Теоретическая модель формирования художественно эстетических потребностей у



Pdf көрінісі
Дата15.03.2017
өлшемі403,27 Kb.
#9974

Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

1

УДК 373.1 



UDC 373.1 

 

 



ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 

ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У 

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 

МУЗЫКИ 

 

THEORETICAL MODEL OF ARTISTIC AND 

AESTHETIC NEEDS OF JUNIOR STUDENTS 

AT MUSIC LESSONS 

Стражникова Татьяна Ивановна 

к.п.н., доцент 

Strazhnikova Tatyana Ivanovna 

Cand.Ped.Sci., associate professor 

 

 

Грошева Валентина Геннадьевна  

аспирант 

Grosheva Valentina Gennadyevna 

postgraduate student 

Краснодарский государственный университет 

культуры и искусств, Краснодар, Россия 

 

Krasnodar State University of Culture and Arts, 

Krasnodar, Russia 

В статье рассматривается теоретическая модель 

формирования художественно-эстетических 

потребностей младших школьников на уроках 

музыки, позволяющая выделить основные 

структурные элементы, этапы, педагогические 

условия формирования исследуемых потребностей 

у младших школьников. Представлены новые 

методы обучения с использованием 

мультимедийных технологий 

 

The model of forming of artistic and aesthetic needs of 



pupils at music lessons is considered the article. 

Theoretical modeling let us identify the main elements, 

stages, and pedagogical conditions of formation of 

these needs of pupils. The new methods have been 

presented, involving multimedia technologies 

Ключевые слова: МОДЕЛЬ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, 

ФОРМИРОВАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ 

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

Keywords: MODEL, MODELING, FORMATION, 

ARTISTIC AND AESTHETIC NEEDS, 

MULTIMEDIA TECHNOLOGY   

 

Формирование 



художественно-эстетических 

потребностей 

у 

младших  школьников  является  неотъемлемым  процессом  музыкального 



воспитания  и  обучения.  К  сожалению,  с  каждым  годом  в  России 

наблюдается снижение интереса детей к классической музыке, народному 

творчеству.  Современные дети зачастую не хотят воспринимать серьезное 

искусство,  посещать  концерты,  театры,  музеи.  Они  не  стремятся 

заниматься художественно-творческой деятельностью, уроки искусства не 

вызывают  у  них  интереса,  так  как,  в  их  понимании,  считаются 

необязательными, 

второстепенными. 

Художественно-эстетические 

потребности  нынешнего  поколения  не  формируются  на  должном  уровне, 

что отрицательно влияет на уровень культуры общества в целом.  

Младший  школьный  возраст    –    самый  благоприятный  для 

формирования  ХЭП,  так  как  у  детей  еще  не  сформирована  система 

ценностей, но при этом у них присутствует интерес и стремление к новым 



Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

2

знаниям, эмоциональным впечатлениям.  Если упустить это время, данные 



потребности  могут    не  сформироваться  вовсе  или  будут  проявляться 

весьма слабо.  

В  обшей  и  музыкальной  педагогике,  на  наш  взгляд,  недостаточно 

внимания  уделяется  формированию  ХЭП  учащихся,  не  разработаны 

целостная  концепция,  теория  и  методика  формирования  данных 

потребностей  у  школьников.  В  связи  с  этим  актуализируется  проблема 

формирования  художественно-эстетических  потребностей  у  младших 

школьников как одна из важнейших в музыкальной педагогике.  

Анализ современного состояния исследуемой проблемы показал, что 

художественно-эстетические  потребности  школьников  представляют 

собой сложное системное образование личности, объективно-субъективное 

стремление  к  художественно-эстетическому  восприятию,  познанию 

произведений  искусства,  художественно-творческой  деятельности,  в 

результате которой достигаются положительные эмоции, удовлетворяются 

высшие потребности.  

В  ходе  исследования,  нами  была  разработана  теоретическая  модель 

формирования  художественно-эстетических  потребностей  у  младших 

школьников  на  уроках  музыки.  Сущность  моделирования  заключается  «в 

установлении  подобия  явлений  (аналогии),  адекватности  одного  объекта 

другому в определенных отношениях и на этой основе превращения более 

простого  по  структуре  и  содержанию  объекта  в  модель  более  сложного 

(оригинал)»  [1,  с.  138].  Модель  выступает  как  методологическая  основа 

исследования,  которая  дает  информацию  об  объекте  изучения,  позволяя 

выявлять  характерные  свойства  и  признаки  существующих  явлений, 

характерных процессов педагогической практики.  

Теоретическое  моделирование  позволило  нам  выделить  основные 

составляющие  элементы  процесса  формирования  ХЭП  у  младших 

школьников.  Модель  включает  в  себя:  цель,  задачи,  педагогические 



Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

3

условия,  принципы,  виды  деятельности  (музыкально-образовательная, 



исполнительская,  художественно-творческая),  интерактивные  средства 

формирования ХЭП, этапы, компоненты, уровни.   

Целевая 

установка 

модели 

заключается 



в 

формировании 

художественно-эстетических  потребностей  у  младших  школьников  на 

уроках музыки. Достижение поставленной цели возможно при разработке 

педагогических  условий  формирования  ХЭП,  включающих  четыре 

основных  блока,  которые  находятся  в    тесной  взаимосвязи  с  другими 

элементами  модели:  создание  художественно-эстетической  среды; 

интенсификация 

художественно-творческой 

активности 

младших 

школьников;  реализация  индивидуально-личностного  подхода  на  уроках 

музыки;  оснащение  учебного  процесса  современными  мультимедийными  

средствами (см. рис.1). 

В  развитии  детей  особое  значение  приобретает  окружающая  среда, 

которая  позитивно  влияет  на  процесс  интенсификации  художественно-

творческой 

активности 

школьников, 

организации 

креативной 

деятельности,  направленной  на  формирование  ХЭП  с  применением 

интерактивных  методов  и  мультимедийных    технологий.      Как    отмечает   

В.  Л.  Хайкин,      «в            условиях  онтогенеза  развертывание  активности 

опосредуется,  прежде  всего,  культурно-исторической  средой  на  всех 

уровнях  и  пространствах  ее  представленности  –  от  культуры  эпохи  до 

семейного  круга.  …  В  этой  связи  важным  моментом  в  характеристике 

активности  является    так  называемая  ситуация,  которая  определяет 

поведение, потребности, установки человека» [2, с. 315-316]. 

 

 



Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

4

 

Рис. 1. Модель формирования ХЭП у младших школьников на уроках музыки 



 

Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

5

В  процессе  формирования  ХЭП  мы  руководствовались  как 



основополагающими  общедидактическими  принципами  (научности, 

доступности, 

наглядности, 

систематичности, 

сознательности 

и 

активности), так и специальными принципами, разработанными в процессе 



исследования.  

Принцип накопления положительных эмоций имеет особое значение 

для  формирования  ХЭП  у  младших  школьников.  Переживание  радости, 

ярких  впечатлений  в  процессе  восприятия  музыки  и  художественно-

творческой  деятельности  стимулирует  развитие  высших  потребностей. 

Отрицательные  эмоции,  безразличие,  безусловно,  затрудняют  данный 

процесс.  Чем  чаще  учащиеся  на  уроках  музыки  будут  испытывать 

положительные  эмоции,  тем  эффективней  будут  формироваться 

художественно-эстетические  потребности  у  школьников.  Важно,  чтобы 

школьники  испытывали  удовлетворение  от  общения  с  искусством,  от 

художественно-творческих занятий. 

Эрих  Фромм    писал  о      потребности  в  творчестве  «как  глубинной 

интенции человека… Без этой внутренней готовности к возвышенному, к 

романтическому порыву личность не может подняться над  повседневной 

прозой жизни.  …  эта потребность продиктована наличием творческих сил 

в  каждом индивиде,  среди  которых особое  место  занимают  воображение, 

эмоциональность и т.д.» [Цит. по 3, с. 366].  



Принцип 

активизации 

учебно-познавательной 

деятельности 

является  одним  из  ведущих  в  общей  и  музыкальной  педагогике.  

Продуктивность  формирования  ХЭП  во  многом  зависит  от  степени 

познавательной  активности  школьников  на  уроках  музыки.  Данный 

принцип предполагает побуждение учащихся к познанию, освоению новых 

видов  художественно-творческой  деятельности.



  «Направленная  на 

удовлетворение  наличных  потребностей  деятельность,  производя  новые 

предметы  для  их  удовлетворения,  порождает  и  новые  потребности… 


Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

6

потому  что  не  только  потребности  порождают  деятельность,  но  и 



деятельность иногда порождает потребности, – писал С. Л. Рубинштейн.  – 

Порождая  многообразие  сферы  культуры,  человеческая  деятельность  

порождает и соответствующие потребности… Порождая соответствующие 

потребности, культура становится природой человека» [4,  с. 524]. 



Принцип учета индивидуальных особенностей  младших  школьников 

означает, что формирование ХЭП будет более эффективным при условии  

учета  психологических  и  возрастных  свойств  учащихся,  их  интересов, 

музыкально-слухового опыта.  Данный принцип предполагает выявление и 

контроль  развития  творческих  способностей  и  художественного 

восприятия 

каждого 

ученика, 

осуществление 

 

личностно-



ориентированного  подхода    в  процессе  обучения.  Учет  уровня 

сформированности 

способностей 

учащихся, 

их 

потенциальных 



возможностей  позволит  каждому  из  них  формировать  ХЭП  своим 

собственным  путем,  использовать,  присущие  ему  одному  способности  к 

музыкальному  восприятию,  активной  познавательной  деятельности,  

творчеству.  



Принцип  сотрудничества  педагога  и  учащихся  предполагает 

интерактивное,  диалоговое  обучение  на  уроках  музыки,  тесное 

взаимодействие  субъектов  учебного  процесса,  совместное  обсуждение 

произведений  искусства.  Одним  из  важнейших  условий  такого 

сотрудничества  является  создание  комфортной  атмосферы  взаимной 

поддержки, 

полного 

взаимопонимания 

и 

взаимодействия 



для 

самостоятельного  поиска.    На  интерактивных  уроках  музыки  каждый 

школьник  должен  научиться  давать  эмоциональные  и  рефлексивные 

оценки 


художественно-эстетическим 

явлениям, 

выражать 

свое 


собственное мнение. Сотрудничество педагога и учащихся также включает 

и  различные  виды  совместной  музыкальной  деятельности.  Педагогами 

используются  различные  формы    групповой  работы    в  процессе 


Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

7

интерактивных  занятий:    «большой  круг»,  «вертушка»,  «аквариум», 



«мозговой штурм», «дебаты». 

 

 



Формирование  ХЭП    осуществлялось  на  уроках  в  процессе 

восприятия 

музыки; 

музыкально-образовательной 

деятельности; 

доступной      исполнительской  и  художественно-творческой  деятельности. 

При  этом  следует  отметить,  что    восприятие  музыки  происходило  не 

только  во  время  ее  слушания,  но  и    в  других  видах  музыкальной  и 

познавательной  деятельности.  «Восприятие  складывается  из  тесно 

переплетенных  между  собой  познавательных,  эмоциональных  и 

эмоционально-оценочных  процессов»,  –    писал  В.  В.  Медушевский  [5, 

с.118].  

Исполнительская  деятельность  предполагает      хоровое  и  сольное 

пение,  музыкально-ритмические  движения,  музицирование  на  детских 

музыкальных  инструментах.  Творческая  деятельность  проявляется  в 

различных  импровизациях  (пластических,  вокальных,  изобразительных, 

речевых,  театральных)  и  музыкальных  играх.  Ведущую  роль  в  процессе 

формирования ХЭП играют интерактивные средства обучения: вербальные 

и невербальные (речь, мимика, пантомимика и др.), технические средства 

(компьютер,  синтезатор,  интерактивная  доска  и  др.),  мультимедийные 

технологии,  включающие    современные  технические  и  программные 

средства. 

Формирование 

художественно-эстетических 

потребностей 

у 

младших  школьников  на  уроках  музыки  осуществлялось  в  три  этапа:    а) 



диагностический;  б)  деятельностный;  в)  результативно-оценочный.  На 

диагностическом  этапе  с  помощью  специальных  тестовых  и  творческих 

заданий 


выявлялся 

уровень 


сформированности 

компонентов 

художественно-эстетических 

потребностей 

младших 

школьников: 

мотивационно-ценностного,

 

эмоционального, 



 

когнитивно-

операционального и

 

рефлексивного.



  

 


Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

8

Процесс  формирования  художественно-эстетических  потребностей 



должен  начинаться  с  их  актуализации,  поэтому  основная  задача 

деятельностного  этапа  на  уроках  музыки  –  заинтересовать,  направить 

внимание 

младших 

школьников 

на 

художественно-эстетическое 



восприятие  произведений  искусства  и  создать  условия  для  накопления 

положительных  эмоций,  самораскрытия,  самовыражения  школьников.  

Далее,  на  данном  этапе  особое  внимание  уделяется  художественно-

творческой  деятельности.  Важно,  чтобы  ребенок  не  стесняясь,  с 

удовольствием мог проявить себя в творчестве, формировании устойчивых 

художественно-эстетических интересов.   

На 

деятельностном 



этапе 

происходило 

формирование 

художественно-эстетических  потребностей  у  младших  школьников  с 

использованием  разработанных  интегрированных  методов:  «Музпласт» 

(пластические 

импровизации, 

пластические 

этюды, 

музыкально-



ритмические  движения,  театрализация),  «Музрис»  (изобразительные 

импровизации,  сочетание  элементов  изобразительного  и  музыкального 

искусства),  «Музлит» (сочетание музыки и слова, речевые импровизации). 

Эта  серия  методов  основана  на  интеграции  основных  видов  искусств  и 

компонентов урока.  С их помощью младшие школьники узнают способы 

удовлетворения  художественно-эстетических  потребностей,  знакомятся  с 

новыми  понятиями  и  терминами,  получают  новые  знания  о  музыкальном 

искусстве  и  творчестве.  Восприятие  музыкальных  произведений  с 

использованием 

вышеперечисленных 

методов 

способствует 

формированию  осознанного,  ценностно-ориентированного  отношения  к 

музыкальному  искусству.  Дети  гораздо  лучше  усваивают  музыку  и  слова 

учителя,  эмоциональнее  реагируют  на  происходящее,  если  используется 

интерактивная 

доска, 

музыкальный 



материал 

подкрепляется 

изображением, движением. 

 


Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

9

В 

процессе 



формирования 

художественно-эстетических 

потребностей  у  младших  школьников  был  использован  также  метод  – 

«Эффект  мультика».  Как  известно,  мультипликационные  фильмы  любят 

смотреть  люди  самого  разного  возраста.  Яркие,  зрелищные,  образные 

мультики,  как  правило,  имеют    развивающую,  воспитательную  

направленность,  легко  воспринимаются  благодаря  сказочному  сюжету, 

игровой форме. Сюжеты и музыкальный материал мультфильмов учитель 

может  использовать  для    развития  мышления  и  воображения  ребенка, 

формирования  его  мировоззрения.  При  этом  важно  учитывать,  что  не 

каждый 


мультипликационный 

фильм 


выполняет 

художественно-

эстетические  функции,  поэтому  следует  тщательно  относиться  к  подбору 

мультфильмов в качестве дидактического материала, где "главным героем" 

является музыка.   

Просмотр  мультфильма  способствует  обогащению  эмоциональной 

сферы  школьников,  расширению  их  музыкально-слухового  опыта, 

кругозора.      В  беседе  с  педагогом  дети  младшего  школьного  возраста 

учатся  выражать  свое  мнение,  высказывать  эмоциональные  впечатления, 

давать осознанную оценку увиденному и услышанному, что способствует 

развитию  рефлексии  и  ценностной  ориентации.    Помимо  восприятия 

музыки  младшим  школьникам  предоставляется  возможность  для 

творческого самовыражения в различных видах исполнительской, игровой 

деятельности, творческих заданиях, в процессе музицирования.  

На  результативно-оценочном,  завершающем  этапе  происходит 

анализ  уровня   

 

сформированности  ХЭП  у  младших  школьников.  С 



младшими  школьниками  проводятся  беседы,  различные  опросы,  где  дети 

имеют возможность рассуждать, давать оценки различным художественно-

эстетическим  явлениям,  проявлять  свои  интересы,  ценностные 

ориентации.  



Научный журнал КубГАУ, №87(03), 2013 года 

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/59.pdf 

10

В  заключение  следует  отметить,  что  формирование  художественно-



эстетических  потребностей  у  младших  школьников  на  уроках  музыки  –

длительный,  целенаправленный  процесс,  предполагающий  использование 

интерактивных  форм  занятий  на  уроках  музыки,    интеграцию  различных  

видов  искусства.  Накопление  новых  знаний,  впечатлений,  эмоций, 

способных  поддерживать  интерес  к  познавательной,  художественно-

творческой  деятельности,  приобретению  художественно-эстетического 

опыта,  способствует  формированию    художественно-эстетических 

потребностей у младших школьников, столь необходимых для  воспитания 

целостной, гармоничной личности. 

 

Литература 

1.

 

Образцов  П.  И.  Методы  и  методология  психолого-педагогического  исследования.   



СПб.: Питер, 2004.   С. 138. 

2.

 



Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие).   М.: Московский психолого-

социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.   448 с. 

3.

 

Гуревич П. С. Психология личности.   М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.  559 с. 



4.

 

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 713 с. 



5.

 

Медушевский  В.  В.  О  закономерностях  и  средствах  художественного  воздействия 



музыки.   М.: Музыка, 1976.  254 с. 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет