В современной музыкальной педагогике музыкальный слух рассматривается как специальная способность человека, базирующаяся на его общих психических и физиологических свойствах. Данный феномен явился предметом исследования многих наук – физиологии, психологии, музыкознания, эстетики, социологии, музыкальной педагогики.
Исследованиями механизмов музыкального слуха с точки зрения психофизиологии занимались В.М. Бехтерев, Н.А. Гарбузов, Г. Гельмгольц, Е.Н. Есипова, Т.Н. Овчинникова, Г.Х. Шингаров и др. Исследователями накапливалась информация о воздействии музыки на отдельные органы и системы человека в разных условиях общения с ней, а также данные об особенностях реагирования отдельных органов и систем на звучащую музыкальную ткань. Исследованиями Э.А. Голубевой и В.И. Петрушина было установлено влияние основных исполнительских средств (темп, метроритм, динамика) на основные биоритмы мозга, что оказывает существенное влияние на адекватность и полноту восприятия музыкального произведения.
В музыкальной психологии, отмечает М.С. Старчеус, до сих пор нет единой точки зрения на природу, структуру, содержание основных понятий, на которые опираются ученые, описывая музыкальные способности [62, с. 135]. Поэтому каждый ученый использует свою терминологию, но чаще всего встречаются следующие понятия: «музыкальный слух»,
«звуковысотный слух», «гармонический слух», «чувство ритма».
Анализ специальной литературы (Д.К. Кирнарская, В.В. Медушевский, М.С. Старчеус, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов) позволяет сделать следующие выводы:
Музыкальные способности в музыкально-педагогической и музыковедческой литературе часто обозначаются в терминах, связанных с основными средствами языка музыки или в терминах психических процессов, отсюда большое количество разных терминов, обозначающих одно явление, например, слух лада (Н.А. Римский-Корсаков), ладовое чувство (Б.М. Теплов), тональная память (tonal memory).
Элементарными музыкальными способностями – чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма и др.– обладают почти все люди, что позволяет каждому человеку полноценно воспринимать музыку, петь и музицировать (играть) на музыкальном инструменте.
Сложные музыкальные способности – чувство формы, чувство стиля, чувство фактуры – связаны с профессиональной музыкальной деятельностью и развиваются на ее основе, что также вносит дифференциацию в их качество.
Музыкальные способности поддаются развитию в процессе музыкальной деятельности даже у людей с минимальными музыкальными задатками.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес выдающийся психолог, основатель российской школы дифференциальной психологии Б.М. Теплов. Он считал, что музыкально-слуховой процесс идентичен любому познавательному акту и развертывается по тем же законам, но с учетом специфики звуковой организации воспринимаемого музыкального произведения. Б.М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» дает развернутую характеристику указанному феномену. В качестве основных музыкальных способностей ученый выделяет ладовое чувство (фиксация сопряжения звуков по высоте), способность к музыкально-слуховым представлениям (музыкальная память) и музыкально-ритмическое чувство (ориентация в длительности звуков в их временной последовательности).
В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются чувство ритма, музыкальная память и музыкальный слух. Последнему в теории и практике музыкального обучения придается огромное значение, как одному из решающих звеньев, обеспечивающих успешное музыкальное развитие учащихся.
Под «музыкальным слухом» обычно понимается не только наличие определяющих его элементов, но и действие этих элементов, их взаимосвязь и тенденция к развитию. Основными формами музыкального слуха являются: мелодический и гармонический слух.
«Мелодический слух, – пишет Б.М. Теплов, – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии, а гармонический слух – музыкальный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а, следовательно, и ко всякой многоголосной музыке».
В музыкальной психологии существуют различные классификации видов музыкального слуха. Так, например, В.В. Медушевский в основу структуры слуха ставит перцептивный и интонационный слух. Перцептивным ученый называет слух, направленный на распознавание структуры, включающий, помимо звуковысотного, мелодического и гармонического слуха, также такие разновидности слуха как: темброво- динамический, полифонический, фактурный и интервальный слух.
Представленные виды слуха являются отражением разновидностей слуховых ощущений. Они взаимодействуют между собой, при этом обладая определенными особенностями и отвечая за определенный участок структуры музыкальной ткани.
Ведущая роль звуковысотного слуха обусловлена значением музыкальной высоты, длительности, громкости и тембра, как наиболее сильных высотных раздражителей. Среди них именно трансформация высоты звука воспринимается человеческим ухом наиболее ярко по сравнению с другими характеристиками.
Значение мелодического слуха заключается в обеспечении целостности восприятия мелодии. В его основе лежат звуковысотный слух, проявляющийся в отношении к одноголосной мелодии, и ладовое чувство, которое определяется, как способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение. Кроме того, основу мелодического слуха, предполагающего предслышание, составляют музыкально-слуховые представления, что позволяет воспринимать мелодию целиком.
Гармонический слух, в основе которого также лежат звуковысотный слух и ладовое чувство, ориентирован на восприятие музыкальной вертикали и постижение ее составляющих как принадлежащих к определенным функциям.
Темброво-динамический слух подразделяют на составляющие его тембральный (направленный на распознавание тембра) и динамический, определяющий изменения его силы.
Полифонический и фактурный слух связаны с распознаванием многоголосных структур. Разница между ними заключается в том, что гармонический слух позволяет одновременно слышать звуки, составляющие вертикаль; полифонический – распознавать движение голосов по вертикали, а фактурный – различать фактурные слои, которые обычно содержат как вертикальные созвучия, так и движение горизонтальных линий.
Интервальный слух – способность слышать, различать и осмысливать интервалы – формируется в процессе музыкального обучения и может рассматриваться как элемент мелодического слуха.
Постижение музыки имеет две стороны: аналитическую и интонационно-смысловую. Здесь существенную роль играет вторая крупная разновидность музыкального слуха – интонационный слух, который направлен на распознавание смысла музыкальной интонации.
Согласно исследованиям Д.К. Кирнарской [29], отличительные особенности интонационного слуха состоят в том, что он:
направлен на выявление смысла музыки;
включает телесно-двигательные реакции человека через ассоциации с движением, жестами, пантомимой;
приводит в действие речевой аппарат человека через «подпевание» и проговаривание звуков;
ведет к возникновению пространственных и цветовых ассоциаций, создает зримый, осязаемый и бесконечно разнообразный мир человеческих эмоций.
Особой формой музыкального слуха является абсолютный слух. Это особый вид долговременной памяти на высоту отдельных звуков мелодии, аккорда и даже немузыкальных звуков. Он позволяет воспроизводить (голосом или на инструменте) звуки заданной высоты, безотносительно с другими, высота которых известна.
К специфическим проявлениям музыкального слуха относятся следующие виды слуха, основанные на восприятии связей между звуками:
относительный, или интервальный, слух, при котором музыкант может узнавать и определять звуковысотные интервальные отношения между звуками, ступенями звукоряда. Данная способность проявляется в его умении воспроизводить либо голосом, либо на инструменте с нефиксированной высотой звуков различные интервалы, как в мелодии, так и в гармонии;
внутренний слух, проявляющийся у музыканта в мысленном представлении отдельных качеств музыкальных звуков (высоты, тембра и др.), а также мелодических и гармонических последовательностей и даже целых музыкальных пьес в единстве их компонентов;
чувство музыкальной формы, которое выражается в способности музыканта осознавать, понимать и оценивать соразмерность временных соотношений между различными компонентами музыкального сочинения, их функциональные значения в целом.
Как показывает педагогический опыт, практически все виды музыкального слуха совершенствуются в процессе занятий музыкальной деятельностью. Только абсолютный слух составляет исключение. Это врожденная способность. Развитию же подлежит только так называемый
«ложный абсолютный слух» (термин Б.М. Теплова), при котором музыкант может определять высоту звука косвенным путем (например, по тембровой составляющей звука).
Важным компонентом музыкальных способностей является наличие и развитие чувства ритма. «В музыкальной практике под чувством ритма разумеется обычно способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временных отношений в музыке», – отмечает Д.К. Кирнарская [29, с. 186]. Музыкально-ритмическое чувство также может развиваться только в процессе музыкальной деятельности.
В отношении следующего компонента музыкальных способностей – музыкальной памяти – исследователи отмечают важность развития, по крайней мере, ее трех видов:
слуховой, служащей основой для успешной работы в любой области музыкального искусства;
логической, связанной с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора;
двигательной, очень важной именно для исполнителя- инструменталиста.
Как подчеркивает А.Д. Алексеев, «у многих, в том числе крупных, исполнителей важную роль в процессе запоминания играет зрительная память» [2, с. 35]. Непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движения составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма. Многие музыканты-исполнители обладают непроизвольной памятью, когда нотный текст композитора запоминается сам собой.
Таким образом, перечисленные выше способности (звуковысотный, мелодический слух, гармонический слух, фактурный слух, чувство ритма), а также музыкальное мышление образуют основное ядро музыкальности. И все они имеют важное значение для обучения подбору по слуху учащихся- пианистов ДШИ.
В исследованиях последних лет можно наблюдать наличие новой классификации музыкального слуха по его видам. Так, в исследовании Е.Б. Ежовой «Развитие музыкального слуха у учащихся ДМШ на уроках сольфеджио» (2007) представлена следующая классификация видов слуха: основные и компонентные. К основным видам автор относит внешний, внутренний и архитонический слух. Компонентные виды Е.Б. Ежова подразделяет на обязательные (относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, гетерофонический) и необязательные (абсолютный и цветной).
В музыкознании также трактуют музыкальный слух как специфическое выражение музыкального художественного сознания (Б.В. Асафьев). Педагоги-музыканты в понятие «музыкальный слух» объединяют конкретные способности – воспринимать, дифференцировать, узнавать элементы музыкального языка и музыкальной речи (тембровые, гармонические, ритмические и др.) в воспринимаемом музыкальном произведении (М.С. Старчеус, Ю.В. Шмалько). Музыкальный слух также является особой формой самосознания и самопонимания, особенно для музыканта.
Вопросами развития различных видов музыкального слуха с позиции музыкальной педагогики занимались теоретики: И.П. Гейнрихс, Е.В. Давыдова, М.В. Карасева, А.И. Кондратьев, С.М. Майкапар, С.Е. Оськина; педагоги-музыканты Л.Н. Алексеева, Ю.Б. Алиев, Г.В. Ананченко, В.И. Петрушин, Г.С. Ригина. В их исследованиях рассмотрены методы и приемы развития у детей различных сторон музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, тембрового) и чувства ритма, обоснована необходимость развития музыкального слуха, как для восприятия музыки, так и для формирования профессионального исполнительского мастерства у юных музыкантов.