В северном Китае началась новая война. Правитель Восточной Вэй заключил союз с жужанами и напал на Западную Вэй. В поисках сторонников, Западная империя Вэй, в поисках сторонников отправила посла к тюркскому князю Бумыну для установления дружеских отношений.
Стараясь вызвать конфликт с жужанами и при этом не стать обидчиком, Бумын пошел на провокацию. Он обратился к жужуанскому хану с просьбой, которую тот не мог выполнить – отдать Бумыну царевну в жены.
«Ты мой плавильщик (тюрки платили дань жужанам в виде железа), как ты осмелился сделать такое предложение?»
Ответ разгневанного хана на наглость тюрксого правителя
Отказ ставил Бумына в позицию обиженного, чего он собственно добивался. Чтобы навсегда отрезать пути к перемирию, Бумын-каган велел казнить жужанского посла.
Стремясь воспользоваться внезапностью момента, Бумын выступил в поход зимой 552 г. И одержал полную победу над жужанами.
Разгром жужаней
Бумын принял титул Иль-хан, но в 552 г. умер. На престол вступил его сын принявший титул Кара Иссык-хан.
Жужани разбитые тюрками, выбрали вождем дядю погибшего хана и продолжили борьбу. Но в сражении около горы Лайхань они снова потерпели поражение. На счастье для жужан, весьма не долгое.
Иссык-каган скончался при загадочных обстоятельствах, сын его был отстранен от власти и на престол встал второй сын Бумына, Кушу с титулом Мугань-хан (Мукан каган).
Мукан каган, сын Бумына кагана завершил дело отца и окончательно разгромил жужанское ханство
Упадок Тюркского каганата
К 555 г. каганату удалось взять под свой контроль многие племена и народы Алтая, Южной Сибири, Центральной и Средней Азии.
Вскоре Тюрки стали хозяевами обширных евразийских степей
Однако со временем в дела каганата все чаще стал вмешиваться Китай, а внутренние отношения стали ухудшаться. Это привело к междоусобным войнам и борьбе за власть.
Вскоре после многих противоречий в тюркском обществе, в начале VII в. Каганат распался на Восточный и Западный Тюркские каганаты.
Социальная организация
Каган – высшее правящее лицо в каганате. Первым лицом после кагана был Ябгу.
Наследник престола носил титул Тегин.
Другие высшие титулы в каганате – шад, эльтебер.
Судебные функции выполняли буюруки и тарханы.
Социальная организация
В тюркском государстве существовал ранний феодализм. Развитие производства (в частности металлообработки) и торговли привело к денежному обращению.
Уже с конца VII в. Тюркские правители чеканили монету в городах Тараз, Суяб, Отрар.
Культура
Древне-тюркская письменность это высшее достижение культуры Тюркского каганата.
К этим достижениям можно отнести раннетюркские каменные изваяния-стелы, на поверхности которых были описаны история, быт, культура и знаковые личности Тюркского государства.
Письмена Бильге кагана, Культегина и Тоньокока.
Хозяйство
Главным занятием для тюрков всегда было кочевое скотоводство. Также древние тюрки занимались охотой на травоядных животных, которая представляла собой облаву ввиду многочисленности стад степных зверей.
Основной пищей тюрков было мясо, а любимым напитком – кумыс.
Основным видом скота были овцы и лошади.
Тюрки также освоили промышленную добычу железа, что позволяло иметь при себе высококачественное вооружение для могучей и многочисленной армии.
Археологические памятники
На территории расселения тюркского каганата находили археологические памятники в виде каменных скульптур (балбалы). Обычно изваяния представляют собой мужчин – суровых воинов, реже женщин. Лица монголоидного типа. В руках изображались разного рода сосуды, а на поясе оружие. На отдельных фигурах обозначались детали одежды.
Каменные скульптуры изготовляли по большей части специальные мастеры-камнетёсы. Они умели передовать пропорции фигуры, черты лица, предметы украшения и другие детали
Археологические памятники
Древнетюркская письменность – Алфавит древних тюрков, применявшийся в Центральной Азии. Состоял из 38 букв и словоразделительного знака. Направление письма с права на лево.
К самым древним памятникам тюркской письменности относят стелы в честь вождей тюрков-ашина – Бильге-кагана, Культегина, Тонюкока. Эти памятники были найдены в 18-19 вв. в Монголии на берегу реки Орхон.
Эти изваяния создавались для запечатления биографии знаковой личности и ее восхваления. Так же не редко под этими камнями находили захороненных умерших людей, что говорит о том, что эти камни служили некой эпитафией.