Рабочая программа учебного предмета «Литература»



Pdf көрінісі
Дата25.02.2017
өлшемі0,71 Mb.
#4874
түріРабочая программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка 

    Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями 

Федерального государственного стандарта основного общего образования, 

а также в соответствии с рекомендациями 

Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: 

«Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение» 2011, учебника для 

учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. 

Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 2-е изд. - М: Просвещение, 2013.

 

     Программа составлена для учебника «Литература » 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с 



приложение на электронном носителе. В 2ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 4-е издание. М. 

Просвещение,2015 

     Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

Личностные 

Обучающиеся научатся: 

 



  использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, 

энциклопедии, интернет ресурсы и др.) 



Обучающиеся получат возможность научится: 

 



совершенствовать  духовно-нравственные  качества  личности,  воспитание  чувства  любви  к  многонациональному   

Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов; 



Метапредметные 

Обучающиеся научатся: 

 



понимать  проблему,  выдвигать  гипотезу,  структурировать  материал,  подбирать  аргументы  для  подтверждения 

собственной  позиции,  выделять  причинно-  следственные  связи  в  устных  и  письменных  высказываниях, 

формулировать выводы;   

 



самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; 

Обучающиеся получат возможность научится: 

 



работать  с  разными  источниками  информации,  находить  ее,  анализировать,  использовать  в  самостоятельной 

деятельности 

Предметными  

Обучающиеся научатся: 

 



выделять  нравственную  проблематику  фольклорных  текстов  как  основу  для  развития  представлений  о 

нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; 

 

видеть  черты  русского  национального  характера  в  героях  русских  сказок  и  былин,  видеть  черты  национального 



характера других народов в героях народного эпоса; 

 



определять  актуальность  произведений  для  читателей  разных  поколений  и  вступать  в  диалог  с  другими 

читателями; 

 

 создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; 



 

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; 



Обучающиеся получат возможность научиться:  

 



сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного 

народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); 

 

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии; 



 

устанавливать  связи  между  фольклорными  произведениями  разных  народов  на  уровне  тематики,  проблематики, 



образов (по принципу сходства и различия); 

 



выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;  

 



видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию; 

 



сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; 

 



оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; 

 



осуществлять  самостоятельную  проектно-исследователь-скую  деятельность  и оформлять  её  результаты  в разных 

форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). 



 

 

 

Содержание программы 

Введение (1ч.)Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения 

другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, 

редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. 

Устное народное творчество (10ч.)Фольклор — коллективное устное народное творчество. 

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных 

произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные 

песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное 

творчество (развитие представлений). 

Русские народные сказки(5). Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые 

(анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. 

(Обзор.) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. 

«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой 

любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы 

Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль 

чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло 

наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер 

формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная 

богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын 

как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-

народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости

добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление 

представлений). Постоянные эпитеты.  Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность 

народных сказок (начальные представления). Сравнение. 

Из древнерусской литературы (2ч.) Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской 

литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) 



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». 

Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория 

литературы. Летопись (начальные представления). 


Из литературы XVIII века (2ч.) Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы 

учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. 



«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. 

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления). 



Из литературы XIX века (42 ч.) Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские 

баснописцы XVIII века). (Обзор.) Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало 

литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков 

— грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в 

басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен 

(индивидуальное, по ролям, инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория 

(начальные представления). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте 

(детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки 

Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. 

Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальные представления). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий 

рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и 

грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и 

Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского 

произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными 

сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние 

добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. 

Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота 

внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность 

пушкинской сказки. 

Русская литературная сказка(20ч). Антоний Погорельский«Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-

условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый 

сюжет произведения. Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и 

фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин 

народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». 

Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. 



Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, 

способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о 

поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» — отклик на 25-летнюю 

годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического 

события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание 

разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет 

(развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай Васильевич 

Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» 

— повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание 

светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для 

внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов 

героев. Изображение конфликта темных и светлых сил. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). 

Юмор (развитие представлений). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало 

литературной деятельности). «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные 

силы народа, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). 

Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских 

детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая 

характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий 

рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму» — повествование о жизни в эпоху 

крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, 

великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян. Теория литературы. 

Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления). Афанасий Афанасьевич 

Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина 

весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о 

писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость 

национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная 

близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение 

(развитие понятия). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и 



начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. 

Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представлений). 



Поэты XIX века о Родине и родной природе(6ч). Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних 

бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в 

деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». 

Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный 

ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. 

Из литературы XX века (28ч.) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной 

деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес-

крайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными 

силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Владимир Галактионович Короленко. Краткий 

рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной 

и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие 

окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» 

и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие пред-

ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия). Сергей Александрович Есенин. Краткий 

рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое 

изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. 

Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало 

литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, 

трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, 

интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и 

различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта 

и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи-

сателе. Сказки С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа 

добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. 

Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о 

писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство 

героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, 



страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном 

произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало 

литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, 

находчивость в экстремальной ситуации. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения 

(начальные представления). «Ради жизни на Земле...» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в 

годы Великой Отечественной войны. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский

«Рассказ танкиста». Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой 

Отечественной войне.  



Произведения о Родине и родной природе(5ч). И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев

«Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные 

лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и 

осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. 

Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Писатели улыбаются 

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы 

произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). 



Из зарубежной литературы (15 ч.) Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг 

героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Даниель Дефо

Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя 

(смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым 

возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический 

смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце 

Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда 

— противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Жорж Санд. «О чем говорят 

цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. 

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты 

характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. 

Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в 

играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» 

— сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. 



Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в 

труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. 

 

 

Тематическое планирование 



 

№   Название раздела 

Кол-во 

часов 


В том числе 

Кол-во контр. работ 

Кол-во уроков внекл. 

чтения 


Развитие 

речи. 


 

1. 


Введение 

 



 

 

2. 



Устное народное творчество 

10 


1 (дом. соч.) 



3. 

Древнерусская литература 

 

 



 

4. 


Из русской литературы 18 века 

 



 

5. 



Из русской литературы 19 века 

42 


4 (в т.ч. 1 дом. соч.) 



6. 

Из литературы 20 века 

28 





7. 


Из зарубежной литературы 

15 


 



 

8. 


Уроки итогового контроля 



 



Итого 



105 



15 

19 

 

 




Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет