Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта основного общего образования,
а также в соответствии с рекомендациями
Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.:
«Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2011, учебника для
учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013.
Программа составлена для учебника «Литература » 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с
приложение на электронном носителе. В 2ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 4-е издание. М.
Просвещение,2015
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Обучающиеся научатся:
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари,
энциклопедии, интернет ресурсы и др.)
Обучающиеся получат возможность научится:
совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному
Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
Обучающиеся получат возможность научится:
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной
деятельности
Предметными
Обучающиеся научатся:
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о
нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального
характера других народов в героях народного эпоса;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими
читателями;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Обучающиеся получат возможность научиться:
сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного
народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики,
образов (по принципу сходства и различия);
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание программы
Введение (1ч.)Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения
другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник,
редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10ч.)Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных
произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные
песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное
творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки(5). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые
(анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.
(Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.
«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой
любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы
Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль
чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло
наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер
формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная
богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын
как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-
народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости,
добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление
представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность
народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2ч.) Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской
литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория
литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2ч.) Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы
учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века (42 ч.) Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские
баснописцы XVIII века). (Обзор.) Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало
литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков
— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в
басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен
(индивидуальное, по ролям, инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория
(начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте
(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки
Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость.
Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий
рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и
грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и
Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского
произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными
сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние
добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко.
Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота
внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность
пушкинской сказки.
Русская литературная сказка(20ч). Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-
условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый
сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и
фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин
народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps».
Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма,
способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о
поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю
годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического
события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание
разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет
(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай Васильевич
Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место»
— повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание
светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для
внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов
героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений).
Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало
литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные
силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских
детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая
характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий
рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху
крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим,
великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория литературы.
Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). Афанасий Афанасьевич
Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина
весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость
национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная
близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение
(развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и
начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.
Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе(6ч). Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних
бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в
деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи».
Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный
ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (28ч.) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной
деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес-
крайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными
силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий
рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной
и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие
окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество»
и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие пред-
ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). Сергей Александрович Есенин. Краткий
рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое
изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России.
Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало
литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность,
трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка,
интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и
различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта
и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи-
сателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа
добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы.
Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о
писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство
героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти,
страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном
произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание,
находчивость в экстремальной ситуации. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения
(начальные представления). «Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в
годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский.
«Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой
Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе(5ч). И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер ...»; Прокофьев.
«Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные
лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и
осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы
произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (15 ч.) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг
героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниель Дефо.
Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя
(смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым
возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический
смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце
Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда
— противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Жорж Санд. «О чем говорят
цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты
характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в
играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»
— сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых.
Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в
труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование
№ Название раздела
Кол-во
часов
В том числе
Кол-во контр. работ
Кол-во уроков внекл.
чтения
Развитие
речи.
1.
Введение
1
2.
Устное народное творчество
10
1 (дом. соч.)
1
1
3.
Древнерусская литература
2
4.
Из русской литературы 18 века
2
1
5.
Из русской литературы 19 века
42
4 (в т.ч. 1 дом. соч.)
8
8
6.
Из литературы 20 века
28
1
3
3
7.
Из зарубежной литературы
15
2
5
8.
Уроки итогового контроля
5
2
2
Итого
105
8
15
19
Достарыңызбен бөлісу: |