Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы



Pdf көрінісі
Дата01.04.2023
өлшемі1,98 Mb.
#78329


Тоталитарный
режим


Введение
Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы
государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого
общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те
конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.
Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века.
Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу син- 
тетического характера должна была рассматриваться в качестве сино нима формы
государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть
исключен из состава формы государства, посколь ку функционирование
государства характеризует не политический, а го сударственный режим. Дискуссии
того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию
политического (государственного) режима.


Определение и признаки
тоталитарного режима
Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны
подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему
власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием од ной официальной идеологии, которая формируется и
задается обще ственно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером,
«вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю
над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей
идеологии. При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в
борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.
Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может
изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская
Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии
буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения
нацистской Германии на СССР.
В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели
(
мировое господство, построение коммунизма и т.д.)


Формы тоталитарного режима
Есть специфические черты, позволяющие выделить в данной
группе 
несколько 
разновидностей 
тоталитаризма:
коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.
Последний часто называют разновидностью фашизма.
Тоталитарной политической системой является такая система, в
которой вся деятельность людей подчиняется политическим
задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и
планируются. Наблюдая подобные системы со стороны, можно
обнаружить некое давление, молчаливую трансформацию или
извращение всех убеждений, всех ценностей, всего образа жизни
в соответствии с установленными нормами. По существу это
сводится к распространению бюрократических принципов
организации, принятия решений и контроля на все области
человеческой 
жизни. 
Здесь, 
конечно, 
предполагается
существование господствующей элиты или иерархии достаточно
могущественной, чтобы провести подобную перестройку всего
общества.


За последние 20 лет очень много недемократических - тоталитарных и
авторитарных 

режимов 
распалось 
или 
трансформировалось 
в
демократические республики или государства на демократической основе.
Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что
они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с
гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века
возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно
сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью
и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе
религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой
народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли,
либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть,
гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только
демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к
индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного
эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает
наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития,
реализации 
гуманистических 
ценностей: 
свободы, 
равноправия,
справедливости, социального творчества.
Заключение


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет