ББК 74.3
Л 64
Лифанова Т.М.
Л 64
Дидактические игры на уроках естествознания : Методические
рекомендации. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. — 32 с.
ISBN 5-296-00120-6 ISBN 5-296-00134-6
В пособии рассматривается значение дидактических игр при-
родоведческого содержания, их влияние на активизацию процесса
обучения, развитие мышления и речи, на поддержание эмоцио-
нального настроя на уроке.
Даются рекомендации по методике использования игр на уро-
ках естествознания в специальных коррекционных школах VIII
вида.
Адресовано дефектологам и родителям, имеющим детей с от-
клонениями в развитии. Пособие может быть использовано на уро-
ках природоведения в массовых и речевых школах, а такжев клас-
сах для детей с задержкой психического развития; ряд игр, загад-
ки рекомендуются для детей дошкольного возраста.
ББК 74.3
-
доцент кафедры
олигофренопедагогики
МПГУ.
-
заслуженный учитель РФ, учитель
естествознания специальной коррекционной,
школы-интерната № 68 г. Москвы.
©
Т.М. Лифанова, 2000 © Оформление. ООО
«
Издательство ГНОМ и Д», 2000
Значение дидактических игр
Одним из эффективных средств развития интереса к учеб-
ному предмету является использование на уроках и во вне-
классное время дидактических игр и занимательного матери-
ала, что способствует созданию у учеников эмоционального
настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой
работе, улучшает общую работоспособность, дает возмож-
ность один и тот же материал повторить разнообразными спо-
собами.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение
включению игры в учебную деятельность. Еще К.Д. Ушин-
ский советовал вводить элементы занимательности, игро-
вые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того,
чтобы процесс познания был более продуктивным.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может
быть полноценного умственного развития. Игра — это ог-
ромное светлое окно, через которое в духовный мир ребен-
ка вливается живительный поток представлений и понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и лю-
бознательности... Без игры умственных сил, без творческо-
го воображения невозможно представить полноценное обу-
чение... Очень важно, чтобы изумительный мир природы,
фантазии, творчества, окружающий детей до школы, не зак-
рывался перед ребенком классной дверью.
Известный педагог СТ. Шацкий называл игру жизнен-
ной лабораторией детства и призывал включить ее в про-
грамму школы: «Когда человек играет, он повышает свои
эмоции. Нашу школу мы должны сделать местом как раз
такого оживления». Говоря об активизации процесса обу-
чения, СТ. Шацкий рекомендовал не давать готовые зна-
ния, а развивать склонность детей к самостоятельному ис-
следованию, к проявлению себя в труде, игре.
Рецензенты:
Коняева Н.П.
Меньшова СП.
ISBN 5-296-00120-6
ISBN 5-296-00134-6
Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психичес-
ком развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в
школу, игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропи-
тывает всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, —
говорил он, — игра не умирает, а проникает в отношение к
действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение
в школьном обучении и труде...»
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам
обучения, справедливо усматривает в них возможность эф-
фективной организации взаимодействия педагога и уча-
щихся, продуктивную форму общения с элементами сорев-
нования, непосредственности, неподдельного интереса
(
В.Г. Коваленко).
Теория игры базируется на ряде фундаментальных иссле-
дований, которые доказывают ее чрезвычайно важное зна-
чение в развитии ребенка. Исследователями эксперименталь-
но проверено и убедительно доказано резкое возрастание у
детей интереса к учебным действиям, если они включены в
игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащих-
ся более доступными, общая продуктивность деятельности
заметно повышается (А.С. Барков, В.Н. Липник, Н.Г. Моро-
зова, А.Е. Ставровский и др.).
Отход от традиционного построения урока и введение иг-
рового сюжета привлекают внимание всего класса. В игре
дети попадают в ситуации, позволяющие им критически оце-
нивать свои знания в активном действии, приводить эти зна-
ния в систему.
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют
формированию учебных навыков и умений, изучению но-
вого материала или повторению и закреплению пройденно-
го, т.е. решают определенные дидактические задачи. С дру-
гой стороны, они способствуют развитию мышления,
памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у
детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно,
сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для
более широкого использования игры в процессе обучения.
Вместе с тем есть исследования (Т.К. Жикалкина, В.Г. Ко-
валенко, Н.М. Конышева, О.О. Седова, О.Д. Сапронова), пока-
зывающие, что в ряде случаев имеет место подмена серьез-
ного учебного труда пустой занимательностью. При этом
игра идет около процесса обучения, не входя в него по суще-
ству. Такая практика подвергается справедливой критике.
«
Не умея построить настоящую дидактическую игру, кото-
рая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облека-
ют в игровую форму обычные тренировочные упражнения...
Игровые моменты ничего не изменяют, а только отнимают
время на некоторые надуманные "ритуалы"» (Н.М. Коны-
шева).
Чтобы умело использовать дидактические игры на уро-
ках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное
понимание роли дидактической игры в обучении и психо-
логического механизма ее воздействия на познавательную
активность учащихся. Основная посылка, из которой це-
лесообразно при этом исходить, была сформулирована еще
К.Д. Ушинским: «Сделать серьезное занятие для ребенка
занимательным — вот задача обучения». Речь идет не про-
сто о занимательности, а об органическом сочетании ее с
серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлека-
ла от учения, а способствовала бы интенсификации ум-
ственной работы, делая ее более привлекательной, инте-
ресной.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекатель-
ность, другое требует серьезности, мобилизации усилий.
Соотношение этих двух начал (преобладание развлекатель-
ности или серьезности) определяет характер игровой ситу-
ации или вид игры (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова).
Другими словами, «дидактическая игра — одна из форм
обучающего воздействия взрослого на ребенка. И в то же
время игра — основной вид деятельности детей. Таким об-
разом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обу-
чающая, которую преследует взрослый, а другая игровая,
ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели
дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программ-
ного материала» (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева).
В самом термине «дидактическая игра» подчеркивается
педагогическая направленность, отражается многообра-
зие ее применения. Дидактическую игру не надо путать с
забавой, не следует считать ее деятельностью, доставляющей
удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нуж-
но смотреть как на вид преобразующей творческой деятель-
ности в тесной связи с другими видами учебной работы.
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще
и игровой формы занятия, хотя это деление условно. Игро-
вая форма занятий создается на уроках с помощью игро-
вых приемов и ситуаций, которые выступают как средство
побуждения, стимулирования учащихся к деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной фор-
ме занятий происходит по основным направлениям: дидак-
тическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал выступает как средство игры; в учебную
деятельность вводятся элементы соревнования, которые
переводят дидактическую задачу в игровую; успешность
выполнения дидактического задания связывается с игро-
вым результатом.
Как отмечают многие ученые (Т.К. Жикалкина и др.),
игры в своем развитии эволюционируют от предметных к
ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в
дидактической игре перемещается от игрового действия к
умственной задаче.
Дидактические игры конструируются по-разному. В од-
них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие,
игровое правило; в других — только некоторые составляю-
щие. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на
сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие от-
дельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидак-
тическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, пра-
вилом. «Обучение в такой игре — это латентное обучение.
Внимание ребенка обращено на выполнение игровых дей-
ствий и задача обучения им не осознается. Постижение учеб-
ной задачи является сопутствующим игре» (Н.М. Коныше-
ва). Таким образом, задачи в игре решаются легче, ребенок
даже не всегда осознает, что он что-то решил.
Возникает вопрос о прочности, надежности полученных
знаний, свободе их от конкретных условий игры, возмож-
ности переноса в новые жизненные ситуации. Опыты, про-
веденные М.А. Джапаридзе, показывают, что такой навык
в отдельной игре не вырабатывается, часто вне игровой си-
туации ученик не может справиться с задачей, которую толь-
ко что успешно решил в процессе игры. В качестве возмож-
ного преодоления данного затруднения предлагается
применять не отдельные игры, а системы однотипных игр,
в которых формируется прочная, осознанная интеллекту-
альная установка.
Вариант, когда игра скрывает в себе задачу, не является
единственным. В играх-упражнениях она выражена явно.
В дидактической игре замысел, правило, действия и вклю-
ченная в них умственная задача представляют собой еди-
ную систему формирующих воздействий. В соответствии с
этим менее скрытым будет и психологический механизм
учебного действия. Значительного эффекта учитель может
достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с
игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу,
т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все-таки
играет.
Такой опыт был проделан Л.С. Славиной. Она предлага-
ла учащимся со стойкой неуспеваемостью обычные учеб-
ные упражнения, с которыми дети до тех пор не справля-
лись, но при этом облекала их в игровую форму. Игра
заключалась в следующем: за каждое правильное решение
ученик получал определенное количество цветных карти-
нок, которые для испытуемых представляли интерес; в слу-
чае ошибочного решения картинки надо было возвращать.
В результате, например, ученица, которая отличалась от-
сутствием интереса к учебным занятиям, стойкой неуспе-
ваемостью, в игровой ситуации продемонстрировала не
только способность к интеллектуальным операциям, но и
ярко выраженную умственную активность. В данном слу-
чае решение задач выступало как необходимое правило
игры, принимая которое ученик должен был основное вни-
мание направить именно на решение задач. Игровая цель,
органично сочетаясь с учебной, являлась средством повы-
шения умственной активности учащихся.
Методические рекомендации
к проведению дидактических игр
на уроках естествознания
в специальных коррекционных
школах
В связи с особенностями развития дети со сниженным
интелектом в большей мере, чем нормально развивающи-
еся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздей-
ствии взрослого. Спонтанного усвоения общественного
опыта у них не происходит. Успешность решения задач по
преодолению психофизических недостатков и исправле-
нию некоторых патологических качеств личности детей с
интеллектуальными нарушениями во многом будет зави-
сеть от правильности выбора и использования методов ра-
боты. К числу эффективных методических приемов, способ-
ствующих активизации познавательной деятельности этой
категории учащихся, относится дидактическая игра.
Дидактические игры и упражнения, применяемые при
обучении и воспитании умственно отсталых детей дошколь-
ного возраста, описаны А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой,
Н.Д. Соколовой. Система игр, предназначенных для уроков
русского языка (1-4 классы), и методика их использования
разработаны А.К. Аксеновой и Э.В. Якубовской. Дидакти-
ческие игры и упражнения, которые могут привлекаться в
процессе изучения математических дисциплин, опублико-
ваны в работах М.Н. Перовой, А.А. Хилько.
Наши эксперименты, проводимые во вспомогательных шко-
лах г.Москвы, Московской и Тульской областей, выявили низ-
кий интерес к урокам естествознания. Констатирующий экспе-
римент, включавший наблюдения, беседы, анкетирование,
показал, что ребята проявляют негативное отношение в пер-
вую очередь к разделам «Растения» и «Человек». Это частич-
но объясняется значительным усложнением программ этих
разделов по сравнению с предыдущими программами.
С целью повышения интереса к предмету нами и учителя-
ми естествознания С.А. Кустовой, М.В. Кузнецовой, Ю.М. Ры-
тиковой и др. на первом этапе обучающего эксперимента было
привлечено значительное количество наглядного материала
(
натуральные объекты, муляжи, гербарии, коллекции семян
и пр.). Чаще практиковались экскурсии во внеурочное время,
шире использовались технические средства обучения, более
разнообразно велась работа с тетрадью: выполнялись зари-
совки, записывались трудные термины, заполнялись схемы,
таблицы, перфокарты, фиксировался вывод по уроку. Все это
несколько повысило интерес к предмету.
На втором этапе обучающего эксперимента мы стали
использовать дидактические игры, занимательный матери-
ал, которые в практике вспомогательных школ на уроках
естествознания применяются крайне редко. В ходе подго-
товительной работы были отобраны и адаптированы по со-
держанию дидактические игры, составлены многочислен-
ные ребусы и кроссворды естествоведческого характера. В
результате сложилась система, представленная в данном по-
собии, которая охватывает все разделы: «Неживая приро-
да», «Растения», «Животные», «Человек». Результаты на-
ших экспериментов показали, что дидактическая игра —
это метод обучения (соответствующий силам и возможнос-
тям учащихся со сниженным интеллектом), который повы-
шает эффективность обучения естествознанию и помогает
пробудить интерес к изучаемому материалу.
Увлекательные формы работы пробудили у учащихся
интерес к естествознанию как к учебному предмету («Пой-
дем на урок — там будут интересные игры»). В дальнейшем
у некоторых школьников он перерос в познавательный ин-
терес к содержательной стороне природоведческого мате-
риала. Так, эксперимент, проведенный учителем естествоз-
нания специальной коррекционной школы № 804 г.Москвы
С.А. Кустовой, которая в отдельных классах в системе ис-
пользовала дидактические игры, показал, что у учащихся
данных классов возросла посещаемость уроков естествоз-
нания, и в целом посещаемость девятиклассников была
выше в те дни, когда в расписании стоял этот предмет. Более
80%
детей, обучающихся в экспериментальных классах, в
анонимных анкетах назвали естествознание «самым люби-
мым предметом в школе».
На родительских собраниях мы выяснили, что дети ста-
ли чаще читать книги о растениях и животных, некоторые
из них попросили родителей подписаться на журнал « Юный
натуралист». Часть опрошенных выпускников эксперимен-
тальных классов отметили, что это, пожалуй, один из са-
мых доступных журналов, который они продолжают чи-
тать после окончания школы.
Личные наблюдения, данные многолетнего эксперимен-
та, обобщение опыта учителей, обработка литературных
источников позволили нам систематизировать и предста-
вить материалы по вопросам содержания и методике про-
ведения дидактических игр природоведческого характера.
Дидактические игры дают прекрасные возможности для
коррекции и развития высших психических функций. Они
активизируют мыслительную деятельность: учат анализи-
ровать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выде-
лять лишнее. При разгадывании загадок, ребусов, кроссвор-
дов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются
навыки правильного написания трудных слов, природовед-
ческих терминов (например, при решении кроссвордов ор-
фографические ошибки не позволяют вписать в пересекаю-
щиеся колонки правильно отгаданные слова). У учащихся
развивается произвольное внимание, вырабатывается на-
стойчивость, усидчивость; увлеченный игрой ребенок дово-
дит начатое дело до конца.
В процессе игровой деятельности, особенно в играх со-
ревновательного характера по рядам, командам, группам у
учеников развивается чувство коллективизма. Ребята пе-
реживают не только за себя, но и за одноклассников, стара-,
ются помочь друг другу.
Во время игры на уроке создается хороший эмоциональ-
ный настрой, быстро снимается усталость. Нельзя не отме-
тить, что у учащихся вырабатывается бережное отношение
к играм, раздаточному материалу, они стараются не испор-
тить их, потому что не смогут играть на последующих уро-
10
ках; то есть положительное воздействие игры на детей со
сниженным интеллектом не вызывает сомнения.
Привлечение различных дидактических игр позволяет
учителю осуществлять индивидуальный и дифференциро-
ванный подход к умственно отсталым учащимся. К приме-
ру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается за-
дание сложить их и назвать получившееся животное
(
растение). Одни ученики получают набор картинок, из ко-
торых можно сложить двух животных, другие — картинки,
разделенные на 6-8 частей, третьи — на 4 части. Отдельным
детям дополнительно дают большую карточку, на которой
нарисован контур животного. Важно, чтобы у учащихся со-
здавалось впечатление идентичности полученных заданий.
На вопрос о месте игры на уроке, методисты отвечают
по-разному. Одни утверждают, что игры целесообразнее
проводить на этапе закрепления, другие считают, что вве-
дение игры в урок оправдано как элемент отдыха, третьи —
что игра может быть использована на любом этапе урока.
Мы разделяем последнюю точку зрения.
В виде загадки, ребуса, шарады может быть дана тема
урока . Например: «Отгадав загадку, вы узнаете, что мы
будем изучать на уроке.
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту. (Тема урока «Сосна».)
Или учитель говорит: «Здесь зашифрована тема нашего
урока». На доске написано
(
Тема «Волк».)
Другой вариант:
«
Решите занимательный
пример. Отгадка и будет темой сегодняшнего урока». На
доске:
Ба + большой сосуд =
летающее насекомое
летающее
насекомое
или
11
Преподаватель использует игры в процессе объяснения
нового материала. Так, при проведении урока на тему «Рас-
тение — целостный организм» предлагается игра «Где ошиб-
ся художник?» Ученики должны исправить ошибки на маг-
нитной доске, переставив отдельные карточки таким
образом, чтобы сложить целостное цветковое растение (ко-
рень, стебель, лист, цветок).
Дидактические игры помогают в разнообразной форме
проверить знания учащихся. Например, один ученик на
доске заполняет кроссворд, другой — закрывает карточку
зоологического лото, третий — складывает из разрезных
частей изображение изучаемого животного и готовит рас-
сказ о нем. А в это время учитель проводит фронтальный
опрос остальных школьников.
Самое широкое распространение дидактические игры по-
лучили на этапе повторения и закрепления . Известно, что
повторное воспроизведение учебного материала снижает ин-
терес к предмету, если проводится в форме только чтения ста-
тьи учебника и последующей беседы. Дидактические игры
позволяют конкретизировать, уточнить, систематизировать
и обобщить полученные знания. Например, на обобщающем
уроке учащиеся разгадывают кроссворд, вспоминая и уточ-
няя естествоведческие понятия. При правильных ответах по
горизонтали появляется обобщающее слово — название изу-
ченной темы.
Иногда загадка, ребус, шарада используются как органи-
зационный момент . Они помогают снять усталость, поднять
эмоциональный тонус, мобилизовать внимание, переклю-
чить с конфликтной ситуации, возникшей на перемене, и т.п.
Все дидактические игры, применяемые на уроках есте-
ствознания и во внеклассное время, можно разделить на три
основные группы:
1)
игры с предметами;
2)
настольные (настольно-печатные) игры;
3)
словесные (вербальные) игры.
Игры с предметами предполагают использование муля-
жей, различных натуральных объектов природы, природ-
ного материала (цветов, плодов, листьев, корней, семян,
полезных ископаемых). Такие игры могут проводиться не-
12
посредственно на экскурсии в лес, парк, сад, поле. При этом
не только закрепляются знания об окружающем мире, раз-
виваются мыслительные процессы, но и одновременно вос-
питывается любовь и бережное отношение к природе. Игры
с природным материалом, муляжами («Волшебный мешо-
чек», «Овощи - фрукты», «С какой ветки детки?», «Верш-
ки и корешки», «Что сначала, что потом» и др.), проводи-
мые в классе, помогают уточнить форму, цвет, вкус, запах,
назначение, размер объекта. Ребята упражняются в опре-
делении предмета по какому-либо одному качеству (призна-
ку), решают задачи на сравнение, классификацию, установ-
ление последовательности.
Настольные (настольно-печатные) игры предназначены
как для индивидуальной, так и для групповой и коллектив-
ной работы. В этих играх нередко присутствует элемент со-
ревнования. Они дают возможность дифференцированно по-
дойти к оценке знаний и способностей учащихся.
Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления
и повторения изученного, для снятия напряжения после
сложной учебной работы, в конце учебного года, когда ин-
терес к учебе в результате утомления и усталости падает, во
внеурочное время.
Приведем примеры некоторых настольных игр.
•S «
Четвертый лишний». На доске или листе бумаги
написаны названия (или нарисовано несколько пред-
метов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опё-
нок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяс-
нить свой выбор, дать обобщающий термин
оставшимся словам.
•S «
Парные картинки». Учащиеся среди различных кар-
тинок должны найти картинки с изображением расте-
ний, животных, относящихся к одному семейству, отря-
ду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш? », «С какого
дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки»,
«
Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».
S «Почта ». Ученикам раздаются пустые конверты, по-
крытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нуж-
но сгруппировать картинки по общему признаку, сло-
Достарыңызбен бөлісу: |