестве национальной
идеологии позиционируется нетрадиционный
для нас ислам шиитского или ваххабитского тол-
ка. В итоге эти молодые люди, оказавшись под
влиянием идеологии другого государства, при-
няли ее и потом эти же учения и способствовали
образованию всевозможных исламских течений
и сект, нетрадиционных для Казахстана.
Сегодня терроризм и экстремизм являются
общемировой проблемой, требующей незамед-
лительных действий, ведь ежегодно в разных
регионах мира наблюдается значительный рост
количества совершаемых терактов. До сих пор
Появление нетрадиционных исламских течений в Казахстане
10
Вестник КазНУ. Серия востоковедения. №2 (59). 2012
трагические события обходили Казахстан сторо-
ной. Однако это не повод для самоуспокоения и
бездействия, скорее необходимо приложить мак-
симальные усилия, чтобы этого не происходило
и впредь.
Религиозный, и особенно исламский экстре-
мизм становится реальной политической силой
в Центральноазиатском регионе. Юг Казахстана
не является исключением, тем более, что ислам
здесь имеет глубокие исторические корни, более
распространен и ярко выражен. По признанию
руководства Духовного Управления Мусульман
Казахстана, ислам на юге представлен не толь-
ко традиционными течениями - суннизмом и
шиизмом, но и существует несколько десятков
исламских течений и независимых друг от друга
религиозных общин, которые ДУМК не подчи-
няются.
В течение последних 4-х лет по заявлениям
Генерального Прокурора судебными органами
запрещена деятельность 13 террористических
и 1 экстремистской организаций. Также эти за-
рубежные организации были признаны терро-
ристическими другими государствами-участни-
ками Шанхайской организации сотрудничества,
а многие из них включены в перечень между-
народных террористических организаций в со-
ответствии с решениями Совета Безопасности
ООН, Евросоюза либо Указами Президента
США [4].
Начало третьего тысячелетия, связанное с
террористическими актами в США и придание
им религиозной окраски, заставляет по-новому
осмыслить процессы, происходящие в конфес-
сиональной сфере. Проблема религиозного экс-
тремизма и его профилактики стоит перед всеми
государствами. Казахстан не является исключе-
нием. По мнению главы Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева, высказанному еще в 2000 году,
кроме «зримых угроз - экстремизма, терроризма,
наркотиков, массового исхода беженцев - есть и
другая, незримая угроза. Войны действительно
начинаются в головах людей. Ежедневно и еже-
часно идет борьба за сознание наших людей. Не
нужно обольщаться и думать, что религиозный
экстремизм не касается Казахстана, что у нас
иные исторические традиции, что у нас никогда
не было фанатизма. Все это так, но время вносит
свои коррективы» [5].
Резкий количественный рост религиозных
объединений, перераспределение конфессио-
нальных сфер влияния в сторону увеличения
доли «новых» для Казахстана религий, вовлече-
ние в них коренного населения, интересы ино-
странных держав в регионе - все это создает объ-
ективные предпосылки конфликтных ситуаций.
Учитывая национальный (130 наций и народно-
стей) и количественный состав (более 15 милли-
онов человек) населения страны, последствия
возможного конфликта могут напрямую повлия-
ть на целостность Республики Казахстан.
Действительно, вопрос конфессиональной
безопасности в последнее время становится
все более актуальным. Это связано с наличием
как объективных, так и субъективных причин:
географического положения, этнического со-
става населения, особенностей исторического
развития региона, бурного конфессионального
возрождения, проблем внутренней и внешней
безопасности. Если исламский мир смотрит на
Казахстан как на свою неотъемлемую часть, то и
лидеры других конфессий прекрасно понимают
стратегическое значение региона в Центральной
Азии.
Главной задачей казахстанской политики
становится не только сохранение и укрепление
межэтнического согласия, но и сохранение и
упрочение прежде всего религиозной толерант-
ности, межконфессионального согласия.
Толерантность издревле была базовым прин-
ципом Великой степи. Казахстан и сегодня явля-
ется единственным государством в мусульман-
ском мире, где за последние годы были заложе-
ны фундаменты десятки новых синагог, строятся
христианские храмы, в том числе католические.
Толерантность казахстанской земли была, в част-
ности, подтверждена проведением Международ-
ных съездов лидеров мировых и традиционных
религий, в ходе которых религиозные лидеры
разных стран и народов подтвердили стремление
к единой цивилизации, которая бы основывалась
на общепринятых ценностях терпимости и сво-
боды, к диалогу различных культур и религий.
Достарыңызбен бөлісу: |