За почти полувековой период своего существования казахстанская археология не только смогла обогатить мировую науку выдающимися открытиями, но и позволила выявить основные этапы развития общества в Казахстане в древности и средневековье.
Среди наиболее важных ее достижений открытие древнейших палеолитических стоянок, явившихся доказательством того, что территория Казахстана была заселена около миллиона лет тому назад. Наличие ряда общих признаков в нижнем палеолите Казахстана и Евразии свидетельствует о том, что палеолитическая культура Казахстана - одно из звеньев в общей цепи культуры человечества. Выявлена роль казахстанского металлургического центра в развитии палеоэкономики племен эпохи бронзы Евразии.
Крупным достижением казахстанских археологов стало выявление динамики урабанизационных процессов, развития оседлой и городской культуры. Выяснено, что через территорию Казахстана проходил Великий шелковый путь - одно из удивительных достижений мировой цивилизации.
Археологические материалы свидетельствуют о многокомпонентное культуры Казахстана. Огромное влияние на ее сложение оказывали политические, экономические и культурные связи с народами Евразии. Взаимодействие и взаимовлияние различных культур, различных культурных зон явилось важнейшим фактором и в развитии процесса этногенеза. Установлено, что Западно-Тюркский каганат, а затем Тюргешский, Карлукский и позднее государство Караханидов, центры которых находились на территории Казахстана, являлись средневековыми государственными образованиями, творчески соединившими в своей культуре разноэтнические традиции.
Государственность казахов, культура Казахского ханства, как явствует из археологических исследований Отрара, Кедера, Тараза, Туркестана, Сарайчика, Тальхира, восходят, к государственности и культуре древних тюрок, караханидов, кыпчаков. Изучение кочевых и оседлых цивилизаций ясно показывает, что взаимодействие и взаимообогащение культур различных народов было магистральной линией мирового прогресса. В недрах таких взаимодействий лежат и истоки этногенеза современных народов Казахстана и Средней Азии.
Экономические связи между кочевым и оседлым населением носили самый разносторонний характер - регулярный обмен продуктами животноводства и земледелия, ремесленными изделиями. Из степи в оазис распространялись достижения в области военного дела, конского снаряжения, а из городских центров в степь поступали предметы роскоши, ткани, благовония, драгоценная утварь. Ряд поселений, расположенных на границах оазисов и степи, специализировался на поставке тех или иных изделий кочевников.
Взаимоотношения кочевников и земледельцев осуществлялись зачастую в рамках единой политической и социально-экономической структуры, скотоводы и оседлые жители составляли базу конкретного политического или этнополитического объединения.
Одним из проявлений взаимодействия служит движение кочевых объединений усуней, кангюев, парнов, юэчжей в глубь оседлых оазисов во второй половине П в. до н. э. В результате завоеваний кочевников возникли Парфянское государство, Кушанская империя.
Как показывают археологические памятники, в период раннего средневековья на Сырдарье сформировались города на базе оседлых кангюйских поселений. Городская культура здесь впитала в себя традиции местных оседлых культур и инноваций стоящей на более высоком уровне развития городской культуры Согда. Согдийские эталоны, согдийские образцы были широко распространены на юге Казахстана и в Семиречье. Это было связано с процессом расселения согдийцев на международных торговых путях.
В период развитого и позднего средневековья процессы взаимодействия скотоводов, оседлого населения и горожан реконструируются в тех же закономерных явлениях, которые отмечены и для более ранних периодов истории - экономические, культурные связи в рамках такого политического объединения как Караханидское государство. Город и степь составляли не два антагонистических мира, а его экономическую базу. Рост городов Центральной Азии в IX-нач. XIII в.в. во многом был связан с процессом оседания кочевников. Они принесли в городскую культуру много степных элементов и в это время сформировалась своеобразная городская культура. Она была распространена не только на юге, но и Центральном, Западном и Восточном Казахстане.
Культурные и экономические связи кочевников и горожан прослеживаются и в более позднее время - при выяснении истории развития Ак-Орды, Могулистана и Казахского ханства.
Позднесредневековые города Сайрам, Сауран, Сыгнак и Сузак служили центрами экономических связей кочевников и земледельцев, где осуществлялись культурный обмен и торговля не только горожан Южного Казахстана и кочевников Сарыарки, но и Средней Азии, Поволжья и Восточного Туркестана. Они играли важную роль в политической, экономической и культурной жизни Казахского ханства.
Таким образом, изучение археологических памятников в Казахстане позволит реконструировать процессы взаимоотношений различных культурных традиций, увеличить ряд доказательств того, что территория Казахстана была одним из центров историко-культурного синтеза и что взаимодействие кочевого и оседлого населения привело к взаимообогащению культур. Именно в недрах такого синтеза лежат многие достижения культуры народов Казахстана.