Уроке метод «латерального» «параллельного»



жүктеу 186.74 Kb.
Pdf просмотр
Дата28.01.2017
өлшемі186.74 Kb.
түріУрок

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ЭДВАРДА ДЕ БОНО НА УРОКЕ 



(метод «латерального» («параллельного») мышления или метод «Шести шляп») 

(теория вопроса) 

Социологи  и  психологи  отмечают,  что  сегодня  существенно  обострились 

проблемы  эмоционального  общения  людей.  Развитие  коммуникативной  культуры 

личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, 

направленных  на  развитие  мышления,  речи,  социальных  установок  и 

коммуникативных умений.  

Большинство  традиционных  методов  обучения  направлены  на  сообщение 

истины,  констатацию  проблемы  или  метода  её  решения,  не  отводя  должной  роли 

отстаиванию мнения субъекта обучения.  

Многие педагоги находят выход применяя интерактивные методы и технологии

Один  из  таких  методов  -    метода  латерального  или  параллельного  мышления  - 

французского психолога и педагога - Эдвард де Боно. 

 

Автор  метода  латерального  или  параллельного  мышления  -  французский 



психолог и педагог - Эдвард де Боно представил методику «Шесть шляп мышления» 

в  своей  книге,  изданной  в  1977  году.  Цель  методики  -  развитие  творческого

нестандартного мышления. Используется как в детских садах для развития мышления 

5-летних  детей, учащихся  в школах, студентов так  и  для обучения  персонала и  топ-

менеджеров крупных компаний. Термин «латеральное» мышление можно услышать 

как на лекциях по физике, так и в телевизионной комедии для домохозяек. 

 

В  1992  году  Боно  была  вручена  премия  Международной  конференции  по 



мышлению  как  человеку,  который  впервые  разработал  методы  прямого  обучения 

мышлению  в  школах.  В  основе  метода  Боно  лежит  идея  параллельного  мышления. 

Это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не 

сталкиваются, а сосуществуют. 

 

Обычно,  когда  мы  пытаемся  думать  над  решением  практической  задачи,  мы 



сталкиваемся  с  несколькими  трудностями.  Во-первых,  мы  часто  вообще  не 

склонны  думать  над  решением,  ограничиваясь  эмоциональной  реакцией,  которая 

предопределяет  наше  дальнейшее  поведение.  Во-вторых,  мы  испытываем 

неуверенность,  не  зная,  с  чего  начать  и  что  делать.  В-третьих,  мы  пытаемся 

одновременно  удерживать  в  уме  всю  информацию,  а  это  вызывает  путаницу  и 

смятение. 

 

Чтобы методика лучше усваивалась, нужен яркий образ. Эдвард де Боно решил 



связать  типы  мышления  с  цветными  шляпами.  Дело  в  том,  что  в  английском  языке 

шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности - шляпа кондуктора, полисмена и 

тд.  Человек,  мысленно  надевая  шляпу  определенного  цвета,  выбирает  в  данный 

момент тип мышления, который с ней ассоциируется. 

 

Белая шляпа - информация 

Используется  для  того, чтобы  направить  внимание  на информацию.  В  этом режиме 

мышления нас интересуют только факты. Белый цвет беспристрастен и объективен, 

как  чистый  лист  бумаги.  Факты,  информация,  вопросы  -  вот,  что  ляжет  ровными 

строчками на чистый лист. 

 

Черная шляпа - критика 

Позволяет  дать  волю  критическим  оценкам,  опасениям  и  осторожности.  Она 

защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные 



 

риски  и  подводные  камни.  Польза  от  такого  мышления  несомненна,  если,  конечно, 



им  не  злоупотреблять.  Черный  цвет  мрачный,  недобрый.  В  черной  шляпе  человек 

проявляет осторожность. 

 

Желтая шляпа - логический позитив. 

Требует  переключить  наше  внимание  на  поиск  достоинств,  преимуществ  и 

позитивных  сторон  рассматриваемой  идеи.  Желтый  цвет  -  солнечный, 

жизнеутверждающий.  Человек  в  желтой  шляпе  полон  оптимизма,  он  ищет 

преимущества. 

 

Красная шляпа - чувства, интуиция 

У участников появляется возможность высказаться о своих чувствах и интуитивных 

догадках,  не  вдаваясь  в  объяснения.  Красную  шляпу  нужно  надевать  на  короткий 

промежуток времени. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. 

Человек отдает себя во власть интуиции, чувств. 

 

Зеленая шляпа - креативность 

Находясь  под  зеленой  шляпой  мы  придумываем  новые  идеи,  ищем  альтернативы, 

исследуем возможности. В общем, даем креативности зеленый свет. Зеленый цвет  - 

это  цвет  свежей  листвы,  изобилия,  плодородия.  Зеленая  шляпа  символизирует 

творческое начало и расцвет новых идей. 

 

Синяя шляпа - управление процессом 

Отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием 

задачи,  а  для  управления  самим  процессом  работы.  В  частности,  ее  используют  в 

начале  для  определения  того,  что  предстоит  сделать  и  в  конце,  чтобы  обобщить 

достигнутое и обозначить новые цели. 

Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа 

указывает. 

 

 

Четыре типа использования шляп: 



1.  Надеть  шляпу.  В  ходе  обсуждения  мы  можем  попросить  ученика  надеть  шляпу 

конкретного  цвета.  Или  мы  можем  попросить  всю  группу  использовать  шляпы 

определенного цвета в течение нескольких минут: 

-  Мы  застряли.  Почему  бы  нам  не  надеть  зеленые  шляпы  и  не  поискать  новые 

подходы к этой проблеме? 

2.  Снять  шляпу.  Мы  можем  попросить  ученика  снять  шляпу  определенного  цвета. 

Здесь  мы  подразумеваем,  что  в  настоящий  момент  его  мышление  свободно  от  типа 

мышления,  определенного  цветом  шляпы.  Мы  просим  ученика  уйти  от  этого  типа 

мышления: 

- Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе, но давайте на время отложим ее. 

3.  Сменить  шляпу.  Мы  можем  мгновенно  переключить  мышление  путем  смены 

шляпы  одного  цвета  на  шляпу  другого.    Такой  метод  позволяет  призвать  к 

переключению  хода  мысли,  не  обижая  человека.  Мы  не  нападаем  на  высказанные 

мысли, а просим об изменении: 

- Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам 

нужно изложить факты. 



4.  Обозначить  свое  мышление.  Мы  можем  назвать  шляпу,  чтобы  показать,  какой 

тип мышления мы собираемся использовать. 

 


 

 



Метод де Боно имеет следующие преимущества: 

1)

 



позволяет  сделать  умственную  работу  красочной  и  увлекательной  благодаря 

запоминающейся метафоре с цветом шляп; 

2)

 

вся  группа  в  определенный  промежуток  времени  использует  один  тип 



мышления,  таким  образом  достигается  сплоченность  и  целенаправленность  в 

работе группы; 

3)

 

метод  признает  значимость  всех  компонентов  работы  над  проектом  -  эмоций, 



фактов, критики, новых идей и включает их в работу в нужный момент, избегая 

деструктивных факторов. 

 В своей практике данный метод я применяю на уроках и во внеурочное время.   

На  мой  взгляд,  положительными  результатами  применения  данного  метода  можно 

считать  то,  что  учебное  общение  в  классе  становится  тренировкой  реального 

общения, потому при общении в любой ситуации работают одинаковые механизмы. 

Одним  из  главных  результатов  является  то,  что  у  школьников  появляется  

возможность  научиться  изменять  свою  точку  зрения,  уважать  иные  точки  зрения,  

сотрудничать с оппонентом, вместе обсуждать нужды и заботы. 

Применение  такого  метода  часто  рискованно.  Точно  нельзя  предсказать,  во  что  

все  выльются.  Но  создавать  ситуации  для  развития  творческого,  нестандартного 

мышления, необходимо. В одиночку каждый из участников вряд ли справится бы со 

всеми обсуждаемыми проблемами, посмотрев на них с разных сторон.  

Жизненные  вопросы  не  подчиняются  правилам  решения  математических 

уравнений, но как и в математике, в формировании коммуникативных навыков тоже 

нужна тренировка.  «Никто в одиночку не знает столько, сколько знают все вместе» – 

так  написано  на  двери  одной  из  датских  ратуш.  Лучшего  и  более  краткого 

обоснования  применения  дискуссионных  технологий    и  метода  латерального 

мышления не найти. 

 

 



Каталог: files
files -> Оңтүстік Қазақстан облыстық «Отырар» ғылыми әмбебап кітапханасы
files -> Көркемсөз зергері
files -> Мұратбеков Сайын
files -> Литература по физико-математическим наукам
files -> Г. Д. Рыскелдиева Жинақта «Жаратылыстану гуманитарлық ғылымдары жəне олардың Қазақстан Республикасының индустриалды нновациялық даму бағдарламасын жүзеге асырудағы рөлі» атты
files -> Issn 2308-0590 Индекс 74661 редакциялық кеңес мағауин Мұхтар Қазақстанның халық жазушысы Ғарифолла Есім
files -> «Бекітемін» Алматы облысы білім басқармасының басшысы
files -> Хіх ғасырдағЫ Қазақ Әдебиетінің тарихы
files -> Бағдарламасы бойынша шығарылып отыр Редакция алқасы


Поделитесь с Вашими друзьями:


©emirsaba.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет