ПРОЕКЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Исаева Эльмира Гаджиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологического консультирования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
десегрегация школ – дискриминация по расовому, половому, национальному, политическому, религиозному, этническому и др. признакам;
мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей;
интеграция инклюзивного образования, включающего, совместное, вариативное обучение.
Инклюзия – это обучение детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками, более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей. Госстандарт пока разработан для начального образования, еще предстоит разработать специальные требования и стандарты для старшеклассников, студентов.
Субъектами инклюзивного пространства являются:
- дети-инвалиды;
- особенные дети;
- дети с особыми образовательными потребностями;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- дети со специальными способностями.
Элементы инклюзии:
включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого населенного пункта в целом;
отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения.
Распоряжением Правительства РФ в 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации выделяются субсидии в размере 216,315 млн. руб. на финансирование мероприятий в целях поддержки:
— сети созданных в 2011–2013 годах стажировочных площадок, на которых в том числе повышают квалификацию педагогические и руководящие работники системы образования;
— региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (приобретение приспособительных устройств, оборудования для занятий адаптивной физической культурой, специализированного дидактического материала для общеобразовательных организаций в целях создания условий, необходимых для апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина уточнила, что задача создать условия для инклюзивного образования к 1 сентября 2016 года стоит перед каждым образовательным учреждением. Для ее решения необходима соответствующая материально-техническая база и подготовка кадров. Заниматься этими вопросами регионы должны уже сейчас. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Создаются условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов Федерации.
В настоящее время сотрудники Института проблем инклюзивного образования (директор С. Алёхина) при Московском городском психолого-педагогическом университете – МГППУ (www.inclusive-edu.ru), проводят исследование перспектив и задач инклюзивной практики в средних образовательных учреждениях. Отмечается, что для успешной педагогической деятельности в структуре инклюзивного образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки, часто педагоги общеобразовательных школ побаиваются заниматься обучением детей даже с легкими нарушениями развития, мотивируя это отсутствием знаний методов работы с такими учениками.
Профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Адекватность ресурсов при отсутствии соответствующей подготовки учителей не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать. Ресурсы могут использоваться нерационально. Сложившийся способ организации школы и класса не соответствует задачам реформы. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Весь школьный коллектив должен вовлекаться в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Кроме педагогов необходимо подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья – тьюторов (адаптеров, дополнительных педагогов).
Следует отметить, что исследования, проведённые некоторыми представителями педагогического сообщества, например молдавскими коллегами, в процессе осуществления проекта, свидетельствуют о категорическом протесте против инклюзии – 61% опрошенных учителей сомневаются в ее целесообразности. Основными препятствиями на пути к инклюзии опрошенные учителя считают в большей мере барьеры окружающей среды и образовательные программы (78%), которые с трудом осиливают здоровые дети. Затем, это плохое финансирование школы – так считают 72% опрошенных учителей; социальные установки общества (раз инвалид, значит должен находиться в специально созданной изолированной среде специальной школы) считают 67% опрошенных учителей, 56% респондентов указало на проблемы с квалификацией учителей.