Вестник КазНУ. Серия филологическая, №3(133). 2011 163



Pdf көрінісі
бет1/4
Дата07.01.2022
өлшемі0,73 Mb.
#18093
  1   2   3   4
Байланысты:
1150-1-2221-1-10-20151009



Вестник КазНУ. Серия филологическая, №3(133).2011                                                                         163                       

 

 

ником  же  этого  великого  поэтическо-романти-



ческого  дыхания  являлась  теософско-мисти-

ческая,  божественная  любовь.  Новаторство 

современной  лирики  заключается  также,  выра-

жаясь  словами  великого  исследователя  теории 

литературы Я.Караева,  «в верности традиции».  

На  основе  аналитического  исследования 

образцов  лирической  поэзии  почти  пятидесяти-

летнего периода можно заключить: 

- в целом лиризм  - художественно-поэтический  

показатель, возможный во всех жанрах литературы; 

-  начиная  с 60-ых  годов XX века  в  связи  с 

тем,  что  на  первый  план  выступает  челове-

ческий  фактор,  как  в  прозе,  так  и  драматургии 

сформировался лирико-психологический стиль;  

-  к  концу  века  усиление  лиризма  в  поэзии 

как  художественно-философского  качества  уси-

лило и её психологизм. 

-  Сформировалась  построенная  исключи-

тельно  на  эмоциональном  суждении  медита-

тивная  лирика,  отражающая  драматизм  отно-

шений  чувств  и  разума,  представленная  твор-

чеством  таких  поэтов,  как  А.Керим,  А.Салах-

заде,  В.Самедоглы,  Р.Ровшан.  Эта  была  чисто 

психологическая  лирика.  Поэтические  находки  

в  поэзии  к  концу XX века  связаны  с  этим 

течением. 

-  Психологическое  единство  мечты  и  рас-

судка  вытянуло  поэзию,  особенно  лирику,  из 

социологической топкости; 

-  Раскрытие  человеческой  психологии  в 

единстве с природой (М.Ягуб, Х.Ариф, З.Ягуб),  

 

 



завоевало  общепризнанную  популярность,  как 

одно  из  основных  направлений  современной 

поэзии; 

-  Авторское  «Я»  активно  выдвинулось  на 

передний  план,  как  психологическое  самовыра-

жение,  заменило  в  поэзии  детальную  подроб-

ность; детальность и нескончаемость преобразо-

вались в поэтическо-психологическое простран-

ство лирического героя.  

_______________ 

1.  Джафар,  А.  Метрика  поэзии  Физули // Махаммад 

Физули (научно-критические статьи). Баку, 1958, c. 81 (на 

азерб.языке) 

2.  Лихачёв,  Д.С.  Литература – Реальность – Литера-

тура. Л.: Советский писатель, 1984, с. 249 

3.  Гасанзаде,  Н.  Наша  история,  наша  судьба.  Баку: 

2002, с.85  (на азерб.языке) 

4. Хикмет, И. Метрики Аруз и слоговая метрика // жур-

нал «Maarif v  m d niyy t», 1924, № 6, с.10 

6. Араслы, Г. Великий Азербайджанский поэт Физули. 

Баку: 1958, с.42 (на азерб.языке) 

7. Адилов, М. Стилистика Физули и поэтический язык. 

Баку: 1996, c. 50 (на азерб.языке) 

 

* * * 



Психологизм – көркем  өнердегі  нысана  болып  табы-

латын  ең  негізгі  сапа  болып  табылады.  Психологизм – 

өнердің  күші  мен  адамгершілік  кеңістігіндегі  дереккөз  

болып  табылады.  Психологиялық  жай-күй    өнер  шығар-

масы арқылы берілетін адамның жағдайы. Автор мақалада 

лирикадағы  психология  мен  автордың  «мені»  туралы 

баяндайды.

  

* * * 

Literary criticism as a constituent part of literary process  



takes its methods from is philosophy and theoretical – aesthetic  

criterions from its literary fiction  heritage.  

 

 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет