При Казахской Национальной Академии Искусств им. Т



жүктеу 4.02 Kb.

бет1/25
Дата06.03.2017
өлшемі4.02 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Cultural Identification
The Problem of Art Studies
2016
Szombathely

2
Khalykov, Kabyl  – Fresli Mihály (szerk.)  
Cultural Identification: The Problem of Art Studies
Lektor: Pozsgai István – Molnár Angelika
Совместная коллективная монография
Jelen kötet a
Kultúra: társadalom, vezetés és szubjektum a kazah és a magyar kultúrában”
(Kazah és magyar kultúra a globalizált világban)  
kutatási projektnek a 
Szláv Interkulturális Kutatócsoport és a „Zsurgenov” Kazah Nemzeti Művészeti 
Akadémián működő «ӨНЕР» Tudományos Kutatóközpont
keretében végzett eredményeit tartalmazza.
ISBN 978-615-5251-41-2
Cовместная коллективная монография опубликованa в рамках 
международного научного проекта «Культура: общество, руководство и 
субьект в казахской и венгерской культуре» (Казахская и Венгерская культуре 
в мире глобализации), осуществляемого Славянской межкультурной научно-
исследовательской группой и Научно-исследовательским Центром «ӨНЕР»
при Казахской Национальной Академии Искусств им.Т.Жургенова
Научное издание
Тираж 500. Итд..
Kiadja:
 Nyugat-Magyarországi Egyetem
Savaria University Press
Szombathely
2016

3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .................................................................................................................... 5
FOREWORD…..……………………………………………………………………………...8
REFLECTION ISSUES IN STUDENT-CENTERED VOCATIONAL EDUCATION ....... 11
FEATURES OF DEVELOPMENT OF KAZAKH DRAMA THEATRE AND 
SCENOGRAPHY IN RECENT YEARS .............................................................................. 23
СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ И ПАРАДИГМА ЕГО РАЗВИТИЯ ...................................... 31
ТЕАТРАЛЬНО-ЗРЕЛИЩНАЯ ПРАКТИКА В ПРОСТРАНСТВЕ КАЗАХСКОЙ 
НОМАДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ....................................................................................... 39
ҚАЗАҚ КӘСІБИ РЕЖИССУРАСЫНЫҢ КӨШБАСШЫСЫ .......................................... 51
КАЗАХСКИЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТЮРКСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО 
ИСКУССТВА ....................................................................................................................... 63
ELEMENTS OF ARCHAIC DANCING PLASTICITY IN MONUMENTS OF MATERIAL 
AND SPIRITUAL CULTURE OF KAZAKHSTAN ............................................................ 68
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ И 
ПРИОРИТЕТЫ  СОТРУДНИЧЕСТВА.............................................................................. 79
Ж.АЙМАУЫТОВ ДҮНИЕТАНЫМЫНЫҢ МӘДЕНИ- ФИЛОСОФИЯЛЫҚ 
АСТАРЛАРЫ ЖАЙЛЫ....................................................................................................... 96
СЫРЛЫ СЕЗІМ ИІРІМДЕРІ ............................................................................................. 114
ТӘУЕЛСІЗДІК ЖЫЛДАРЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ АКТЕРЛІК ӨНЕРІНІҢ ДАМУ 
ҮДЕРІСТЕРІ....................................................................................................................... 120
МУЗЫКАЛЫҚ ТЕАТРҒА МАМАН ДАЙЫНДАУДЫҢ КЕЙБІР МӘСЕЛЕЛЕРІ ...... 129
САХНА ТІЛІ – АКТЕРЛІК ӨНЕРДІҢ ҚҰРАМДАС БӨЛІГІ ........................................ 136
ИСТОРИЯ, ЭТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР В КАЗАХСКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ 
ИСКУССТВЕ...................................................................................................................... 143
ФОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ КАК 
ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ................................................................ 150
ҚАЗАҚТЫҢ СЫБЫЗҒЫШЫЛЫҚ ДӘСТҮРІ................................................................. 158
ДӘСТҮРЛІ ҚАЗАҚ БИІНІҢ  БҮГІНГІ КҮНГІ ДАМУ ЕРЕКШЕЛІГІ ......................... 166
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И  ОБУЧЕНИЯ 
НАЦИОНАЛЬНОМУ ТАНЦУ В ВУЗАХ........................................................................ 173
ХОРЕОГРАФИЯ Б.ЭЙФМАНА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ
КАЗАХСКОГО БАЛЕТА .................................................................................................. 179
КАЗАХСКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ .............................................................. 187
НАУРЫЗ КАК ИСТОЧНИК КОНСОЛИДАЦИИ И ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ 
ИДЕНТИФИКАЦИИ НАРОДА КАЗАХСТАНА............................................................ 194
THE INTEGRATION OF MODERN KAZAKH  MONUMENTAL ART
INTO THE GLOBAL CULTURAL SPACE....................................................................... 200
СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЯХ 
КАЗАХСТАНА: ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ....................................................................... 211
ҚАЗАҚСТАН БЕЙНЕЛЕУ ӨНЕРІНІҢ ШЫҢЫНА ҚОЙЫП ОТЫРҒАН ҚЫЛҚАЛАМ 
ШЕБЕРІ Ә.ҚАСТЕЕВ ТУРАЛЫ ЕСТЕЛІКТЕР.............................................................. 219
ҚАЗАҚ БЕЙНЕЛЕУ ӨНЕРІНДЕГІ ҰЛТТЫҚ ТАРИХИ ОБРАЗДАРДЫҢ 
БЕЙНЕЛЕНУІ .................................................................................................................... 227
AZ IDEGEN NYELVEKEN FOLYTATOTT KOMMUNIKÁCIÓ MINT 
KULCSKOMPETENCIA.................................................................................................... 235
РОМАН В ПОНИМАНИИ М.М.БАХТИНА И Ю.М.ЛОТМАНА ................................ 249

4
DIE ANWENDUNG DES GRAVITATIONSMODELLS AUF DIE KULTUR IM 
WESTUNGARISCHEN KOMITAT VAS.......................................................................... 256
A VLAGYIMIR-SZUZDALI FEJEDELEMSÉG TEMPLOMÉPÍTÉSZETE A XII-XIII. 
SZÁZADBAN ..................................................................................................................... 264

5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наши  дружественные  отношения  между  государствами  Венгрией  и 
Казахстаном  создают    микроклимат  для  развития  культуры    и  искусства, 
помогают    взаимообогащению  ученых  и  исследователей  этих  стран.  Эта 
совместная  коллективная  монография  ученых  Казахстана  и  Венгрии 
посвящена  исследованию  проблем  культурной  идентификации  в  области 
искусствоведения,  изучению  культурных  ценностей  и  искусства  как 
традиционного, так и современного аудио-визуального. Наше сотрудничество   
началось  после  визита  венгерских  коллег  PhD,  Доктор  Михай  Фрешли 
(Западно-Венгерского  Университета)  и  PhD,  Доктор  Жолт  Хусти  (Пешского 
Университета)  в КазНАИ им.Т.Жургенова (27.10. 2014 г.). На основе договора 
о  соотрудничестве  вузов    научно-исследовательский    центр    «Өнер»  при 
Казахской  национальной  академии  искусств  им.Т.Жургенова  подписал   
дополнительное    соглашение  для  осуществления    совместного  научного 
проекта  на тему: «Культура: общество, руководство и субьект в казахской и 
венгерской культуре» (Казахская и венгерская культура  в мире глобализации) 
с участием казахских и венгерских ученых,   фундаментально исследовавших 
эту тему. 
В ходе  сотрудничества казахстанские ученые работали  со Славянской 
межкультурной    научно-исследовательской  группой.  На  основе  договора 
между    вузами  от  29  октября  2014  года  Казахская  национальная  академия 
искусств  им.Т.Жургенова  провела  совместную  научно-практическую  онлайн-
конференцию  на  тему:  «Интеграция  венгерского  и  казахстанского  кино  и 
телевидения  в  процессе  глобализации»  в  соответствии  с  современными 
тенденциями    развития  мирового  искусства,  посвященной  70  -  летию 
ЮНЕСКО.    На  пленарном  и    секционных    заседаниях    онлайн-конференции 
были  заслушаны  более  90  докладов.  С  приветственным  словом  выступил 
генеральный  консул Венгрии в г. Алматы  Blaumann Ferenc, ректор КазНАИ 
им. Т.Жургенова  профессор Бибигуль Нусипжанова.
В  коллективной  монографии  отражены  нынешние  проблемы 
искусствоведения  из  авторских  исследований    венгерских  и  казахстанских 
ученых.      К  примеру:  «Методологические  проблемы  музыкального 
образования  и  исполнительства»,  «Педагогические  условия  интеграции 
содержания  профессионального  образования  вокалистов  эстрады»,  «Особый 
вид  музыкально-исполнителького  народного  жанра  –  инструментальная 
музыка»,  которая  является  основным  духовным  фундаментом  казахского 
народа,  «Фоническая  система  казахской  традиционной  музыки  как  часть 
культурной идентификации». 
В  разделе  «Театр»  ученые  рассматривают  профессиональные 
проблемы  с  точки  зрения  театральной  критики,  режиссуры,  сценографии, 
музыкального  театра  и  сценической  речи,  актерского  мастерства,  пластики, 
танцев:  «Взаимодействие  театральных  культур  Востока  и  Запада»,  «Развитие 
современного  казахского  театра  в  контексте  развития  тюркской  сценической 
культуры  на  примере  спектаклей  международного  театрального  фестиваля 

6
тюркских народов  «Науруз», «Art-Ordo».  Рассматривается  роль  фестивалей,
способствующих  консолидации  театров в направлении развития культурного 
наследия  и  национальных  языков,  также  режиссерское  наследие    первого 
казахского  профессионального  режиссера-педагога,  драматурга  Аскара 
Токпанова, обратившего свое внимание исторической достоверности традиции 
и  быта  народа,  этнографической  точности  сценических  костюмов,  и  
воспитывавшего  в  актерах  свободомыслие,  ответственности  за  каждую  роль, 
требовавшего достоверного  раскрытия  на  сцене,  особенностей  человеческого 
бытия,  его  духовного  богатства.  «Современные  подходы  сценографии  в 
казахском  драматическом  театре  и  ее  развитие  через  понимание  культурно-
философских  текстов  современности»,  «Роль  молодых  сценографов  в 
казахском  театре в  поиске  новых  образно-пластических  форм»,  «Театрально-
зрелищная  практика  в  пространстве  казахской  номадической  культуры, 
имеющей  свое специфическое поле деятельности, основанное на устойчивых 
культурных  традициях, показанная  в  свете  возрождения  этнических 
особенностей» –  это  ряд  тем,  рассматриваемых  учеными.   В    существующем 
сегодня  многообразии  театральных  форм  казахский  театр,  ориентированный  
на  философское  осмысление  жизни,  пытается  обратиться  к  эпическому 
наследию народа. Поднимается вопрос  о роли музыкальных театров, которые 
транслируют  достояние  мировой  культуры  и  народов  многонационального  
Казахстана.
Исследователи дают особое предпочтение  искусству  хореографии  и 
народным 
танцам. 
Анализируются 
структурные 
характеристики 
и 
закономерности  танцевального  фольклора,    являвшегося  фундаментальной 
основой  развития  народных  танцев,  также  специфика  национальной 
хореографии,  методические  принципы  обучения  казахскому  танцу  в  вузах. 
Подчеркиваются  заслуги  балетмейстеров  и  исполнителей,  и  их  вклад  в 
развитие    танцевального  искусства,    обсуждается  вопрос  о  том,  откуда 
произошел  значительный  скачок  в  профессиональном  танцевальном 
искусстве.  Кроме  того,  немаловажным  считается  аспект  хореографии  в 
интерпретации мирового опыта в казахском балете
Искусствоведами  выделены  факторы,  вызывающие  интерес  к 
национальной,  этнической  истории.  На  данный  момент  рефлексии  связаны  с 
ростом  самосознания  нации,  стремящейся  определить  свои  позиции  в 
современном  мировом  культурном  сообществе.  Жанровая  принадлежность 
творчества  художников,  графиков,  монументалистов  –  немаловажный  аспект 
исследователей истории искусства. Сегодня Казахстан стремится к интеграции 
в  мировое  культурное  пространство  и  вносит  собственный  духовный  и 
научный  вклад  в  сокровищницу  общечеловеческой  культуры.  Национальный 
проект  «Культурное  наследие»  актуализирует  потребность  культуры  страны 
выйти за границы, осознать и принять другую картину мира и другие смыслы 
бытия.  По  Концепции  культурной  политики  РК  современный  музей  и 
парадигма  его  развития  имеет  конструктивную  направленность  как 
важнейший  цивилизационный  фактор.  Представляется  опыт  сохранения 
объектов культурного наследия в музеях Казахстана и опыт реставрации.

7
В  исследованиях  Венгерские  коллеги  обращаются  изучению 
иностранных  языков  как  связи  в  качестве  ключевой  компетенции.  По  их 
мнению развитие ключевых компетенций лицам передающие знания, навыки и 
отношения,  получают  во  владение,  что  социальные  интеграции, 
самореализации, занятости и на протяжении всей жизни содействуют процессу 
обучения,  один  из  них  на  иностранных  языках  коммуникации.  В  «Романе  в 
понимании 
М.М.Бахтина 
и 
Ю.М.Лотмана», 
определена 
жанровая 
специфичность  пушкинского  романа  в  стихах  в  качестве  новой  формы 
творения,  основанной  на  противоречиях.  Мышление  и  моделирование  в 
рамках  иерархии,  препятствуют  динамизму,  необходимому  диалогичности  и 
переводят его в монологичность. 
Исследования  Архитектуры  княжества  Владимировской  Суздали  XII-
XIII  столетия  имели  специфическую  для  данной  местности  традиции  до 
монгольской эпохи. Вопросы особенности архитектурных школ, композиции и 
эстетические  принципы,  структура  и  пространство  старых  русских 
византийских церквей также являются главными для искусствоведов Венгрии.  
Еще  одно  новшество  в  научном  понимании  обращено  «Применению 
гравитационной  модели  к  культура  в  Венгрии  West  Вош».  В  этом 
исследовании  показано  как  применяется  модель  гравитации  к  культурной 
жизни  Венгерского  графства  Vas.  И  культурная  значимость  отражена  с 
помощью  анализа  количества  музеев  и  выставок  в  графстве.  Авторами 
указано,  что  эта  модель  может  быть  использована  для  детерминированной 
шахты культурного взаимодействия между городами. 
           Халыков Кабыл                                                 Михай Фрешли 
   Доктор филос.наук, профессор,                            Доктор PhD, ассоцированный 
проректор КазНАИ им.Т.Жургенова           Западно-Венгерского Университета
              (Казахстан)                                                             (Венгрия)               

8
FOREWORD
Friendly  relations  between  two  our  countries  Hungary  and  Kazakhstan 
create  a  microclimate  for  the  development  of  art  and  culture,  help  the  mutual 
enrichment  of  scientists  and  researchers  in  these  countries.  This  joint-collective 
monograph  by  scientists  of    Kazakhstan  and  Hungary  is  devoted  to  research 
"cultural  identity"  issues  in  the  art  study  field,  the  study  of  cultural  values  and 
devoted  to  both  traditional  and  contemporary  audio-visual  art.  Our  cooperation 
found its beginning after the Hungarian colleagues PhD Mihaly Fresli (University of 
West Hungary) and PhD Zsolt Huszti (Peshskogo University) visited T. Zhurgenov 
KazNAA  on  27  October,  2014. On  the  basis  of  the  agreement  on  partnership 
between KazNAA and Western Hungarian University the "Oner" scientific-research 
center of the Kazakh National Academy of Arts T. Zhurgenov signed an additional 
agreement for the implementation of joint research project on the theme: "Culture: 
Society,  guidance  and subject  in  the  Kazakh  and  Hungarian  culture  "(Kazakh  and 
Hungarian  culture  in  a  globalizing  world)  with  the  participation  of  Kazakh  and 
Hungarian scientists who have researched this matter deeply.
During this cooperation Kazakhstani scientists also worked with the Slavic 
Intercultural research group. On the basis of the agreement between our universities 
on October 29, 2014  T. Zhurgenov   Kazakh National Academy of Arts held a joint 
scientific-practical  online  conference  on  the  theme:  "Integration  of  the  Hungarian 
and Kazakh film and television in the process of globalization" in accordance with 
the  modern trends in the development of world art, which was dedicated to the 70th 
anniversary of UNESCO.  More than 90 papers were presented in the Plenary and 
break-out  sections  of  the  online  conference.  Hungary’s  Consul  General in  Almaty 
Blaumann  Ferenc  and  the  Rector  of  KazNAA  Bibigul  Nusipzhanova  gave 
welcoming speeches.
This collective monograph reflects current issues in art studies researched by 
Hungarian  and  Kazakhstani  scholars.  For  instance,  "Methodological  problems  of 
musical education and performing", "Pedagogical  conditions of content integration 
of  the  vocational  education  variety/pop  vocalists",  "Special  folk  genre  music 
performing  -  "instrumental  music"  which  is  the  main  spiritual  foundation  of  the 
Kazakh  people.  "Kazakh  traditional  music’s  phonic  system  as  part  of  the  cultural 
identity."
In the "theatre» section scholars consider the professional problems from the 
theatre  criticism,  directing,  set  design,  musical  theatre  and  scenic  speech,  acting 
skills,  plastic art  and  dances’ point  of  view:  "Interaction of  theatre  cultures of  the 
East and the West," The development of modern Kazakh theatre in the context of the 
development  of  Turkic  stage  performance  culture  by  the  example  of  the 
international theatre festival of Turkic peoples "Nauryz," "Art-Ordo." 
The role of the festivals which contribute to the consolidation of the theatres 
towards  the  development  of  cultural  heritage  and  national  languages  as  well  as 
director's  legacy  of  the  first  Kazakh  professional  director-instructor,  playwright 
Askar Tokpanov who showed the historical tradition and the life of the people with 
ethnographic  accuracy  of  the  costumes  and  teaching  the  actors  to  freethinking, 
responsibility of the each and every role, demanding authentic play on the stage. As 

9
well as teaching particular aspects of human being and his spiritual wealth. “Modern 
approaches  in  scenography  of  Kazakh  drama  theatre  and  its  development  through 
understanding of  cultural- philosophical texts  of  modernity”, “The role of    young 
scene-designers  in  the  Kazakh  theater  in  searching  of  new  graphic  and  plastic 
forms”,  “  Theatrical  and  entertainment  practices  in  the    Kazakh  nomadic  culture 
space,  which  has  its  own  peculiar  sphere,  based  on  stable  cultural  traditions  and 
represented  in  the  period  of  the  revival  of  ethnic  features”-These  are  topics  of 
researches  made  by  scientists.  In  the  variety  of  theatrical  forms,  existing  today 
Kazakh Theater which is oriented on philosophical understanding of life, trying to 
appeal to the epic heritage of Kazakh people. Scientists raise the question of the role 
of  musical  theatres,  which transmit  the  world  cultural  heritage  and  the  peoples of 
multinational Kazakhstan.
Researchers give particular preference to the choreography and folk dances. 
They  analyze  structural  characteristics  and  common  factors  of  dancing  folklore, 
which  was  the  fundamental  base  of  folk  dances  development,  also  specifics  of 
national  choreography,  and  methodical  principles  of  Kazakh  dance  teaching  in 
higher education institutions. Also scientists emphasize merits of ballet-masters and 
performers  and  their  contribution  to  the  development  of  dance  art,  discuss  the 
question  where  this  significant  growth  in  professional  dance  started  from.  In 
addition, interpretation of international experience in the Kazakh ballet is considered 
as important aspect of the choreography.
Fine  art  experts highlighted  the  factors  that  cause  the  interest  to  national, 
ethnic history. Today self-reflections mostly connected with growth of nations’ self-
identity, trying to identify its positions in the modern cultural сcommunity. Types of 
genres  in  which  painters,  graphic  designer  and  sculptor  of  monuments  is  quite 
important  factor  in  the  study  of  art  history.  Today,  Kazakhstan  seeks  to  the 
integration into the global cultural space and makes its own spiritual and scientific 
contribution  to  the  treasury  of  human  culture.  State  project  “Cultural  heritage” 
actualize  the  necessity  of  state  culture,  recognize  and  accept  other  pictures  of  the 
world  and  meanings  of  life. In  the  concept  of  Cultural  Policy  of  Kazakhstan  a 
modern museum and its paradigm of development has a constructive orientation as 
an essential civilizational factor. Here is represented experience of cultural heritage 
keeping in museums of Kazakhstan and restoration.
Hungarian colleagues investigate the   study of foreign languages as links in 
the  role  of  key  competence. According  to  them  the  development  of  key 
competencies  of  people  imparting  the  knowledge,  skills  and  attitudes through 
understanding  that  social  integration,  self-realization,  employment  and  lifelong 
learning contribute to the process of learning and one of them is in foreign language.
In the understanding of Bakhtin and Lotman, defined genre specificity of Pushkin's 
novel  in  verse,  as  a  new  form  of  creation  based  on  contradictions.  Thinking  and 
modeling  in  the  frames  of  the  hierarchy,  impede  to  the  dynamism,  which  is 
necessary for dialogueness and change it into monologueness.
Researches of the  Architecture of  Vladimir-Suzdal principality of  XII-XIII 
centuries  had  specific  traditions  for  that  location  in  pre-Mongol  era.  Issues  of 
peculiarities of architectural schools, compositions and aesthetic principles, structure 
and places of Old Russian, Byzantine church are also imperial for fine art experts of 

10
Hungary.  One  more  innovation  in  scientific  understanding  oriented  on  “using  of 
gravity  model  in  Hungarian  West  Vosh  culture”.  This  study  shows  how  to  use 
gravity  model  to  the  cultural  life  of  the  Hungarian  Vas  County.  And  cultural 
significance is  reflected  by  analysis  of the  number of  museums  and  exhibitions in 
the  county. Authors  pointed out  that this model can  be used  to  determine  mine of 
cultural cooperation between cities.
           
     Khalykov Kabyl                                                                  Mihaly Fresli
       PhD, professor,                                                                PhD, associate professor
Vice – Rector For Research                                            University of West Hungary                  
at the T. Zhurgenov KazNA     
                           

11


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал