Семинар 5
Образование казахской народности. Этноним «казах». Казахское ханство в XV – XVI вв.
Этническая история казахского народа, как и всех народов центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов.
В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана, корни которых уходят в эпоху бронзы, выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. С приходом гуннов на территорию Казахстана наблюдается вливания монголоидных черт и тюркских наречий. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане связан с массовым расселением тюрков и образованием древнетюркской государственности в VI в. н. э. Это способствовало интенсивному притоку тюркоязычных племен, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголоизации антропологического типа. Монгольское нашествие также внесло изменения как в развитие этнических общностей, так и в антропологический тип населения Казахстана, усилив в нем монголоидные черты. В государствах послемонгольского периода ( XIV - I пол. XV вв.) этого периода стабилизируется этнический состав тюркоязычных племен, с преобладанием кыпчакского языка. Шел процесс объединения всех этих племен в народность.
Образование казахской народности происходило на базе общих закономерностей формирования народностей как этносоциальных организмов, в связи со становлением и укреплением феодальных отношений, сложением общности территории, языка, материальной и духовной культуры.
Сложившаяся народность во второй половине XV века известна в письменных источниках, отражавших современные события, под именем <казахи>(казак). Происхождение этнонима <казах>долгое время являлось предметом дискуссий исследователей. В источниках этот термин употреблялся сначала в социальном смысле и означал (В. В. Бартольд). По <Тарих - и Рашиди>термин <казахи>применялся для обозначения политической группировки во главе с Джанибеком и Гиреем, откочевавшей в Семиречье, сначала в форме <узбек-казахи>, затем <казахи>(казак). С укреплением ханства Джанибека и Гиреея казахами стало называться подвластное им население. Постепенно термин <казахи>приобрел этнический смысл и и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт - и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана.
Характерной чертой казахского этноса, обусловленной особенностями кочевого образа жизни, является сложная и разветвленная внутриэтническая структура. Каждое племя дробилось на множество иерархически организованных этнических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой общественных отношений.
Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической территории. В зависимости от этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три этнотерриториальных объединения - Старший, Средний, и Младший жузы.
Каждый из них имел свою специфическую родоплеменную организацию. Первое упоминание казахских жузов относится к началу X V II в. В основе происхождения и функционирования казахских жузов находилась - специфика конкретного исторического процесса, протекавшего в трех этнокультурных ареалах, возникших в связи с особенностями природно-климатических условий и спецификой организации хозяйственного цикла. Каждое племя имело свой собственный уран, т. е. особый символ этнической принадлежности, в качестве которого обычно фигурировало имя героического предка, а также особую тамгу, т. е. знак принадлежности, символ обладания чем-либо.
Казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию всего Семиречья, бассейна реки Или, междуречья Чу и Таласа, предгорную полосу Джунгарского и Заилийского Алатау, Киргизского хребта и Каратау, а также районы верхнего и среднего течения Сырдарьи. Казахи Старшего жуза в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, при озерах и предгорных районах, сравнительно хорошо обеспеченных водными источниками, широко практиковалось поливное земледелие. Согласно народным преданиям, казахи Старшего жуза подразделялись на следующие племена: джалаир, ошакты, дулат, албан, суан, канглы, сары-уйсунь, шапрашты, сиргели, шанышкылы, ысты.
Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также отчасти Южного - по среднему течению Сырдарьи. Казахи Среднего жуза в основном занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах и около озерных районах широко практиковалось земледельческое хозяйство и рыболовство. Согласно казахским генеалогическим преданиям казахи Среднего жуза подразделялись на следующие этнические группы: кыпчак, аргын, найман, керей, уак, конрат.
Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию всего Западного Казахстана, которые, главным образом, занимались кочевым скотоводческим хозяйством, а в речных долинах, особенно по Сырдарье, Тургаю, Тоболу, Иргизу, Уралу, земледелием и рыболовством. Согласно казахским генеалогическим преданиям Младший жуз подразделялся на три крупных родоплеменных объединения алимулы, байулы и жетыру.
Время и механизм образования жузов остаются неисследованными и вызывают много споров и дискуссий в научном мире.