Байланысты: Абдимуталип А. Канафия Тельжанов. Семинар
Семинар Канафия Тельжанов
Абдимуталип Асель
3 курс, 6В01513 Биология
Выдающийся казахский художник, живописец, основоположник школы пейзажной живописи. Художник мирового уровня, мирового масштаба.
Биография
Мухамедканафия Темир-Булатович Тельжанов
Родился 1 мая 1927 году в ауле Байтуяк (ныне Таврический район, Омская область, Россия) (по другим источникам — в с. Толбухино, ныне Тельжан Уалихановского района Северо-Казахстанской области Казахстана или в Омске).
Происходит из рода тарышы племени керей Среднего жуза.
С 10 лет занимался в Ленинграде, в художественной школе «Юных Дарований» при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, но был отчислен в связи с арестом его отца Темир-Булата Тельжанова, редактора ряда казахстанских газет, слушателя Института красной профессуры, который был репрессирован и расстрелян НКВД в 1939 году.
С началом войны был эвакуирован в село Колково Кировской области, мать Жамал погибла в блокадном Ленинграде. В 1943 году добился возвращения в Казахстан, где в 1947 году окончил Казахское государственное театрально-художественное училище в Алма-Ате (педагог Л. П. Леонтьев). Затем поехал в Ленинград и в 1954 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в мастерской М. И. Авилова. Дипломная работа — картина «Амангельды Иманов» (1953). Вернулся в Алма-Ату.
С 1953 по 1958 год работал преподавателем Алматинского театрально-художественного училища.
В 1954 году его кандидатура в члены правления Союза художников Казахстана была отклонена партийными функционерами на основании того, что он якобы был «сыном врага народа».
Алматинское театрально-художественное училище
Уехал в горы Джунгарского Алатау, стал писать картины на природе, включая известную «Жамал», посвящённую матери.
«Горный» период стал переломным в жизни художника. Одна за другой стали появляться картины, составившие славу казахстанского изобразительного искусства – «Впервые» (1954), «Жамал», «Бабушка Амина», «Звуки домбры», «Смена» (1955), «На земле дедов» (Атамекен), «Казахстан в 1918 году» (1958), «В солнечном краю», «Кокпар» (1960), «Мирные огни» (1961), «Наказ Ильича», «Чабаны», (1962), «Тишина» (1964), «Охота с беркутом» (1965), «Совет», «Кыз-куу» (1966), триптихи «Начало» (1967), «Октябрь», «Поток», «Искра», «Запевала» (1970), «Счастливые», «Люди Боз-Арала» (1978) и многие другие.
«Жамал» (1955), Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Мирные огни» (1961), Государственная Третьяковская галерея
«Звуки домбры» (1958), Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева, Алматы
«На земле дедов» (Атамекен, 1958), Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
«Кокпар» (1960), Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
«Тишина» (1964), Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
«Приезд агитатора на джайляу» и «Юные», Костанайский областной историко-краеведческий музей
Почтовая марка Казахстана 1995 года с изображением картины Канафии Тельжанова «Кокпар» (1960) Известные работы
Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1961)
Народный художник Казахской ССР (1963)
Народный художник СССР (1978)
Премия ССР им. Ч. Валиханова (Академия наук Казахстана, 1967)
Орден Отан (2005)
Орден Парасат (1998)
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Дружбы народов
Орден «Знак Почёта» (1959)
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За освоение целинных земель»
Медаль Астана
Серебряная медаль им. М. Б. Грекова (1968).
Награды и звания
Одна из ранних картин К.Т.-Б.Тельжанова «Жамал» проникнута щемяще нежной эмоциональной тональностью. Она возникает словно прощание, словно ностальгическое воспоминание о гармоничной идиллии, нравственной чистоте и красоте степной жизни. Не случайно, живописец называет эту картину, возникшую из эпизодического летнего этюда, написанного с молодой аульной девушки именем своей матери. Это родное ему имя звучит в названии полотна как трогательное, и в то же время, возвышенное посвящение, кажется адресованным, даже не этой нежной и задумчивой девушке, а самой степи – матери - родине.
Девушка, с трогательной доверчивостью пришедшая на бессловесный разговор со своей второй матерью - степью, и поверяющая ей все свои самые сокровенные мысли и чувства, и степь, словно вторящая ей, отвечающая и сопереживающая, слились в картине воедино, словно два самых близких и родных существа. Пожалуй, каждый из нас в минуты тяжелых раздумий и тягот, а порой и тогда, когда счастье переполняет душу и сердце, в поисках покоя и уединения спешит именно к природе, которая всегда раскроет свои объятия и молчаливо выслушает все. Примет она и нашу боль, впитает ее в себя, а нам подарит успокоение, ну а если мы придем к ней с радостью - разделит ее вместе с нами, и позволит уйти еще более счастливыми.
Девушка и степь в мягкой, молчаливой атмосфере живописного полотна общаются без слов, поверяют друг другу самое сокровенное, как два близких, родных существа. Художник сумел соединить волнующие душевные ощущения, неповторимую девичью прелесть героини и красоту природы с глубоким и сильным обобщением. Это произведение создано на стыке образного и символического мышления, на стыке камерного и возвышенно-эпического мировосприятия. Образ девушки, мечтательно растворившейся в раздумьях, существующей, как дитя на руках матери в слитности с ласковой летней степью, с родной природой, К.Т.-Б.Тельжанов отождествляет с тем началом начал, что есть у каждого из нас. Отождествляет его с родной землей, родной степью как с матерью, тем самым вплотную подходя к истокам традиционного сознания нации.
Эта картина, без лишней аффектации, но точно и достоверно внесла в казахское искусство дух и образ казахской степи, весь спектр ее проявлений в разных чувственных, этических, нравственных, временных и мировоззренческих координатах. Степь оживает в ней, в изначально присущем ей, сочетании стабильной и разумной гармонии между человеком и природой.
Картина «На земле дедов», посвященная целинной эпопее, отличается нестандартным подходом к теме. Её важной художественной и концептуальной особенностью является неоднозначность, нечастая в живописи Казахстана ХХ века. Мучительные раздумья, внутренняя психологическая борьба героя особенно уникальна в контексте идеологической темы. Диалог с «дедами» художник обозначил как самое главное для себя, немыслимое в тогдашнем политическом, но неизбежное в национальном контексте - обращение к традиции. Так он взывает к идее преемственности, вступает в понятный каждому казаху, разговор с духами предков. В экстремальной для народа ситуации он по традиции испрашивает благословения аруахов. Этим возвышенным пафосом разговора с предками отличительна трактовка художником актуальной по времени темы. Но даже с благословения, как бы полученного со стороны «дедов», целинная эпопея раскрывается им как принципиальный разрыв с традиционными жизненными принципами, как разрыв нынешнего казаха с опытом поколений и древней заповеданной веками истории традицией жизни.
Все раздолье родной степи, словно прощаясь, стремится вобрать художник в картину, разворачивающуюся в ширину подобно фризу или панораме. Человек, многозначно всадник, застывший над свежевспаханной коричневой бороздой в патетически гордом и горьком раздумье, высится между небом и землей. В древнюю и вечную связку единой гармонии, ментальной, духовной, реальной - гармонии между небом, землей и человеком, в сбалансированный мир черной бороздой входит нечто иное, нарушая извечное равновесие. Вековые традиции, приведшие народ к умению с максимальной экологической точностью адаптировать хозяйственный уклад к особенностям родной природы, демонстрируют в этом произведении одновременно и свою силу, и свой проигрыш на данном отрезке истории.
В этом, вершащемся на глазах зрителя отказе казаха от традиционного кочевого землепользования, звучит и раскаяние, и оправдание, звучит понимание, того, что рушится не только продуманная и отлаженная система культуры кочевья, но и связанная с ней культура отношения к земле, изменяется само мировоззрение. Звучит просьба о прощение и прощание с великой традицией кочевья, разбитого целинной кампанией на немногие осколки когда-то мощного и сильного, и, что самое главное, органичного природе степи уклада.
Картина «Кокпар» монументальна и величественна. В ней запечатлены яростная, захватывающая, беспощадная борьба, сменяют друг друга чувства восторга, отчаяния, смятения и восторга. Лица участников козлодрания, максимально приближены к зрителю, их эмоции усилены и эффектированы. Образная, выразительная сила этой работы, построенной на гиперболизации, экспрессии и выплеске страсти велика.
Энергия, мощь, веющая с нее, усиливается, зрительно выливается в колористическое решение полотна. Пламенеет на солнце рубаха победителя, алый мак, цветущий среди трав закрепляет это властное звучание активного горячего красного цвета. Коричневые тона земли, переходящие от теплого, спокойного до звонкого, почти золотистого, в сочетании с интенсивной зеленью сочных степных трав, синими рефлексами неба на одеждах и синевы облаков на горизонте создают активную цветовую гамму.
В этой работе наиболее выразительная сторона - экстатически властная тяга к активному действию, движению. Мысли и чувства, и тем более действия героев подчеркнуто экстравертны, очевидны в своем бурном эмоционально напряженном выплеске.
Соответственно возникает обобщенный, свободный формальный строй, широта и динамика мазка, решительность ясных и чистых красочных сочетаний, необычность резких, порывистых композиционных решений. Апофеоз свободы, гимн свободе как жизненному идеалу.
Вселенная картин Тельжанова молода, она аккумулирует, источает потенцию юности. Это свойство отчётливо проявляется в работе «Всадники». Все здесь – типичное, узнаваемое и горячо любимое. Две трети холста занимает небо и отсюда – ощущение свободы и бесконечности. Глядя на картины Тельжанова, всегда ощущаешь степной ветер, с его свежим горьким полынным вкусом. Контрастное соединение крупного и дальнего плана – тоже характерная черта мастера. Всадник на холме – главный и единственный герой этого пространства.
Внимание художника почти всегда сосредоточено на передаче скорости. Нежнейшие цвета голубых, зелёных, с жёлтыми оттенками полупрозрачных, тонально облегчённых красок, торопят зрителей включиться в упоительное наслаждение стремительного движения. Удивительно разнообразные живописные приёмы – от насыщенных плотных цветовых пятен, до воздушной эфемерности, разлитой в прозрачном пространстве.
Звуки домбры. 1958 г.
Впервые. 1954 г.
«Свобода»
Немного на эту тему из статьи Канапии Тельжанова:
Развитие изобразительного искусства всегда отражало исторические судьбы народа. Сам характер культуры определялся прежде всего социально-экономическим укладом, бытом, образом жизни народа. И здесь следует в первую очередь сказать, что становление реалистического изобразительного искусства Казахстана целиком связано с победой Великой Октябрьской социалистической революции, породившей новую историческую формацию, новое мировоззрение, вызвавшей к жизни неиссякаемый родник народного творчества, объединившей все народы страны в единую братскую семью, призванную создать великую культуру коммунизма.
«Люди Боз-Арала» (1978)
В 1958 году добился реабилитации отца.
С 1973 по 1986 год — директор Казахской картинной галереи (ныне Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева).
С 1978 года работал преподавателем в Алма-Атинском государственном театрально-художественном институте: в 1978—1993 годах — заведующий кафедрой изящных искусств, в 1993—2000 — заведующий кафедрой академической живописи, с 2000 — Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова. Профессор с 1981 года. Творчество художника получило широкое международное признание, он приглашался в качестве педагога в Академию искусств Кубы и в Синьцзянский институт искусств (Китай).