Авангард. Авангардизм.
Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.
Слово французского происхождения авангард первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению войска; передовой отряд. В годы Французской революции это слово стало революционной метафорой. С тех пор политический смысл начал вытеснять военный. Термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов. В их же работах термин впервые получил следующий, художественный смысл — основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом»
В принципе, можно сказать, что авангардизм – это совокупность всем известных течений и практик с начала 20 века до 70-х годов: футуризма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма и т.д. Это, конечно, не ответ на вопрос, но, по крайней мере, очерчивание описываемой территории. Самое же главное, что нужно иметь в виду, общаясь с этим явлением: авангардизм – не искусство, или не только искусство. Это некий род творческой деятельности, являющийся и искусством, и политикой, и философией, и публицистикой, и наукой, и религией и еще много чем. Цель этой деятельности – построение утопии путем радикального изменения мира, для чего нужно радикально изменить сознание населения.
Именно поэтому авангардизм применяет такие тяжелые методы, как шок, эпатаж и скандал – так надежнее и быстрее пробиться к сознанию - а отнюдь не потому, что так легче прославиться, в чем часто обвиняют авангардистов. Задача авангардиста – все время держать потребителя в напряжении, мучить его мозги и душу, заставлять их работать и задаваться при взгляде на очередное произведение вопросом: «Что это такое?»
Первые признаки авангардизма в литературе появились в 1909 – 1910 годах в виде футуристических манифестов. Представители: Ф. Маринетти – основоположник (произведение «Красный сахар»), М. Пруст - «В поисках утраченного времени», Ф. Кафка - «Замок», Дж. Джойс - «Улисс», В. Маяковский, Р. Якобсон, Е. Бобринская, С. Бирюков.
Периоды развития направления:
1. Ранний этап – до Первой мировой войны.
2. Зрелый период – между войнами.
3. Неоавангард – после Второй мировой войны
Основные понятия движения:
-Нетрадиционное разделение литературы, возникновение интереса к фольклору, графомании, творчеству наркоманов, душевнобольных, алкоголиков;
-Шокирующее эстетическое восприятие: принципу воссоздания объективной реальности противопоставлен принцип художественной деформации, открывающий большие возможности для развития различных форм гротеска, алогизма;
-Отсутствие граней между видами литературы, жанрами, сочетание гибридных форм, визуализации, звучарной поэзии;
-Практичный подход к комбинированию достижений научно-технического прогресса;
-Индивидуальный прием, техника, жанр. У Л. Рубинштейна – стихи на карточках из каталога, листовертни у Дмитрия Авалиани, фоносемантика у Александр Горнона;
-Биографии, жизнестроительный пафос – активные объекты манипуляций, как и произведения;
-Презентация произведений в скандально-эпатажном виде.
Уолт Уитмен в сборке «Листья травы» 1855 года предоставляет новое видение литературы. Американские читатели были обескуражены подачей, новаторством, смелостью слога, идей, предложенных автором. Многие его осуждали, говорили, что тот возомнил себя Богом. Уолта обвиняли во всех смертных грехах, в безнравственности, упрекали, сочиняли вульгарные пародии. Все было из-за того, что автор решился придать своему главному герою произведения черты Сына Божьего. Уолт был приверженцем богов, почитаемых в разные времена. Критиковал общество за лицемерие, ханжество, говорил о равенстве человеческого достоинства со всем живым на планете.
Небольшие сочинения Уитмена стали школой для англо-американских последователей писателя: Дэвида Герберта Лоуренса, Ричарда Олдингтона, Карла Сэндберга, Эдгара Ли Мастерса, Эзра Паунда, Хильда Дулитла и других .
Среди российских поэтов манеру Уитмена переняли: Фет, Тургенев, Бальмонт, Блок, Мандельштам, Маяковский.
Таким образом, авангардизм представляет собой одно из наиболее влиятельных художественных течений прошлого столетия, под влиянием которого осуществлялось переосмысление смысла, сущности искусства, поиск новых художественных форм и средств выразительности.