Вместо названий названий и цивилизаций Гегель сосредоточился на абстрактных идеях о духе, истории и философии, которые оставили глубокий след в древней и философской культурной мысли, но не были упомянуты частные классификации культур или цивилизаций.
Марксистская теория. Эта теория представляет собой комплексный анализ общественных, экономических и политических организаций общества
Осевое время
Концепция культурно-исторических типов.
Концепция культурно-исторических типов представляет собой подход к изучению многообразия культур и социальных структур на основе их исторического развития и отдельных стран
Концепция локальных цивилизаций.
Последователи концепции локальных цивилизаций признают существование независимых друг от друга локальных культур, подобных живым организмам, вспыхивающих и угасающих в разных местах земного шара, не совпадающих друг с другом во времени и пространстве
Концепция «Кризиса культуры.
Концепция «кризиса культуры» отражает идею о возможном ухудшении состояния культуры или изменениях в культурных ценностях и нормах, которые вызывают уважение и вызывают вызовы для общества. Этот термин может использоваться для описания различных направлений и процессов, которые вызывают сознание или подрывают устоявшиеся культурные структуры и структуры.
Время существования
XIX-XX – век
XIX-XX – век
800-200 годами до н.э
XX – век
XX- век
XIX-XX – век
Ареал распространения
Европа, Россия, Китай, Латинская Америка
Древней Греции и Риме, Индии, Китае и Персии.
Первая работа на тему кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире.
Основа существования
Самая грандиозная в истории философии попытка примирить между собой разум и дух, представить духовную историю как рационально построенную систему, развивающуюся по законам диалектической логики. Для теории культуры важным было положение Гегеля о связи культуры с человеческим трудом.
Основывает культурное развитие на материальном производстве, и разделяет культуру на духовную и материальную стороны. Базирующаяся на понимании истории с материалистической точки зрения. Данная концепция рассматривает культуру во взаимосвязи с процессами производства материальных благ, а также с человеческим трудом, которые являются главными источниками общественного прогресса.
Сам К. Ясперс писал о том, что мы живём в сложное и волнительное время, которое может обернуться не только катастрофой, но и, возможно, приведёт к новому «осевому времени». Но будущее невозможно предопределить, поэтому человечество должно суметь понять себя и свою историю, заглянув в прошлое, в котором скрыта загадка всего человечества. Этой загадкой и является «осевое время»
Исходным пунктом его теории стал отказ от традиционного рассмотрения исторического процесса как охватывающего все страны и народы мира единого эволюционного потока.Не согласен он и с точкой зрения, считающей современную европейскую цивилизацию и культуру вершиной развития и оценивающей культуру других народов но ее соответствию европейской культуре. Данилевский отвергает эту европоцентристскую позицию, навязывающую всем странам также чисто европейское деление истории на древнюю, среднюю и новую.Человечество, по мнению Данилевского, — отвлеченное понятие, реальными носителями исторической жизни выступают «естественные» системы, обособленные «культурно-исторические типы», которые он понимает как сочетание этнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков.
Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Другими словами цивилизация – это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности.
Пессимистический
настрой данной концепции совпал смироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем.
Методы и принципы исследования
Система ценностей
Культура для Гегеля — это форма отчуждения абсолютного духа, аккумулирование абсолютной идеи, способ самопознания абсолютного духа и самого человечества. Важнейшим свойством культуры является творчество — создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его в себе как момент своей истории, как свою предпосылку.
Особенностью марксистской концепции культуры является нововведение в плане трактовки понятия культуры. Ранее, под культурой подразумевались плоды деятельности общества только в духовной области, а сама культура противопоставлялась природе. С точки зрения марксизма, общественная деятельность направлена на улучшение условий жизни человека и общества в тесной связи с природой.
Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития.Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые могут существовать как последовательно, сменяя друг друга, так и параллельно.
Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби, являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати.
Литература:
Габитов Т. Х., Кульсариева А., Муталипов Ж. Культурология/ А, 2004
С. Кульсариева, Гарифолла Есим, Габитов Т. Х.Культурология/ А,
2006
Токенов Р. С. С. Жанакулов Основы культурологии/ А, 1999
В. Нагымулы .Культурология/Астана,2007
Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособ. для вузов / Н.Д.
Ермишина/ М.: Академический проект, 2007
Каверин Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / Б.И.