МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
АБАЯ
Утверждаю
Директор института искусств,
культуры и спорта
_______________Б.А.Альмухамбетов
«_____» _____________2016 г.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
для специальности «6D010700 –Изобразительное искусство и черчение»
Алматы, 2016
Программа вступительного экзамена:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. Заңы (2014.14.01
изменениями и дополнениями.)
Государственного общеобязательного стандарта РК 17.06.268 – 2006 по специальности
6N0114 – История, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики
Казахстан от 23.12.2006 г. № 779 (Основание: ГОСО РК 5.03.002 – 2004 «Магистратура.
Основные положения» от 30.04.2004 г., №380).
Утверждено правительством Республики Казахстан, от 19 января 2012 года, решением №
109 «Требования приема образовательных организаций по исполнению учебных программ
специализированного послевузовского образования»;
Выполнен на основе учебного плана специальнсоти «6D010700 –Изобразительное
искусство и черчение», утвержден приказом №131 от 31 мая 2013 года «Об утверждении
учебных планов образцов высшего и послевузовского образования» МОН РК.
Составитель: к
.п.н., доцент Акбаева Ш.А.
Обсуждено на кафедре
«методики и теории изобразительного и декоративно-прикладного
искусство»
ИИКиС, КазНПУ им. Абая
« » 2016 г., протокол №
Зав. кафедрой: ______________ Сманова А.С..
Зам. директор по уч. работе ИИ,КиС ______________ Рабилова З.Ж.
Программа утверждена Ученым Советом института искусств, культуры и спорта КазНПУ имени
Абая.
Протокол № __ «__» _____ 2016 г.
Введение
Нормативные документы, определяющие содержание художественно-
эстетического образования. Содержание и технологические особенности
авторских программ, выполненных на основе предмета ИЗО и черчение в
России и за рубежом. Обучение учащихся и пути художественного воспитания
через новые педагогические технологии. Основная литература и особенности
работ с ними.
Содержательные аспекты истории и содержания методики ИЗО и
черчение
Методы обучения рисованию в школах Древнего Египта и в первобытное
время, связанные с ИЗО и черчением. Содержание методов обучения
рисованию в школах Древней Греции, также в Средние века и в эпоху
возрождения. Формирование Академической системы художественного
изображения в Европейских странах. Академическая система рисованию
французских методистов. Важность педагогических мыслей в обучении и
развитии предмета изобразительного искусства в творчествах известных
педагогов-просветителей: Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, Г.Пестолоций.
Формирование художественной Академии России в 18-19 в.в. и методы ее
системы обучения. Методические системы обучения рисованию П.П.Чистякова
и А.П.Сапожникова в художественной Академии.
Теория свободного образования и воспитания, также ее влияние к
предмету изобразительного искусства. Методы обучения рисованию в
послевоенный период и мысли Е.С.Кондахчан и И.И.Евдокимовой. Внесенный
вклад Н.Н.Ростовцева в обучении изобразительного искусства. Методические и
теоретические особенности новых программ, сформированных в 70-ые годы.
Дать определение Российским и зарубежным учебникам и методическим
пособиям.
Дать определение учебникам и методическим пособиям в соответствии с
типовыми программами и государственными стандартами образования РК.
Сфера применения стандартов государственного общего обязательного
образования РК, нормативные ссылки, термины и определения, основное
описание подготовительных направлений, требования лицам, принятым в
специальность. Основная задача программы по специальности «ИЗО и
черчение». Содержание программы обучения по специальности «ИЗО и
черчение», требования к содержанию и подготовке программы образования,
требования к уровням готовности лиц, прошедших программу обучения, также
типовые программы обучения. Ознакомление с учебниками и методическими
пособиями, изданными в нашей Независимой стране в соответствии с
государственными стандартами по специальности «ИЗО и черчение».
Содержательные особенности типовых программ по изобразительному
искусству в Республике Казахстан. Анализ типовых программ и учебников,
предназначенных для 12ти летних средних школ и современных учебников по
предмету «Изобразительное искусство» РК.
Формирование графических знаний и навыков по графике
Формирование знаний и навыков по предмету «ИЗО и черчение» при
помощи углубленного анализа учебного процесса. Организация проведения
индивидуальных работ из методики предмета «ИЗО и черчение» для будущих
специалистов. Указать эффективные пути методов исполнения работ по видам
черчения и изобразительного искусства. Графическое решение практических и
творческих заданий. Взаимосвязь между аудиторными, самостоятельными и
домашними заданиями и их принцип взаимного дополнения. Формирование
навыков и способностей через ведение и контроль преподавателем аудиторных
и самостоятельных работ. Цель самостоятельной работы по приобретению
практически теоретических знаний графики.
Применение достижений педагогических и психологических наук в
обучении методики изобразительном искусстве
Применение примеров и опытно-практических достижений также новых
педагогических технологий педагогических и психологических науках.
Мышление через обучение предмета, использование дидактического материала
в развитии творческих способностей. Важная роль формирования эстетических
навыков при обучении методике преподавания предмета ИЗО и черчение.
Углубленное изучение достижений ученых педагогики и психологии,
художников-педагогов.
Изучение и практическое применение новых педагогических технологий.
Развитие понятий и способностей студентов и учащихся с помощью новых
педагогических технологий, также предоставить возможность самостоятельной
работе.
Аналитический разбор практических и творческих работ во время
занятий
Ставить цель улучшения качества знания через наблюдение эскизных
материалов, подготовка к домашним заданиям, помимо учебных процессов в
во время практических занятий в аудиториях по предметам ИЗО и черчение.
Рассмотрение процессов перехода от простого к сложному в учебных заданиях.
Расширенное обучение в общем по изобразительному искусству путем
воспитания в реалистическом направлении будущего специалиста, т.е. развитие
уровней мастерства, способности, навыков через теоретическое и практическое
обучения. Понять поставленные художественные задачи с применением
полученных навыков, найти точное изображение, его истинные размеры,
художественно показать цвет и ознакомить с процессом перенесения чертежа.
Методика и технология изобразительного искусства, работа с такими
материалами как акварель, гуашь, понимание цвета и света, и т.д. Оформление
чертежа по предмету черчение и методика работы с помощью чертежных
инструментов. Виды проекции, виды проекции на 1,2,3 плоскостях и методы их
выполнения.
Применение компьютерных технологий, выполнение графических
работ
Послания и пожелания о взаимосвязи системы образования со
всемирным пространством при социально-экономических новшеств во всех
сферах современного общества. Новые цели во всех учебно-методических
направлениях. Развитие профессиональной подготовки личности через
развитие творческой активности на основе знания компьютерной графики.
Основывать методические пути развития творческой способности личности в
обучении компьютерной графики. Определение содержания и сущности
понятия «Творческая активность». Ознакомление с основными направлениями
и развитие компьютерной графики. Показать возможности предмета
компьютерной графики в развитии творческой активности личности.
Направления компьютерной графики: система ежедневного издания,
мультимедийное издание, система автоматизирования проекта, виртуальное
пространство, интернет, 3D-графика и анимация, система создания
видеороликов, архитектура и черчение (Auto CFD).
Развитие творческих способностей в графическом пространстве на
занятиях через предмет ИЗО и черчение. Анализ дидактических материалов при
выполнении графики и графических работ с помощью компьютерной
технологии.
Роль предмета ИЗО и черчение в воспитании молодого поколения
Недостаточность исследований педагогической синергетики предмета
ИЗО и черчение в сфере образования. Применение активных методов обучения
новых технологий в современности. Рассмотрение технологии как средство
саморазвития личности на основе заключений по развитию обучения предмета
ИЗО и черчение. Роль предмета ИЗО и черчение - из категории неисчерпаемых
знаний. Увеличение роли предмета ИЗО и черчение как институт развития
общества. Мир ценностей – мир культуры, сфера приоритетов нравственного
сознания, показателей духовных ценностей личностей, действий личности.
Анализ с философской точки зрения развития творческой активности личности
– начинается с признания, что «Искусство» является основополагающим
предмета ИЗО и черчение.
Представление новейшего педагогического мышления как основные
моменты в улучшении учебного процесса, меняющие описание
педагогического процесса учеными Ш.А.Амоношвили, А.А.Бейсенбаева и др.
Список рекомендуемой литературы
1. Ботвинников А.Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению.
М.П. 1977.
2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.,Черчение
учебник.М.П.1980.
3. Буравцева Н.В. Черчения. Пособие для студентов пед. Инс-тов. Уч.пед. 1965.
4. Гравер В.А. «Творческие задачи по черчению» М,1988.
5. Василенко Е.А. Методика обучению. М,Просв.1990.
6. Волков И.П. «Педагогический поиск...» «Учим творческую» М. Педагогика
1988.
7. Виноградов В.Н. Методика факультативных занятий по черчению. М. Просв
1978.
8. Владимиров Я.В. Моделирование изображений по черчению. М. Просв.
1966.
9. Алехин А.Ю. когда начинается художник – М; Просвещение 1993.
10.Бабанский Ю.К. Оптимазация учебно – воспитательного процесса,
А.Просвещ 1982.
11.Волшебный карандаш. «Как нарисовать пейзаж» «Изд, АСТ Сталкет»
М,2001.
12.Байжигитов Б.К.Бейнелеу өнеріндегі философиялық проблемалар.Алматы;
ғылым,1988ж.
13.Беда Г.В. Основы изобразительной граматы: рис,жив; М.; проси 1981.
14.Ибрагимов Ұ.Ш. Болатбаев Қ.К. «Бейнелеу өнері» 1-5 сыныпқа арналған
жаңа буын оқулықтары Алматы. «Атамұра» 2000-2002ж.
15.Жеделов Қ.О. «Бейнелеу өнері» 1-6 сыныпқа арналған 12 жылдық, 11
жылдық жаңа буын оқулықтарына қосымша Алматы. «Атамұра» 2000-2011жж.
16.Ивахнова Л.А. профессиональная деятельность учителя ИЗО; Алматы; АГУ
им. Абая 1982г.
17. Жеделов Қ.О. Қазақстан бастауыш мектептеріндегі бейнелеу өнері пәні:
кешегісі мен бүгінгісі. Алматы. «Үш Қиян» 2008 ж. 265 бет.
18.Байжігітов Б. Қазақтың қолөнері тарихы: сәндік қолданбалы өнер және
халықтық кәсіпшілік. Алматы. «Экономика» 2012 ж. 265 бет.
19. Ә.Төлебиев, Б.А. Әлмұхамбетов. Қазақстан өнері тарихы. Алматы.
«Атамұра» 2011ж
20.
А. Құсайынов. Развитие образования: проблемы и перспективы.
Изд. ROND&A. 2005 ж.
21. Құсайынов А., Ысқақов Н., Шаркүл Т. Педагогика мен психология
салаларындағы диссертациялар. – Алматы, 2005. – 182 б.
22. Мұқанов М. Жас және педагогикалық психология. – Алматы: Мектеп, 1982.
– 247 б.
23. Мадин И.Б. История развития педагогической мысли в Казахстане в
советский период. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 126 с.
24. Люблинская А.А. Мұғалімге бастауыш мектеп оқушысының психологиясы
жөнінде. – Алматы: Мектеп, 1981. – 237 б.
25. Наурызбай Ж.Ж., Әбеуов М.Ә. Қазіргі ауыл мектептерінің көкейкесті
мәселелері: Ғылыми еңбектер жинағы. – Алматы, 2002. – 165 б.
Дополнительная литература:
1. Кузин В.С, и Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Учебник 1-2 кл,
3-4 кл, М; Драфа 1997
2. Кузин В.С. Психология 2 изд. М ; Высшая школа 1982
3. Кузин В.С. ИЗО и методики его преподавателя в начальных классах М;
Просв 1984
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: книга для учителя;М; Проси 1981
5. Программа по ИЗО 5-6 кл. РГП и «Рауан»,1999
6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок ; М; 1984
7. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования в зарубежных и
советских школах М; 1980
8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавателя ИЗО в школе. М; Просв 1980
9. Сокольникова Н.М. Основы композиции 5-8кл. Изд «Титул»,1996
10.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика в начальных
классах. М; 1999г.
11.Как научиться рисовать автор Диккинс Р., Маккафферти Я. «Издательство»
РОСМЭН- пресс,2004-64стр.
12. Воротников И.А. Занимательное черчение. М. Просв 1990
13. Дембинский С.И. Методика преподавания черчения. М. Просв. 1977
14. Есмуханов Ж. Учебник черчения для школ. Алматы «Рауан». 2000
16. Кузин А.А. Краткий очерк истории развития черчения в России. М.
Учпед.. 1965
17.Ивахнова Л.А. «Научные основы подготовки учителя к конструированию
содержанию учебных предметов» Алматы «Галым» 1995.
18. Хасенов М.М. «Развитие способности школьников к мысленным
преобразования предметов по их изображением» Алматы «Рауан» 1992.
19. Программа черчения РК издат «Рауан» Алматы 1999.
20. Севостопольский Н.О. Уроки черчения в школе. М.Просв. 1981
21. Федоренко В.А., Шошин А.И. Справочник по машиностроительному
черчению. Л. Марш Строй 1977
Экзаменационные вопросы
1. Предмет и задачи психологии высшей школы.
2. Психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста.
3. Опыт ученых художников-педагогов Казахстана (Альмухамбетов Б.А.,
Жеделов К.О., Аманжолов С.А., Ералин К. и многие другие) в условиях
современной действительности.
4. Методы психологии высшей школы.
5. Предмет и задачи педагогики высшей школы.
6. Система художественного образования как структура, включающая
различные элементы: цель обучения – учитель – ученик – учебный процесс –
виды занятий – принципы обучения – приемы обучения – средства обучения –
методы обучения – результат обучения.
7. Методы психологии высшей школы.
8. Методологические основы педагогики высшей школы.
9. Цель художественной педагогики с позиции личностно-ориентированного
образования. Технологии, направленные на творческое саморазвитие личности
учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания,
переживания и изобразительной деятельности.
10. Психологические особенности юношеского возраста.
11. Современные требования к преподавателю высшей школы.
12. Образовательная область «Искусство» в общей системе образования, ее
роль и функции. Художественно-творческая деятельность как способ
вхождения человека в мир культуры.
13. Методологические принципы психологии высшей школы.
14. Категории педагогики высшей школы и их взаимосвязь.
15. Культурологический подход к конструированию содержания специальных
дисциплин художественно-эстетического цикла.
16. Методы развития творческой личности в процессе обучения.
17. Методы педагогических исследований, их роль в системе подготовки
будущих специалистов.
18. Новые концептуальные идеи и направления развития теории и методики
преподавания художественных дисциплин.
19. Научный статус художественной педагогики, история ее развития и
основные моменты. Содержание и характеристика специальных дисцилин для
системы художественного образования (школа – колледж – вуз).
20. Психология личности преподавателя и студента.
21. Социально-педагогическая характеристика особенностей студенческого
возраста.
22. В чем разница эстетического воспитания и эстетического развития?
23. Психологические основы педагогического общения.
24. Педагогические основы профессионального мастерства.
25. Какие характеристики свойственны педагогической культуре учителя
изобразительного искусства? Определение педагогической культуры.
26. Конфликты и их профилактика.
27. Методы обучения в высшей школе и их общая характеристика.
28. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней
общеобразовательной школе.
29. Развитие личности студента в процессе обучения.
30. Принципы вузовской дидактики.
31. Специфические формы организации занятий изобразительного искусства в
классах с углубленным изучением изобразительного искусства.
32. Развитие интеллектуальных функций в процессе обучения в вузе.
33. Сущность процесса обучения в вузе.
34. Развитие художественной педагогики в советский период. Основа развития
советского
искусства
и
художественного
образования
-
метод
социалистического реализма. ВХУТЕМАС (Высшие государственные
художественно-технические мастерские) - 1920 г. Советский опыт культурного
строительства. Учителя рисования для средних общеобразовательных школ.
35. Художественно-графические факультеты. Открытие Союза художников.
36. Формирование у будущих специалистов профессиональных психолого-
педагогических умений.
37. Информатизация и компьютеризация обучение в современной высшей
школе.
38. Содержание и структура обучения черчению в различных типах учебных
заведений. Повышение качества графической подготовки учащихся на
различных ступенях художественного образования. Графический язык,
используемый в технике, науке, производстве, дизайне и других областях
деятельности.
39. Психологические особенности воспитания студентов.
40. Кредитная технология обучения в современной высшей школе.
41. Развитие художественной педагогики Казахстана в советский период.
Развитие некоторых видов народного искусства. Становление системы
художественного образования Республики Казахстан. Открытие первых
казахских школ. Негилирование традиционных ценностей в содержании
художественного образования.
42. Психологические основы профессионального самоопределения.
43. Самостоятельная работа магистрантов и студентов.
44. 12-летнея школа – опыт мирового образовательного пространства (анализ
образовательной области «Искусство»).
45. Психология студенческой группы.
46. Научно-исследовательская работа магистрантов и студентов.
47. Художественная педагогика России в дореволюционный период. Развитие
изобразительного искусства в Западной Европе и России в XVII, XVIII, XIX
веках.
48. Стили педагогического общения.
49. Система воспитательной работы в вузе.
50. Обучение изобразительному искусству в Древней Греции, Риме, Египте.
Развитие изобразительного искусства в первобытную эпоху. Искусство в
древнем Египте. Искусство Древней Греции, зарождение классического стиля.
Первые профессиональные школы в Сикионе, Фиване и Эффессе. Римское
искусство – как последователи классической греческой школы.
51. Совместная познавательная деятельность студентов и преподавателя.
52. Лекция как форма обучения в вузе.
53. Творческий аспект художественной деятельности. Искусство как форма
познания сущности человеческой личности. Роль творческого воображения в
искусстве. Рациональные и иррациональные элементы художественного
творчества.
54. Развитие творческого мышления у студентов в процессе обучения и
воспитания.
55. Семинар как форма обучения в вузе.
56. Научный
аппарат
и
специфика
художественно-педагогического
исследования: проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования,
цель и задачи, логика исследования, гипотеза и защищаемые положения,
новизна результатов, их значимость для педагогической науки и практики.
57. Концепции личности в современной психологии.
58. Идеи педагогики сотрудничества, их использование в учебном процессе
вуза.
59. Школа изобразительного искусства в средние века и эпохе Возрождения.
Рисование как научный процесс: законы перспективы, трехмерное
пространство, развитие пластической анатомии и т.д.
60. Психология направленности личности.
61. Проблемы педагогического общения субъектов образовательного процесса.
62. Первые профессиональные художники Казахстана.
63. Индивидуально-психологические свойства личности.
64. Проблемы духовно-нравственного формирования личности современного
студента.
65. Художественно-историческая характеристика эпохи и особенности
образования конца XVI-XVII вв. в России и Европе. Становление
академической системы художественного образования.
66. Роль и значение психологических знаний в профессиональной
деятельности.
67. Формы организации обучения в вузе.
68. Становление и развитие художественного образования XVIII – XIX веках в
России. Первая Рисовальная школа при Петербургской типографии (1711 г.).
Академия художеств в Петербурге - 1757 г. 1825 г. – открытие московского
училища технического рисунка. Создание в XIX средних художественных
школ и училищ. 1860 г. - Строгановское училище технического рисования.
МГАХИ им. В.И.Сурикова - 1934 год.
69. Современная трактовка и психологическая структура личности.
70. Методологическая и методическая культура студентов.
71. Особенности организации уроков рисования с натуры, тематического
рисования,
декоративного
рисования
и
беседы
по
искусству
в
общеобразовательной школе.
72. Развитие эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте.
73. Развитие творчества студентов.
74. Категории «художественной образ» в изобразительном искусстве. Процесс
проживания и посильного создания образа.
75. Критерии творческого мышления.
76. Современные теории и концепции обучения в вузе.
77. Календарно-тематическое планирование в логике педагогического
процесса. Подготовка учителя к уроку с позиций целостного педагогического
процесса. Педагогическая технология и техника анализа урока.
78. Структура педагогических способностей.
79. Сущность и содержание нетрадиционных форм обучения в вузе.
80. Советская школа изобразительного искусства.
81. Психологическая
готовность
преподавателя
к
профессиональной
деятельности.
82. Современное многоуровневое образование в университете.
83. Становление профессиональных художественных школ в зарубежных
странах.
84. Психологические основы формирования профессионального системного
мышления.
85. Особенности контроля, учета и оценки знаний студентов.
86. Жанры скульптуры: портрет, фигура, многофигурная композиция,
анималистическая скульптура и др. Формы скульптуры: круглая, рельеф,
мелкая пластика и др.
87. Факторы, стимулирующие развитие творческой деятельности студентов.
88. Современные проблемы высшей школы Казахстана.
89. Методология художественного творчества: современные тенденции
развития различных областей отечественной и мировой художественной
практики, теоретические и практические основы изображения.
90. Учет
национально-психологических
особенностей
студентов
в
воспитательном процессе.
91. Технологии обучения в вузе.
92. Проблемы современной системы художественного образования Республики
Казахстан.
93. Қазақстан Республикасында көркемөнерден бiлiм беру жүйесiнің
мәселелерiндегі жаңа талаптар.
Достарыңызбен бөлісу: |