Расцвет городской культуры Южного Казахстана и Семиречья. Казахстанские трассы
Великого Шелкового пути.
Денежное обращение. Значение Великого Шелкового пути в эпоху поздней древности и
средневековья.
1)На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные
историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и
городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье. В IX — начале XIII
вв. в предгорной полосе появились новые города Джумишлагу и Манкент. В округе
Фараб, кроме Отрара, возникла новая столица Кедер, города Весидж и Бурух. В
Шавгаре появляются Яссы и Шагильджан, Карнак и Карачук, Шур (Сури). Впервые
источники называют крупный город Сауран, а в низовьях Сырдарьи — Сыгнак,
Янгикент, Дженд, Асанас, Барчикент. На северных склонах Каратау находились Баладж
и Берукет, на средней Сырдарье — Сюткент.
На юге Казахстана аналогично среднеазиатским городища состоят из трех частей —
цитадели, шахристана и рабада. Цитадель — наиболее укрепленная центральная
часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее
убежище защитников при штурме. В цитаделях городов располагались дворцы
правителей, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным
деревом. Шахристан — основное ядро города (резиденции правителя и знати),
включающее цитадель и обнесенное стеной. Рабад — пригородные ремесленные
слободы, расположенные за пределами шахристана. Новым элементом в структуре
городской застройки рассматриваемого периода является мечеть. Важная роль в
жизни города принадлежала базару и торговым постройкам. Внутригородские рынки
арабские авторы называют «сук» и «асвак», персидские — «базар». Базары могли
находиться в шахристане и на территории рабадов. В X — XII вв. в городах Южного
Казахстана появились бани. В больших городах насчитывалось по нескольку десятков
бань. В ряду общественных построек баня занимала видное место. В рабаде Отрара
раскопаны две бани XI — XII вв.
В домах ХII-ХIII вв. которые продолжали традиционную линию развития
южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа -круглые и
прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим
орнаментом.
В Семиречье число новых городов также увеличилось. Как свидетельствуют
письменные источники, их стало 26 вместо 21. В IX — начале XIII вв. их число
возросло до 70. Причем прибавление произошло в Таласской долине, где оформились
города Джикиль, Балу, Шельджи, Такабкет, Куль, Кенджак, Тальхир, Лабан, Каялык. В
Чуйской долине столицей стал Баласагун. Городское жилище характеризуется двумя
типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане
однокомнатные наземные дома. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В
центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части
напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения
имелась небольшая кладовка. Основания стен сложены из каменных валунов. В
строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево. В
этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане.
Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях
Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные
источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был
город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны
города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в
Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам. Рост числа
городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского
населения сказалось на дальнейшем развитии керамического ремесла. Появляется
поливная керамика. Наиболее распространенными видами изделий были графины,
кувшины, чаши, кружки, флаконы. Увеличивается выделка стеклянных изделий. Из
стекла изготавливались оконные диски. Судя по раскопкам кварталов гончаров, в XI
-XII вв. появляются небольшие ремесленные мастерские. Кузнечное ремесло было
одним из наиболее важных в городе. Производство изделий из меди было
распространено в городах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь
находились неподалеку от городских центров в Каратау, Таласском, Заилийском и
Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки, будучи
одновременно и ювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога
изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На
городище Талгар найдены костяные шахматные фигуры. Как правило, города
располагались в удобных и в торговом, и в стратегическом отношениях местах или в
центрах микрорайонов и областей. В развитии городов и городской культуры важную
роль играла транзитная торговля по Шелковому пути. Само размещение городов
показывает их привязку к трассам торговых путей.
2) Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на восток,
шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам (Сарьям). Из
Исфиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. Из
Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет. Тараз -
один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в. Источники называ ли
Тараз городом купцов. Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем
карлуков и караханидов. Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся
уже в VI в. В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в
751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза
на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и Дех
Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также известные города
Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных рудников. В
Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской долины через
перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок
дорог соединил «Ферганское» и «Семиреченское» направления Шелкового пути. Из
Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и Куланом
принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через города Касрибас,
Куль-Шуб и Джуль-Шуб. От Кулана далее на восток на расстоянии четырех фарсахов
друг от друга стояли города Мирки и Аспара. Затем караваны шли через города Нузкет
и Харраджуван в Джуль. Из Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение тюркского
кагана» и в Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья Навакет
(Китайский Синчэн). Оба названия перево дятся как Новгород. Навакет был
резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев. Из Навакета через Пенджикент
(Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город Семиречья Суяб — столицу
западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). О нем пишут китайские и арабские
путешественники вплоть до X в. Местополо жение этих городов находится неподалеку
от современного г. Токмака и соответствует двум известным средневековым
памят никам — городищам Акбешим и Бурана.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам
Иссык-Куля. На южном отрезке караваны прохо дили крупный город Верхний Барсахан,
а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия которых до нас
не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, и через него либо
Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь вел в
Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека и Хоргоса - в
Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и
Турфан — к Дунхуану и в Китай.
В X-XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с
юго-запада на северо-восток
Достарыңызбен бөлісу: |