Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
Бабушкина Н. Н.
Бабушкина Наталья Николаевна / Babushkina Natalia Nikolaevna - учитель технологии,
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Уйская средняя общеобразовательная школа им. А.И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область
Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития творческих способностей учеников на уроках
технологии посредством метода проектов, исследовательской деятельности.
Abstract: in article the question of development of creative abilities of pupils at technology lessons by means of
a method of projects, research activity is considered.
Ключевые слова: творческие способности, творческое мышление, практические методы обучения,
технологическое образование.
Keywords: creative abilities, creative thinking, practical methods of training, technological education.
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и
практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших
задач обучения и воспитания.
Существуют множество концепций творческого развития и взглядов на творческие способности.
Некоторые авторы противопоставляют их репродуктивным способностям, другие считают, что развитие
общих познавательных способностей приводит к творческому результату (А.В. Брушлинский, Э.А.
Голубева, В.Д. Шадриков, Т. Айзенк), часть психологов связывают их с интеллектом (П. Тор-ренс, Дж.
Гилфорд), некоторые – с определенными свойствами личности [2].
С.Л. Рубинштейн понимал способности как специфические качества, как сложную синтетическую
особенность личности, определяющую ее пригодность к деятельности и лишь посредством этой
последней могущую сформироваться. Он писал: «Способности не могут быть просто насаждены извне
<...> не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в процессе его взаимодействия с вещами
и предметами, продуктами исторического развития <...> Развитие способностей совершается по спирали:
реализация возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает новые
возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня» [2].
Б.Г. Ананьев считает, что способности формируются в деятельности, в ходе которой создаются
определенные способы организации психических процессов, которые сказываются на росте
способностей и на характере человека. «Способность есть проявление творческого развития ума, а не
просто накопления знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний,
новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, самостоятельности и
сознательности» [2].
В настоящее время эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-
воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует
творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой
деятельности.
Творческие способности в процессе изучения сформировывают у подростков разряд свойств, которые
в окончательном результате значительно отразятся на характере воспитанника. Практика убеждает, что
для формирования внутреннего мира учащихся нужно избирать приемы и способы побуждения к
функциональной творческой деятельности, раскрывающие пред ними соблазнительную перспективу
преодоления проблем, становления критического мышления.
Одно из основных педагогических требований, предъявляемых к процессу изучения, состоит в том,
чтоб ни в коем случае не подавлять особенность воспитанника. Нередко видятся педагогические
ситуации, когда учащиеся, высказав догадку либо намерение, не имеют возможности их логически
доказать. Тем не менее, их нужно поощрить за попытку применять проницательность и выстроить
совместно логическую цепочку выдвинутой мысли.
Для развития творческого потенциала у воспитанников нужно сформировывать убежденность в
собственных силах, веру в способность решать творческие задачи. Нерешительность в себе ведет к
обречению на неуспех.
Одной из форм работы, активизирующая творческие способности детей – проблемное обучение.
Под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация
учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя
проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их
разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками
(ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД) (Проблемное
обучение основывается на теоретических положениях Д. Дьюи).
Важным условиям становления творчества считается общая с педагогом исследовательская
активность, однако она вероятна только тогда, как скоро принимается решение задач, ответ на которую
неизвестен ни ученику, ни педагогу. В этих критериях задача преобразуется из учебной в настоящую,
научную либо производственную проблему, будто обогащает и увеличивает «пыл», побуждающий
творческую активность. Особенный смысл получают темы связанные с областью состязания,
общественные и самореализации. Для их актуализации и формирования внутренней мотивации
особенный смысл имеет личностная включенность педагога в общую активность с воспитанником.
Творчество выражает созидательный, преобразующий труд человека, прочно соединенный с его
познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознание человека.
Процесс отображения никак не считается зеркальным отражением реальности, как и синтез новейших
форм и образов в мозгу человека. В творчестве не только отражаются предметы и явления объективного
мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и
явлений [2].
В связи с этим, творчество надлежит рассматривать как процесс сложных объективно – субъективных
отношений между творцами и объектами творчества, как целостность знания и преобразования.
Надеясь на позиции экспертов (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев), определяющих
творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения
творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей
учащихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
Творческое мышление,
Творческое воображение,
Применение методов организации творческой деятельности.
Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений,
общественных потребностей, задач; субъективная сторона выражается в различный мотивах и
результатах преобразующей деятельности человека.
Для формирования творческого потенциала учащихся на занятиях трудового обучения используются
различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной
деятельности:
- репродуктивный (объяснительно – иллюстрированный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- проектный;
- исследовательский.
В нашей практике наиболее эффективно методы обучения использовать комплексно, чтобы повысить
усвоения информации, сделать учебный процесс наиболее действенным, а, следственно - эффективным.
Большую роль в трудовом обучении играют практические методы. Особенность содержится в том,
что в деятельности учащихся доминирует использование приобретенных познаний к решению
фактических заданий. Этот способ исполняет функции углубления познаний, умений, а еще содействует
решению задач контролирования и устранения, стимулированию познавательной и творческой
деятельности.
Практические методы лучше остальных нацеливают учащихся на добросовестное исполнение
поручения, содействуют формированию таких свойств, как расчетливость, бережливость, знание
подходить к процессу творчески и т.д.
Решение творческих задач – самостоятельное определение метода решения, поиск и нахождение
закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при
изготовлении того или иного объекта, побуждает искать и изучать необходимый теоретических
материал.
Одним из результативных способов решения креативных задач считается «мозговой штурм» либо
«мозговая атака». Метод мозгового штурма МШ скорее является не методом, а технологией
коллективного интуитивного поиска решения задач путем мысленных проб, использующей приемы
активизации мышления в условиях повышенной состязательности, эмоционального возбуждения,
стимулирующего проявление инсайта. Однако по установившейся традиции МШ включается в систему
эвристических методов поиска новых решений творческих задач. Он применяется на начальном этапе
решения задачи, заданной с недостаточной входной информацией.
Главной целью метода является получение как можно большего числа предложений по требующей
решения задаче в условиях коллективной творческой работы [4].
Не менее эффективным методом формирования творческого потенциала является метод проектов.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается
продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
В соответствии с требованием социального и научно – технического прогресса, творческие проекты
по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской
деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся
качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют
одну или несколько задач. В свою очередь, задачи должны быть привлекательны своей формулировкой и
должны стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод
обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления
результата.
В образовательной области «Технология» (трудовое обучение) внедрение метода проектов
содействует формированию у подростков основ научно-технической грамотности, культуры труда,
творческого подхода к решению постановленных задач, изучение разных методик позволяют не
стандартно приходить к определенным решениям и методам реализации творческого проекта.
Благодаря методу проектов, у учащихся значительно повышается творческая активность не только на
уроках технологии, но и за рамками урока, что способствует развитию знаний, умений, навыков для
решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных задач.
Литература
1.
Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся[Текст] / А.А.Карчеев // Школа и
производство.2011.-№2.-С.10-11.
2.
Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. 2-е изд.,
дополн. - М.: МПГУ, 2012. - 188 с.
3.
Сташкевич С.К. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии/ С.К.Сташкевич //
Школа и производство. -2009-№ 5. С.95-96
4.
Тимофеева Ю. Ф. Основы творческой деятельности: Учебное пособие. Изд. 3-е. Часть I. Эвристика,
ТРИЗ. — М.: МПГУ, 2012. — 368 с.
Достарыңызбен бөлісу: |