Cultural Identification
The Problem of Art Studies
2016
Szombathely
2
Khalykov, Kabyl – Fresli Mihály (szerk.)
Cultural Identification: The Problem of Art Studies
Lektor: Pozsgai István – Molnár Angelika
Совместная коллективная монография
Jelen kötet a
„ Kultúra: társadalom, vezetés és szubjektum a kazah és a magyar kultúrában”
(Kazah és magyar kultúra a globalizált világban)
kutatási projektnek a
Szláv Interkulturális Kutatócsoport és a „Zsurgenov” Kazah Nemzeti Művészeti
Akadémián működő «ӨНЕР» Tudományos Kutatóközpont
keretében végzett eredményeit tartalmazza.
ISBN 978-615-5251-41-2
Cовместная коллективная монография опубликованa в рамках
международного научного проекта «Культура: общество, руководство и
субьект в казахской и венгерской культуре» (Казахская и Венгерская культуре
в мире глобализации), осуществляемого Славянской межкультурной научно-
исследовательской группой и Научно-исследовательским Центром «ӨНЕР»
при Казахской Национальной Академии Искусств им.Т.Жургенова
Научное издание
Тираж 500. Итд..
Kiadja:
Nyugat-Magyarországi Egyetem
Savaria University Press
Szombathely
2016
3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................... 5
FOREWORD…..……………………………………………………………………………...8
REFLECTION ISSUES IN STUDENT-CENTERED VOCATIONAL EDUCATION ....... 11
FEATURES OF DEVELOPMENT OF KAZAKH DRAMA THEATRE AND
SCENOGRAPHY IN RECENT YEARS .............................................................................. 23
СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ И ПАРАДИГМА ЕГО РАЗВИТИЯ ...................................... 31
ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНАЯ ПРАКТИКА В ПРОСТРАНСТВЕ КАЗАХСКОЙ
НОМАДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ....................................................................................... 39
ҚАЗАҚ КӘСІБИ РЕЖИССУРАСЫНЫҢ КӨШБАСШЫСЫ .......................................... 51
КАЗАХСКИЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТЮРКСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА ....................................................................................................................... 63
ELEMENTS OF ARCHAIC DANCING PLASTICITY IN MONUMENTS OF MATERIAL
AND SPIRITUAL CULTURE OF KAZAKHSTAN ............................................................ 68
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И
ПРИОРИТЕТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА.............................................................................. 79
Ж.АЙМАУЫТОВ ДҮНИЕТАНЫМЫНЫҢ МӘДЕНИ- ФИЛОСОФИЯЛЫҚ
АСТАРЛАРЫ ЖАЙЛЫ....................................................................................................... 96
СЫРЛЫ СЕЗІМ ИІРІМДЕРІ ............................................................................................. 114
ТӘУЕЛСІЗДІК ЖЫЛДАРЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ АКТЕРЛІК ӨНЕРІНІҢ ДАМУ
ҮДЕРІСТЕРІ....................................................................................................................... 120
МУЗЫКАЛЫҚ ТЕАТРҒА МАМАН ДАЙЫНДАУДЫҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ ...... 129
САХНА ТІЛІ – АКТЕРЛІК ӨНЕРДІҢ ҚҰРАМДАС БӨЛІГІ ........................................ 136
ИСТОРИЯ, ЭТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР В КАЗАХСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ...................................................................................................................... 143
ФОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ КАК
ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ................................................................ 150
ҚАЗАҚТЫҢ СЫБЫЗҒЫШЫЛЫҚ ДӘСТҮРІ................................................................. 158
ДӘСТҮРЛІ ҚАЗАҚ БИІНІҢ БҮГІНГІ КҮНГІ ДАМУ ЕРЕКШЕЛІГІ ......................... 166
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ОБУЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОМУ ТАНЦУ В ВУЗАХ........................................................................ 173
ХОРЕОГРАФИЯ Б.ЭЙФМАНА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ
КАЗАХСКОГО БАЛЕТА .................................................................................................. 179
КАЗАХСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ .............................................................. 187
НАУРЫЗ КАК ИСТОЧНИК КОНСОЛИДАЦИИ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ
ИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДА КАЗАХСТАНА............................................................ 194
THE INTEGRATION OF MODERN KAZAKH MONUMENTAL ART
INTO THE GLOBAL CULTURAL SPACE....................................................................... 200
СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЯХ
КАЗАХСТАНА: ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ....................................................................... 211
ҚАЗАҚСТАН БЕЙНЕЛЕУ ӨНЕРІНІҢ ШЫҢЫНА ҚОЙЫП ОТЫРҒАН ҚЫЛҚАЛАМ
ШЕБЕРІ Ә.ҚАСТЕЕВ ТУРАЛЫ ЕСТЕЛІКТЕР.............................................................. 219
ҚАЗАҚ БЕЙНЕЛЕУ ӨНЕРІНДЕГІ ҰЛТТЫҚ ТАРИХИ ОБРАЗДАРДЫҢ
БЕЙНЕЛЕНУІ .................................................................................................................... 227
AZ IDEGEN NYELVEKEN FOLYTATOTT KOMMUNIKÁCIÓ MINT
KULCSKOMPETENCIA.................................................................................................... 235
РОМАН В ПОНИМАНИИ М.М.БАХТИНА И Ю.М.ЛОТМАНА ................................ 249
4
DIE ANWENDUNG DES GRAVITATIONSMODELLS AUF DIE KULTUR IM
WESTUNGARISCHEN KOMITAT VAS.......................................................................... 256
A VLAGYIMIR-SZUZDALI FEJEDELEMSÉG TEMPLOMÉPÍTÉSZETE A XII-XIII.
SZÁZADBAN ..................................................................................................................... 264
5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наши дружественные отношения между государствами Венгрией и
Казахстаном создают микроклимат для развития культуры и искусства,
помогают взаимообогащению ученых и исследователей этих стран. Эта
совместная коллективная монография ученых Казахстана и Венгрии
посвящена исследованию проблем культурной идентификации в области
искусствоведения, изучению культурных ценностей и искусства как
традиционного, так и современного аудио-визуального. Наше сотрудничество
началось после визита венгерских коллег PhD, Доктор Михай Фрешли
(Западно-Венгерского Университета) и PhD, Доктор Жолт Хусти (Пешского
Университета) в КазНАИ им.Т.Жургенова (27.10. 2014 г.). На основе договора
о соотрудничестве вузов научно-исследовательский центр «Өнер» при
Казахской национальной академии искусств им.Т.Жургенова подписал
дополнительное соглашение для осуществления совместного научного
проекта на тему: «Культура: общество, руководство и субьект в казахской и
венгерской культуре» (Казахская и венгерская культура в мире глобализации)
с участием казахских и венгерских ученых, фундаментально исследовавших
эту тему.
В ходе сотрудничества казахстанские ученые работали со Славянской
межкультурной научно-исследовательской группой. На основе договора
между вузами от 29 октября 2014 года Казахская национальная академия
искусств им.Т.Жургенова провела совместную научно-практическую онлайн-
конференцию на тему: «Интеграция венгерского и казахстанского кино и
телевидения в процессе глобализации» в соответствии с современными
тенденциями развития мирового искусства, посвященной 70 - летию
ЮНЕСКО. На пленарном и секционных заседаниях онлайн-конференции
были заслушаны более 90 докладов. С приветственным словом выступил
генеральный консул Венгрии в г. Алматы Blaumann Ferenc, ректор КазНАИ
им. Т.Жургенова профессор Бибигуль Нусипжанова.
В коллективной монографии отражены нынешние проблемы
искусствоведения из авторских исследований венгерских и казахстанских
ученых. К примеру: «Методологические проблемы музыкального
образования и исполнительства», «Педагогические условия интеграции
содержания профессионального образования вокалистов эстрады», «Особый
вид музыкально-исполнителького народного жанра – инструментальная
музыка», которая является основным духовным фундаментом казахского
народа, «Фоническая система казахской традиционной музыки как часть
культурной идентификации».
В разделе «Театр» ученые рассматривают профессиональные
проблемы с точки зрения театральной критики, режиссуры, сценографии,
музыкального театра и сценической речи, актерского мастерства, пластики,
танцев: «Взаимодействие театральных культур Востока и Запада », «Развитие
современного казахского театра в контексте развития тюркской сценической
культуры на примере спектаклей международного театрального фестиваля
6
тюркских народов «Науруз», «Art-Ordo». Рассматривается роль фестивалей,
способствующих консолидации театров в направлении развития культурного
наследия и национальных языков, также режиссерское наследие первого
казахского профессионального режиссера-педагога, драматурга Аскара
Токпанова, обратившего свое внимание исторической достоверности традиции
и быта народа, этнографической точности сценических костюмов, и
воспитывавшего в актерах свободомыслие, ответственности за каждую роль,
требовавшего достоверного раскрытия на сцене, особенностей человеческого
бытия, его духовного богатства. «Современные подходы сценографии в
казахском драматическом театре и ее развитие через понимание культурно-
философских текстов современности», «Роль молодых сценографов в
казахском театре в поиске новых образно-пластических форм», «Театрально-
зрелищная практика в пространстве казахской номадической культуры,
имеющей свое специфическое поле деятельности, основанное на устойчивых
культурных традициях, показанная в свете возрождения этнических
особенностей» – это ряд тем, рассматриваемых учеными. В существующем
сегодня многообразии театральных форм казахский театр, ориентированный
на философское осмысление жизни, пытается обратиться к эпическому
наследию народа. Поднимается вопрос о роли музыкальных театров, которые
транслируют достояние мировой культуры и народов многонационального
Казахстана.
Исследователи дают особое предпочтение искусству хореографии и
народным
танцам.
Анализируются
структурные
характеристики
и
закономерности танцевального фольклора, являвшегося фундаментальной
основой развития народных танцев, также специфика национальной
хореографии, методические принципы обучения казахскому танцу в вузах.
Подчеркиваются заслуги балетмейстеров и исполнителей, и их вклад в
развитие танцевального искусства, обсуждается вопрос о том, откуда
произошел значительный скачок в профессиональном танцевальном
искусстве. Кроме того, немаловажным считается аспект хореографии в
интерпретации мирового опыта в казахском балете.
Искусствоведами выделены факторы, вызывающие интерес к
национальной, этнической истории. На данный момент рефлексии связаны с
ростом самосознания нации, стремящейся определить свои позиции в
современном мировом культурном сообществе. Жанровая принадлежность
творчества художников, графиков, монументалистов – немаловажный аспект
исследователей истории искусства. Сегодня Казахстан стремится к интеграции
в мировое культурное пространство и вносит собственный духовный и
научный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Национальный
проект «Культурное наследие» актуализирует потребность культуры страны
выйти за границы, осознать и принять другую картину мира и другие смыслы
бытия. По Концепции культурной политики РК современный музей и
парадигма его развития имеет конструктивную направленность как
важнейший цивилизационный фактор. Представляется опыт сохранения
объектов культурного наследия в музеях Казахстана и опыт реставрации.
7
В исследованиях Венгерские коллеги обращаются изучению
иностранных языков как связи в качестве ключевой компетенции. По их
мнению развитие ключевых компетенций лицам передающие знания, навыки и
отношения, получают во владение, что социальные интеграции,
самореализации, занятости и на протяжении всей жизни содействуют процессу
обучения, один из них на иностранных языках коммуникации. В «Романе в
понимании
М.М.Бахтина
и
Ю.М.Лотмана»,
определена
жанровая
специфичность пушкинского романа в стихах в качестве новой формы
творения, основанной на противоречиях. Мышление и моделирование в
рамках иерархии, препятствуют динамизму, необходимому диалогичности и
переводят его в монологичность.
Исследования Архитектуры княжества Владимировской Суздали XII-
XIII столетия имели специфическую для данной местности традиции до
монгольской эпохи. Вопросы особенности архитектурных школ, композиции и
эстетические принципы, структура и пространство старых русских
византийских церквей также являются главными для искусствоведов Венгрии.
Еще одно новшество в научном понимании обращено «Применению
гравитационной модели к культура в Венгрии West Вош». В этом
исследовании показано как применяется модель гравитации к культурной
жизни Венгерского графства Vas. И культурная значимость отражена с
помощью анализа количества музеев и выставок в графстве. Авторами
указано, что эта модель может быть использована для детерминированной
шахты культурного взаимодействия между городами.
Халыков Кабыл Михай Фрешли
Доктор филос.наук, профессор, Доктор PhD, ассоцированный
проректор КазНАИ им.Т.Жургенова Западно-Венгерского Университета
(Казахстан) (Венгрия)
8
FOREWORD
Friendly relations between two our countries Hungary and Kazakhstan
create a microclimate for the development of art and culture, help the mutual
enrichment of scientists and researchers in these countries. This joint-collective
monograph by scientists of Kazakhstan and Hungary is devoted to research
"cultural identity" issues in the art study field, the study of cultural values and
devoted to both traditional and contemporary audio-visual art. Our cooperation
found its beginning after the Hungarian colleagues PhD Mihaly Fresli (University of
West Hungary) and PhD Zsolt Huszti (Peshskogo University) visited T. Zhurgenov
KazNAA on 27 October, 2014. On the basis of the agreement on partnership
between KazNAA and Western Hungarian University the "Oner" scientific-research
center of the Kazakh National Academy of Arts T. Zhurgenov signed an additional
agreement for the implementation of joint research project on the theme: "Culture:
Society, guidance and subject in the Kazakh and Hungarian culture "(Kazakh and
Hungarian culture in a globalizing world) with the participation of Kazakh and
Hungarian scientists who have researched this matter deeply.
During this cooperation Kazakhstani scientists also worked with the Slavic
Intercultural research group. On the basis of the agreement between our universities
on October 29, 2014 T. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts held a joint
scientific-practical online conference on the theme: "Integration of the Hungarian
and Kazakh film and television in the process of globalization" in accordance with
the modern trends in the development of world art, which was dedicated to the 70th
anniversary of UNESCO. More than 90 papers were presented in the Plenary and
break-out sections of the online conference. Hungary’s Consul General in Almaty
Blaumann Ferenc and the Rector of KazNAA Bibigul Nusipzhanova gave
welcoming speeches.
This collective monograph reflects current issues in art studies researched by
Hungarian and Kazakhstani scholars. For instance, "Methodological problems of
musical education and performing", "Pedagogical conditions of content integration
of the vocational education variety/pop vocalists", "Special folk genre music
performing - "instrumental music" which is the main spiritual foundation of the
Kazakh people. "Kazakh traditional music’s phonic system as part of the cultural
identity."
In the "theatre» section scholars consider the professional problems from the
theatre criticism, directing, set design, musical theatre and scenic speech, acting
skills, plastic art and dances’ point of view: "Interaction of theatre cultures of the
East and the West," The development of modern Kazakh theatre in the context of the
development of Turkic stage performance culture by the example of the
international theatre festival of Turkic peoples "Nauryz," "Art-Ordo."
The role of the festivals which contribute to the consolidation of the theatres
towards the development of cultural heritage and national languages as well as
director's legacy of the first Kazakh professional director-instructor, playwright
Askar Tokpanov who showed the historical tradition and the life of the people with
ethnographic accuracy of the costumes and teaching the actors to freethinking,
responsibility of the each and every role, demanding authentic play on the stage. As
9
well as teaching particular aspects of human being and his spiritual wealth. “Modern
approaches in scenography of Kazakh drama theatre and its development through
understanding of cultural- philosophical texts of modernity”, “The role of young
scene-designers in the Kazakh theater in searching of new graphic and plastic
forms”, “ Theatrical and entertainment practices in the Kazakh nomadic culture
space, which has its own peculiar sphere, based on stable cultural traditions and
represented in the period of the revival of ethnic features”-These are topics of
researches made by scientists. In the variety of theatrical forms, existing today
Kazakh Theater which is oriented on philosophical understanding of life, trying to
appeal to the epic heritage of Kazakh people. Scientists raise the question of the role
of musical theatres, which transmit the world cultural heritage and the peoples of
multinational Kazakhstan.
Researchers give particular preference to the choreography and folk dances.
They analyze structural characteristics and common factors of dancing folklore,
which was the fundamental base of folk dances development, also specifics of
national choreography, and methodical principles of Kazakh dance teaching in
higher education institutions. Also scientists emphasize merits of ballet-masters and
performers and their contribution to the development of dance art, discuss the
question where this significant growth in professional dance started from. In
addition, interpretation of international experience in the Kazakh ballet is considered
as important aspect of the choreography.
Fine art experts highlighted the factors that cause the interest to national,
ethnic history. Today self-reflections mostly connected with growth of nations’ self-
identity, trying to identify its positions in the modern cultural сcommunity. Types of
genres in which painters, graphic designer and sculptor of monuments is quite
important factor in the study of art history. Today, Kazakhstan seeks to the
integration into the global cultural space and makes its own spiritual and scientific
contribution to the treasury of human culture. State project “Cultural heritage”
actualize the necessity of state culture, recognize and accept other pictures of the
world and meanings of life. In the concept of Cultural Policy of Kazakhstan a
modern museum and its paradigm of development has a constructive orientation as
an essential civilizational factor. Here is represented experience of cultural heritage
keeping in museums of Kazakhstan and restoration.
Hungarian colleagues investigate the study of foreign languages as links in
the role of key competence. According to them the development of key
competencies of people imparting the knowledge, skills and attitudes through
understanding that social integration, self-realization, employment and lifelong
learning contribute to the process of learning and one of them is in foreign language.
In the understanding of Bakhtin and Lotman, defined genre specificity of Pushkin's
novel in verse, as a new form of creation based on contradictions. Thinking and
modeling in the frames of the hierarchy, impede to the dynamism, which is
necessary for dialogueness and change it into monologueness.
Researches of the Architecture of Vladimir-Suzdal principality of XII-XIII
centuries had specific traditions for that location in pre-Mongol era. Issues of
peculiarities of architectural schools, compositions and aesthetic principles, structure
and places of Old Russian, Byzantine church are also imperial for fine art experts of
10
Hungary. One more innovation in scientific understanding oriented on “using of
gravity model in Hungarian West Vosh culture”. This study shows how to use
gravity model to the cultural life of the Hungarian Vas County. And cultural
significance is reflected by analysis of the number of museums and exhibitions in
the county. Authors pointed out that this model can be used to determine mine of
cultural cooperation between cities.
Khalykov Kabyl Mihaly Fresli
PhD, professor, PhD, associate professor
Vice – Rector For Research University of West Hungary
at the T. Zhurgenov KazNA
11
Достарыңызбен бөлісу: |