Сро №2: Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации фио студента: Турапбай Балнур Айдосовна Группа: втипо 23-2 Типо Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации
СРО №2: Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации ФИО студента: Турапбай Балнур Айдосовна Группа: ВТиПО 23-2 Типо
Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации Символы в культуре символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием гуманитарной дисциплины – культурологии. В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (вплоть до их отождествления, как в «философии символических форм» Кассирера), в других – вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно (или во всяком случае нецеленаправленно) был придан объекту культуры, в третьих – символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия.
Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно значимая информация. Понимание и трансляция культуры реализуется с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, различных видов деятельности (охота), ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и т.д. • Знак — это чувственно воспринимаемый субъект, который замещает, представляет, репрезентирует другие предметы, их свойства и отношения.
Типы знаков Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами: знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее предмет, действие, свойство и пр. К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки знаковое поведение. Также являющиеся заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом; • • символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл.
Символ по происхождению своему тесно связан с мифом и магией. Большинство иследователей признают тот факт, что символ это элемент живого сакрального мифа и неизбежная ступень к нему.
В древние времена миф играл две ключевые роли:
Объяснения: предания и легенды рассказывали людям о происхождении явлений, которые они не способны были изучить
Объединения: вера в общих бого и гордость заобщих героев объединяли племена и народы. Однако, наука о мифак подчеркивает тот факт, что и целые народы объединяли друг с другом общие мифологические концепции.
Мифы объединялилюдей. Рассмотрим на примере мифах Древней Греции: Люди верили в то, что всё вокруг происходит в природе, происходит с ними, непосредственно связано с Богами, живущими на Олимпе. Это: Афинский Акропль, Театр Диониса, Храм Зевса Олимпийского и многое друшгое.
Символы в религии Играют большую ь в человеческом мышлении и поведении. В религии они незаменимы, поскольку представляют то, что не может быть представлено иными путями.
В символике многих культур встречаются части человеческого тела, такие какголова, сердце, глаз, рука, череп и другие.
Голова - наиважнейший, «главный» орган человека, место сосредоточения его жезненной энергии и силы. Она олицетворяет мудрость, разум, духовность, контроль и управление. На протяжении всего времени существования государств головы руководителесь отчеканивались на монетах, а позже печатались на бумажных деньгах.
Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов. В религии многих народов Европы, Азии и Африки символическое значение черепа тесно связывалось со строительной жертвой.
Природные объекты и явления на заре развития культур символизировали нечто сверхъестественное, божественное. Позже значение символики расширилось. К примеру, в христианстве пятиконечная звезда характеризует пять ран Христа.
Флора и фауна - важная часть природы неотъемлемая существования человека. Символы деревьев, листьев, цветов, животных встречаются во многих культурах мира. Исключительно сакральными символами являются фантастические существа, такие как ангел, мифические животные и птицы.