Просветительская деятельность в Казахстане в конце ХІХ века
Вторая половина XIX века и начало ХХ века – особый период в культурном развитии. С одной стороны, в этот период российские власти окончательно установили колониальную политику в казахской степи и проводили различные мероприятия, направленные на ее углубление в социально-экономической и культурной жизни страны, с другой стороны, в этот период казахский народ духовно пробудился, перешел к борьбе за свою свободу и независимость.
Изменения в общественно-экономической сфере Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. повлияли на казахское общество. На историческую арену вышло новое поколение казахской интеллигенции, которая подняла на новую ступень борьбу за независимость, направило развитие духовной культуры казахского народа. В плане развития образования и культуры казахская молодежь выходцы их зажиточных слоев населения, приобщилась к европейской культуре, получала образование в высших учебных заведениях России.
Стремление казахского народа к образованию столкнулось с колониальной политикой царской империи, которая была заинтересована в уничтожении языка и религии, традиций и обычаев местного населения и ее русификации. Колониальная администрация не уделяла внимания развитию образования казахского народа.
«И вот в таких условиях, к общественной борьбе за казахское общество подключается совершенно новая политико-социальная сила – национальная интеллигенция. Получившие образование в основном в учебных заведениях метрополии и подготовленные для службы в аппаратах государственного управления колониальной империи, распространению русской культуры среди казахского населения интеллигенция отошла от этих установок, и стала служить идее национальной независимости и развитию национальной культуры, перестройке уклада жизни народа».
В тот период царское правительство рассматривало образование, как одну из мер русификации местного населения и обучало казахов лишь до определенного уровня, а для казахов просвещение было необходимо для пробуждения национального сознания, для национально-освободительной борьбы против колониализма.
Поэтому можно сказать, что просветительская деятельность в Казахстане во второй половине XIX - начале ХХ веков является одной из актуальных, сложных и малоизученных вопросов нашей истории, требующей справедливого исследования.
Для глубокого исследования жизни и быта, экономики и культуры, религии народов, проживающих в Казахстане, царское правительство направляло в казахские степи множество экспедиций. Экономика и хозяйство, история и этнография, культура и быт казахов стали объектом изучения ученых. Но большинство этих трудов требуют критического взгляда, так как наряду с ценными фактическими материалами были исследователи, придерживавшиеся позиции официального правительства.
Среди них с особым уважением можно назвать имя великого казахского ученого-просветителя Шокана Уалиханова. Труды Ш.Уалиханова по изучению истории и этнографии казахского народа и сегодня являются ценными в изучении истории Казахстана. Также огромное научное значение имеют его труды, написанные о социально-политических отношениях в казахской степи. К таким можно отнести труды: «Абылай», «Киргизское родословие», «Вооружение киргиз в древние времена и их военные доспехи», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов», «О кочевках киргиз», «Записки о судебной реформе», «Дневник поездки на Иссык-Куль», «О западном крае Китайской империи и город Кульджа», «Очерки о Джунгарии», «О поездке в Кашгарию» и многие другие. Шокан внес огромный вклад в изучении географии, этнографии, фольклора народов Средней Азии и соседних стран. Труды ученого представляют бесценные сведения об истории родной земли, древних летописях (шежіре), судьбе народа, культуре степных кочевников прошлой эпохи.
Во второй половине XIX века были и русские ученые, миссионеры, писавшие о становлении народного просвещения и о его развитии в казахской степи. Н.И. Ильминский писал о развитиях русско-казахских школ, о приобщении казахов к русскому образованию. К примеру, Ильминский в своих трудах писал о том, как нужно крестить инородцев. Все эти труды были написаны с миссионерской позиции.
Миссионерскую политику осуществлял А.Е. Алекторов. Из его трудов мы получаем ценные сведения об истории народного просвещения в Казахстане, открытии первых школ, истории мусульманских школ-медресе. Также в конце труда есть приложение «Статистические ведомости о народных училищах и частных учебных заведениях за 1898 год».
Вышеуказанные ученые поддерживали интересы царского правительства и с особым почтением писали об устройстве русского государства, ее истории и культуре.
Особо ценные сведения можно получить из трудов лидеров Алашского движения начала ХХ века А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова и других. Ценность их трудов в том, что они изучали каждый шаг социально-экономического, политического и культурного развития казахского народа того периода.
Большая часть исследований, опубликованных до Октябрьской революции, ограничивалась лишь передачей фактов, касавшихся культурной жизни казахского народа. Лишь в советский период этому вопросу стали уделять систематическое внимание.
В 20-30-е годы ХХ в. известный ученый С.Асфендияров изучал культурную жизнь казахского народа. Автор критиковал просветительскую и образовательную систему царского правительства. Асфендияров писал: «Наряду с установлением нового административного устройства царское правительство распространяло крещение и просветительство. Царское правительство с особым усердием вело политику русификации казахов. А также царское правительство в целях воспитания для себя готовых кадров, стала открывать русско-казахские школы». За этот труд Асфендияров был подвергнут гонениям.
Сын казахского народа Т.Рыскулов, внесший огромный вклад в развитие культуры, уделял внимание деятельности казахской интеллигенции, хронологически относил ее возникновение к концу ХІХ века.
Один из видных деятелей национальной демократической интеллигенции – Кошке Кеменгерулы особо отмечал, что в результате присоединения Казахстана к России казахский народ начал терять свою независимость. Вместе с тем, во второй половине ХІХ - начале ХХ вв. поэты, писатели, общественные деятели старались исследовать, оценить развитие культуры казахского народа того периода. В период советской власти историки, писавшие о насильственной колониальной политике, были обвинены в «антисоветизме». Многие ученые подверглись гонениям, а их труды были запрещены.
В 50-80 годы XX века более глубоко стало изучать дело народного просвещения второй половины ХІХ - начала ХХ веков. Были опубликованы ряд трудов Т.Тажибаева, Н.Сабитова, А.И. Сембаева, Г.И. Храпченкова. К примеру, в монографии Т.Тажибаева, посвященного просвещению, образованию в казахском крае и истории развития педагогической мысли, автор пишет: «Царское правительство открывало начальные школы не для того чтобы казахи получили полноценное и разностороннее образование, а для того, чтобы вооружить их небольшим знанием, чтобы они могли работать переводчиками, делопроизводителями волостных и султанов». В своем труде Т.Тажибаев использовал богатый архивный материал из архивов городов Алматы, Оренбург, Москва, Ленинград, Ташкент, Казань, Уфа, Омск и некоторых областей Казахстана, изучал количество школ начального и среднего образования во второй половине ХІХ века в каждой области Казахстана, в том числе особое внимание уделил и особенностям развития народного образования в рассматриваемой нами Акмолинской области. Вместе с тем ученый исследовал предпосылки социально-экономической ситуации в развитии просветительской деятельности и педагогической мысли в Казахстане во второй половине ХІХ века.
Ряд ученых изучали особенности развития мусульманских учебных заведений. В своем труде Н.Сабитов попытался раскрыть особенности возникновения и развития школ-медресе «нового формата», которые были широко распространены в казахском крае в начале ХХ века. Ряд сведений об учебных заведениях можно встретить в трудах А.И. Сембаева и Г.М. Храпченкова. К.Кереева-Канафина. Также немало сведений о развитии духовной культуры казахов, деятелях искусства приведены в трудах Х.Суюншалиева, Х.Маданова, А.Жубанова.
С обретением независимости благодаря новым сведениям культуру казахского народа стали изучать с новых позиций. Свидетельствами этого могут стать труды М.К. Козыбаева, К.Н. Нурпеисова, А.Канапина, Р.Б. Сулейменова, В.Галиева, Х.М. Абжанова, Т.К. Какишева, М.Мырзахметова, А.Омарова. Особо следует отметить труды М.Мырзахметова и А.Омарова. Они открыто разоблачали колониальную политику царского правительства в сфере образования. Р.Б. Сулейменов рассматривал дореволюционное культурное наследие Казахстана, вопросы становления казахской интеллигенции. В трудах В.З. Галиева, посвященных общественной жизни казахов XIX-ХХ вв., приводится анализ общественной, политико-культурной деятельности первой национальной интеллигенции того периода. Эти сведения можно разделить на несколько групп. К первой группе сведений относятся законодательные акты и постановления царского правительства, касающиеся местного края. Здесь сосредоточены административно-территориальные законы и положения царского правительства, дающие законную основу на колонизацию казахской степи. Большая часть законодательных документов посвящена просветительской деятельности. Например, временный указ о переформировании сельскохозяйственных школ киргизов (казахов) в Акмолинской области и другие документы. Вторую часть документов составляют указы императрицы Екатерины ІІ о закреплении татарских мулл к различным киргизским (казахским) родам, введение ограничений на распространение исламской религии среди народа, закон Министерства просвещения от 26 марта 1870 года об открытии русско-казахских, смешанных школ, русском обучении и крещении детей казахов, решение об открытии русских классов в мусульманских учебных заведениях. Вторую группу сведений составляют справочно-информационные документы. В сборниках «Киргизское хозяйство в Акмолинской области» (С.Петербург, 1910), «Материалы по киргизскому землепользованию...» (С.Пб, 1898-1908), «Энциклопедический словарь» и «Омский краеведческий словарь» Брокгауз-Ефрона, «Россия - Полное географическое описание нашего Отечества», (т. 18. Киргизский край) есть сведения о политической, социально-экономической, просветительской деятельности, культуре, населении, этническом составе, развитии народного хозяйства Акмолинской области. В исследовательской работе широко использовался «Обзор Акмолинской области». Сравнительный анализ этих обзоров дает точные сведения в определении культурного развития местного населения и деятельности учебных заведений региона. К третьей группе сведений относятся материалы, опубликованные в периодической печати. Статьи о социальном, экономическом и культурном развитии региона публиковались в общероссийских и местных изданиях таких, как «Сибирские вопросы», «Вопросы колонизации», «Журнал Министерства Народного Просвещения», «Дала уалаятының газеті», «Степной край», «Киргизская степная газета», «Иртыш», «Степной пионер». В изданиях «Қазақ», «Айқап» публиковались материалы о социально-экономическом и политическом положении казахского народа, о культурном развитии, школах-медресе, русско-казахских школах, аульных школах.
Социально-экономическая ситуация Казахстана второй половины ХІХ - начала ХХ вв. характеризуется распадом традиционного казахского хозяйства и внедрением капиталистических отношений. В этот период развитие экономики Казахстана не было однородным. Ускоренное развитие капиталистических отношений в России породило необходимость сырьевого резерва. В связи с этим началось освоение казахской степи богатой на природные богатства, обладающей дешевой рабочей силой. С этой целью царское правительство реализовало ряд административных мероприятий. В частности, в 1854 году вся Сибирская степь была поделена на две области - Акмолинскую и Семипалатинскую. В 1865 году для разработки нового положения об управлении казахской степью царское правительство создало «Степную комиссию». На основании масштабного проекта в Казахстане проводилась реформа административного управления. 11 июля 1867 года император Александр ІІ утвердил «Временное положение об управлении в Сырдарьинской и Семиреченской областях». 21 октября 1868 года было утверждено «Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями». Для внедрения этого положения генерал-губернаторам Оренбурга и Западной Сибири из государственной казны было выделено 33.900 рублей. Согласно реформам 1867-1868 гг. казахские земли были поделены на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западно-Сибирское. Вся военная и гражданская власть была сосредоточена в руках генерал-губернатора. Областные правления подчинялись военному губернатору. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которого входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председателем правления был вице-губернатор. Области делились на уезды. К примеру, к Акмолинской области относились Петропавловский, Кокчетавский, Акмолинский и Омский, чуть позже Атбасарский уезды. Самым тяжелым последствием административной реформы 1868 года было лишение местного населения своей земли. Пункт 210 «Временного положения об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» от 21 октября 1868 года гласил, что «земли кочевников являются государственными и предоставляются в общественное пользование всей аульной общине киргизов». Богатства недр, лесные, водные, природные богатства перешли в государственную собственность. А согласно постоянного «Степного положения» от 25 марта 1891 года казахские земли были объявлены «государственной собственностью». Военно-административная колониальная политика открыла путь переселению крестьян России в казахские земли. Самое большое место заселения переселенцев – Акмолинская область.
13 июля 1889 года царское правительство утвердило Положение о переселении сельчан и мещан по собственному желанию на казенные земли. В Положении были определены места их переселения Томской и Тобольской губерниях, также в Семиреченской, Акмолинской, Семипалатинской областях. В результате число русских крестьян-переселенцев на казахские земли росло с каждым годом. Если в 1889 году в Акмолинскую область прибыло 200 переселенцев, то к 1890-1891 году их число составило 7 600 человек. По прошению Степного генерал-губернатора с весны 1891 года по март 1893 года процесс переселения был приостановлен. Однако в связи с голодом на европейской части России снова было возобновлено переселение. В эти годы в Акмолинскую область прибыло более 8 000 переселенцев. Указами от 26 марта 1891 года и 23 апреля того же года самовольно прибывшие переселенцы были взяты под защиту и местная администрация обязывалась выдать им землю. Только в Акмолинской области в период с 1885 по 1893 годы у местного населения было отнято 251 779 десятин земли, появились 247 новых сел с численностью населения 10 940 человек. Летом 1890 года только лишь в Акмолинскую область из 32-х губерний России было переселено около 15 тысяч крестьян. Генерал-губернатор Степного края выделил 12 участков (2 – в Петропавловском, 9- в Кокшетауском, 1- в Атбасарском уездах) для заселения переселенцев. После аграрной реформы Столыпина изъятие казахских земель принял массовый характер. В целом у казахов было отобрано 40 тысяч десятин земли. В результате массового переселения русских крестьян изменилась демографическая структура казахского края. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года численность казахов составляло 3 392 751 человек, то есть 81,7% населения, русские - 445 402 человек (10,95%), украинцы - 79 573 человек. Во второй половине XIX и начале ХХ века экономической основой Казахстана было кочевое скотоводство, претерпевшее некоторое изменение под влиянием колониальной политики царского правительства. Было три основных типа скотоводства: первое – кочевое, второе – полукочевое, третье – оседлое. Б.Сулейменов разделил на две зоны территорию Казахстана: 1) северное, северо-западное, юго-восточная территория, здесь население занималось скотоводством и земледелием; 2) население значительной части центральной территории, юга и юго-западной территории занималось скотоводством. Во второй половине XIX и начале ХХ века значительно возросла численность крупного рогатого скота. В 1912 году количество скота составляло 2314585 голов. В регионах с кочевым и полукочевым скотоводством распространялось и земледелие. С приходом переселенцев и распространением на северной территории степного края русской торговли казахское хозяйство постепенно стало выращивать зерновую культуру и приобщаться к экономике, основанной на оседлом скотоводстве. В некоторых регионах Казахстана казахи занимались орошаемым земледелием. Казахские земледельцы в основном выращивали ячмень, пшеницу, просо, а на юге выращивали еще и кукурузу. И на юге, и на севере три года подряд на одну землю не сажали зерно, по прошествии трех лет менялись на залежные земли. Об этом писал Щербина: «Казахи в основном три-четыре года подряд сажают пшеницу, затем до 15-20 лет на этом участке не сажают хлеб». В целом, если по Акмолинской области в 1860 году лишь 175 казахских хозяйств занимались земледелием, то в 1896-1901 годы 20 949 хозяйств посадили зерновые на 42 582 десятинах земли. В 1896-1901 годы земледелием занимались 34,8% всего хозяйства Акмолинской области, а в 1907-1909 годы уже 41% занимались земледелием, посевные угодья составляли 51 716 десятин земли. Таким образом, массовый приток русских крестьян на север Казахстана повлиял на развитие земледелия. Казахи начали вспахивать земли, жать хлеб. Однако, необходимое количество хлеба казахи все-таки покупали либо меняли на свою продукцию. Это в свою очередь привело к развитию товарно-финансовых отношений в Казахстане.
Внедрение капиталистических отношении в казахские степи создало условии широкому распространению торговли. Российский торговый капитал проникал даже в самые отдаленные районы Казахстана, тесно связал местные хозяйства с рынками России, Средней Азии, Западной Европы. Во ІІ половине ХІХ века в Казахстане развивалось 3 типа торговли: 1) меновая; 2) ярмарочная; 3) стационарная. Меновая торговля велась путем обмена местного сырья на продукции фабрик-заводов европейской России. Меновая торговля была в руках у спекулянтов. Меновая торговля велась путем продажи или обмена различных необходимых в быту товаров в казахских аулах. С распространением в казахской степи меновой торговли возросло и ростовщичество.
В 60-90-х годах XIX века развивался и второй вид торговли – ярмарочная торговля. С укреплением российской капиталистической экономики и казахского хозяйства ярмарочная торговля повлияла на распад патриархальных отношений. Ярмарки были важны для установления устойчивых торгово-экономических отношений с Китаем, Россией, странами Европы и др. Ярмарки реализовывали и посреднические задачи между кочевыми и оседлыми народами середины ХІХ века. Ярмарки делились на летние и осенние. По количеству проводимых ярмарок ведущее место занимала Акмолинская область. Количество проводимых здесь ярмарок достигало до 40. На 3 большие летние ярмарки съезжались не только местные купцы, но и купцы-торговцы из городов европейской России. Значительную часть товаров на этих ярмарках составляли скот и животноводческая продукция. На развитие ярмарочной торговли в регионе повлиял и возросший спрос в центральных регионах России на животноводческое сырье. Это привело к росту сезонных ярмарок в казахской степи. Такие ярмарки проводились на Константиновском рынке – города Акмолы (ежегодно в период с 21 мая по 10 июня), Петровском – города Атбасар (с 10 июня по 5 июля), Тайыншаколь – Петропавловского уезда (с 1 по 20 июля). В 1900 году общий оборот этих ярмарок составил 7 181 тысяч рублей, что равнялось обороту всех ярмарок, проводимых в области. В одном только Кокшетауском уезде в 1900 году было проведено 33 летних и осенних ярмарки на сумму 3,2 млн рублей. Основным видом товара на ярмарках была продукция животноводства. Попробуем сравнить данные двух крупных ярмарок Акмолинской области: Тайыншакольской и Константиновской. В 1871 году на первую ярмарку на продажу было пригнано 5 000 лошадей, 30 000 КРС, 78 000 овец, во вторую – 880 лошадей, 1232 КРС, 76 746 овец. Согласно данным приведенным в книге «Памятная книжка Акмолинской области на 1915 г.» (Омск, 1915): «в 1913 году по Акмолинской области проведено 334 ярмарок. На эти ярмарки было пригнано 21 220 голов лошади, более 247 тысяч голов КРС, 142 тысячи овец и коз, 306 верблюдов, и прошли проверку ветеринара. Кроме того, на продажу доставлено сырье животноводства: шкуры крупного рогатого скота 43 618штук, конского - 58 498 штук, овечьих и козьих - 231 764 штук, 86 тысяч пудов овечьей шерсти, 33 тысячи пудов верблюжьей шерсти. Стоимость скота и животноводческого сырья на ярмарках Акмолинской области в 1913 году составило 235 млн рублей». В целом, ярмарки во второй половине ХІХ - начале ХХ вв. как особый вид торговли повлияли на развитие экономики Казахстана, особенно значительное влияние оказали на развитие казахского аула. Эти ярмарки открыли путь к развитию не только внутренней торговли в Казахстане, но и внесли большой вклад развитию внешней торговли. В указанный период в казахском крае открывались производственные места, население переходило на оседлый образ жизни, строились города, благодаря ярмаркам укреплялись взаимоотношения с зарубежными странами, что было очень важно для развития культуры и экономики казахского народа. Ярмарочная торговля все более притягивала северный регион Казахстана в российскую систему рыночных отношений. Особенно, использование скота и животной продукции значительно изменило всю структуру торговли, все более оживляя экономическую жизнь региона.
Кроме сезонных ярмарок все большим внедрением торгового капитала на казахской земле возросло число магазинов, меновых дворов, оптовых складов, то есть укреплялась стационарная торговля. Для отдаленных районов с неразвитыми путями сообщения, с малым количеством населения, где в основном население вело кочевой образ жизни, ярмарка оставалась удобным видом крупной торговли.
С развитием в начале XX века стационарной торговли в экономической жизни региона роль ярмарок стала уменьшаться. Накануне Первой мировой войны даже в районах, отдаленных от торгово-промышленного центра Акмолинской области, широко развивалась стационарная торговля. К примеру, в городе Кокшетау и в аулах этого уезда в 1913 году работало 680 магазинов, оптовых складов с общим оборотом 4 млн рублей, в городе Атбасар и уезде работало 320 стационарных центров с оборотом в 2 млн рублей, а в городе Акмолинске и уезде работало около 500 магазинов и складов с оборотом в 3 млн рублей. В общей сложности ежегодный стационарный товарооборот по Акмолинской области составлял 63 млн рублей. Развитие торгово-денежных отношений, в свою очередь, ускорило процесс распада сообщества, занимавшегося скотоводством, и привело к исчезновению натурального хозяйства. В регионе появились новые отрасли промышленности. В последней четверти ХІХ века в Казахстане появились объекты промышленные производства. В 90-х годах ХІХ века стало известно, что казахская земля богата различными полезными ископаемыми. С этого времени российские предприниматели стали вкладывать свой капитал в Казахстан, открывали различные производственные места на базе месторождений полезных ископаемых. В Петропавловске, Кокшетау, Акмолинске, Атбасаре и в других регионах Казахстана быстрыми темпами стали развиваться скорняжное, маслобойное производство, мукомольные мельницы, горная промышленность, производство по добыче цветных и драгоценных металлов. Одной из главных отраслей производства в регионе в конце ХІХ - начала ХХ века была золотодобыча. С каждым годом в регионе рос уровень добычи золота. В Кокшетауском уезде работало 100 месторождений золотодобычи и несколько месторождений по добыче меди. Казахи работали на соляных промыслах, горных и рыболовецких промыслах, в городах работали чернорабочими на заводах. Среди казахов на такого рода работы шли в основном жатаки (оседлые бедняки). Их ежедневный заработок не превышал 30-40 копеек. Если до 90-х годов ХХ века золотодобычей занимались в основном частные фирмы, то после в эти регионы стали обращать внимание иностранные капиталисты. Однако, добыча полезных ископаемых все больше носила варварский характер. В этом регионе владельцами месторождений были Поповы, мещанин Копылов, енисейский торговец Штерх, зажиточные богачи Корзинин и Медынцев. В эти годы свою деятельность вела Киргизская золотопромышленная компания.
Заводы и фабрики по выпускаемым из продукциям можно разделить на 4 группы: 1) полезные ископаемые; 2) скотоводство; 3) производство свечей и мыловарня; 4) завод по производству растительного масла.
В целом, в 1891 году по Акмолинской области было 162 завода, в них работали 1 268 рабочих. Производительность заводов составляло 844 633 рубля. Кроме этого работали 108 водяных и 618 ветряных мельниц. Через мельницы просеивали 700 983 пуда зерна. В городах было много мелких производств по переработке сельскохозяйственной продукции: маслобойное производство, по выпуску пива и вино-водочной продукции, мукомольное, скорняжничество, механические мастерские. Три предприятия Акмолинска использовали в производстве свиной жир: жиротопный завод, мыловаренный завод и завод по выпуску керосиновых ламп. Первое мыловаренное производство в Акмолинске открылось в 1882 году. В то время трое рабочих завода выпускали продукцию на 2 800 рублей. А в 1914 году такие же три завода выпустили продукцию на 5 000 рублей. В 90-е годы стал работать первый завод по выделке овечьих шкур. Годовая производительность завода не превышала 1 000 рублей. На один завод приходилось в среднем по 1-2 рабочих. Эту продукцию покупало лишь местное население. По качеству продукция намного уступало российским товарам. В те годы в Акмолинске появились и первые заводы по выделке шкур. Качество продукции и этих заводов оставляло желать лучшего, они не могли конкурировать с екатеринбургскими и казанскими товарами. В начале ХХ века в городе открылся самый крупный и оснащенный завод по пивоварению купца А.Кубрина. На заводе работало до 18 рабочих, в разные годы сумма продукции составила от 15-и до 35,5 тыс. рублей.
В1893 году в Акмолинске начала работать первая паровая мельница, а в 1914 году две паровые мельницы с 15-ю рабочими выпустили продукцию на 25 тыс. рублей. В конце ХІХ века в городе работало 65 ветряных и 1 водяная мельницы, ежегодная сумма выпускаемой ими продукции составляла 150 тыс. рублей.
В начале ХХ века в связи со строительством в городе различных строительных сооружений возросла значимость заводов по выпуску кирпичей. В 1914 году 9 кирпичных заводов с 50-ю рабочими выпустили кирпичей на 150 тысяч рублей.
Во второй половине XIX века в Кокчетавском уезде в основном были производства по переработке животноводческой и сельскохозяйственной продукции. К примеру, в 1902 году в уезде было 203 промышленных предприятия: 16 заводов, среди них скорняжный – 8, кирпичный - 1 (52 рабочих), маслобойный – 1. Позже были построены в Кривозерном (ныне Саумалколь) спичечный завод Харламова, спиртной завод в селе Айдабол, паровая мельница в Кокшетау. В этих заводах работали всего от 2-х до 25-и человек, технический уровень заводов был низкий, в основном использовался ручной труд. И в других регионах Акмолинской области располагались торговые предприятия. К примеру, в Петропавловске в 1898 году было 16предприятий, общий оборот составлял 400 тысяч рублей.
С развитием торговли и промышленности стали создаваться финансовые организации. В 1871 году в Петропавловске открылся городской общественный банк с основным капиталом в 40 тысяч рублей. В 1874 году открылось отделение Всероссийского Государственного Банка, а позже открылось отделение Сибирского Торгового Банка и работали 39 крупных товариществ. Оборот последних составлял 13 млн рублей. Во второй половине ХІХ века и в Омске появилось много английских, американских, немецких и других иностранных фирм. Они продавали в Казахстане сельхозмашины и покупали животноводческую продукцию. В результате этого начала создаваться система иностранных банков.
В Омске особенно высокими темпами развивалась торговля мануфактурой. Большое значение имели созданные в 1904 году в Омске фабрикантами Морозовым и Цинделем Московские оптовые склады. На эти склады для торговли стекались люди из Акмолинской и Семипалатинской областей, Томска и Тобольска, Семиречья.
Казахи общались с русскими крестьянами не только по торговле, но имели с ними и дружеские отношения, перенимали у них лучшие стороны ведения хозяйства, стали переходить на оседлый образ жизни, занимались земледелием, стали строить дома и другие строения.
С переходом казахов от кочевого образа жизни к оседлому образу в северных регионах росло значение городов. Предприниматели занимались благотворительностью, поддерживали образовательные и культурные учреждения. Акмолинский купец Степан Кубрин ежегодно выделял 200 рублей для нужд городской библиотеки, это сумма в 4 раза превышала годовой бюджет библиотеки. Это оказало влияние на культурную жизнь второй половины ХІХ - начала ХХ вв.