21. Орхоно-енисейская (руническая) письменность как цивилизационный маркер древнетюркской цивилизации. Древние верования и культы, распространение буддизма, несторианства, манихейства и других не автохтонных религий по Шелковому пути.
Слово Тенгри, написанное орхонскимписьмом
Древнетюркское руническое письмо (орхоно-енисейская письменность) — письменность, применявшаяся в ЦентральнойАзии для
записей на тюркских языках в VIII-X вв. и по форме знаков напоминающая германские руны (несколько рун совпадают, имея близкое фонетическое значение).
Памятники древнетюркским письмом (в основном эпиграфические, небольшое число рукописей сохранилось в Восточном Туркестане) были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, в которых в раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, древних уйгуров, енисейских кыргызов, карлуков и др. Хотя они к тому времени уже говорили на разных языках или точнее различных диалектах, надписи тюркским руническим письмом сделаны на едином литературном языке (наддиалектном койне) той поры, который обычно называется языком орхоно-енисейских надписей (назван по первым находкам в долине Орхона (Второй тюркский каганат) и верховьях Енисея (Кыргызский каганат)). Последний существовал в нескольких локально-хронологических вариантах, соотносимых с такими территориальными группами памятников, как орхонские, восточно-туркестанские, енисейские, таласские, алтайские и некоторые другие. В них иногда проступают различия между живыми диалектами указанных древних этносов. Верования тюрок с VI по VIII век: буддизм, манихейство, христианство (несторианство).
Буддизм стал проникать в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н.э. Первоначально распространению буддизма способствовало Кушанское царство, где он стал государственной религией. В распространении буддизма важная роль
принадлежала и согдийцам (I-III вв.н.э.). С VI в. тюркская аристократия и часть
городского населения проповедовали буддизм. Китайский посол Уанг Йен Тэ,
совершивший в X веке (приблизительно в 981 году) путешествие в пределах
государства уйгуров, говорит о наличии здесь около 500 мест поклонения Будде.
Существуют китайские источники, повествующие о том, чт
китайский император Вонг Кунг (570-576 гг.) послал кагану Великого Тюркского
каганата Таспару (572-581 гг.), в качестве подарка тюркский перевод произведения
«Нирвана Сутра», считавшегося одной из священных книг буддийской религии. Под
влиянием китайских буддийских миссионеров Таспар-каган не ограничился тем, что
сам принял буддийскую веру, он хотел заставить и своих подданных принять эту
религию, но успеха не добился. Буддизм не нашел распространения в номадической культуре, обуславливаясь свободолюбием кочевого народа, когда основными компонентами буддизма было отстранение от мира, *уход от действительности".
Также в среде тюрок было распространено несторианство. До тех пор, пока громада тюркского каганата заполняла центрально-азиатскую
степь, а тюргешские ханы держали в своих руках Семиречье, среди кочевников не
возникало необходимости для пересмотра их идеологических принципов. Мудрый
Тоньюкук воспрепятствовал пропаганде буддизма на том основании, что "учение
Будды делает людей слабыми и человеколюбивыми", а тюргешский хан Сулу ответил
послу халифа Хишама: "Среди моих воинов нет ни цирюльников, ни кузнецов, ни
портных; если они сделаются мусульманами и будут следовать предписаниям ислама,
то откуда же они добудут себе средства к жизни". Воинственным степнякам принципы
городской, регламентированной религии были чужды.
После падения обеих каганатов и возврата старого мировоззрения, которое оказалось скомпрометировано, а поборники его физически уничтожались. Победители-уйгуры
легко воспринимали новые идеи, приносимые главным образом из Ирана. Вторая
половина VIII в. была переломной эпохой в формировании мировоззрения центрально-
азиатских кочевников.
В VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко
распространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии
где основным центром его был - г. Мерв. Так, при патриархе Тимофее (780-819 гг.)
христианство принято карлукским джабгу, на рубеже IX-X вв. была образована
карлукская митрополия. Кроме того, в Таразе и Мерке действовали христианские
церкви.
22. Мировое значение произведений Аль-Фараби, Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмеда Ясави.Ярким свидетельством развития средневековой культуры Казахстана является деятельность гениального ученого-энциклопедиста Аль-Фараби (870-950 гг.).
Фараби родился на казахской земле, Сырдарье, в г.Весидже, входившем в округ Фараб (Отрар), умер в Дамаске. Отец Абу Насра, представитель кыпчакской военной аристократии, служил Саманидам. Фараб (Отрар) подчинился Саманидскому эмирату в 859 г. Столица Саманидов Бухара являлась главным центром просвещения всего среднеазиатского региона.
Полное имя Аль-Фараби – Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Тюрки. Причем слово «тархан» дает признак принадлежности к тюркам, обозначает, что он выходец из родовитых и богатых, близких к каганам сословий – «тархан» - принц.
Научное наследие Фараби, охватывает практически все отрасли знаний, средневекового мира – философию и логику, математику и физику, музыку и астрономию, поэзию и лингвистику.
Фараби был выдающимся представителем исламской цивилизации, основателем исламской философии – «Вторым учителем». Он заслужил этой чести еще при жизни потому, что после древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) во всем мире в области философии и логики ему не было равных. Он дал толкование почти всем книгам Аристотеля. В этой связи важно привести признание Ибн-Сины, что в тот период своей жизни, когда он уже изучил медицину, философию, физику, логику, ему все еще не давалось понимание «Метафизики» Аристотеля до тех пор, пока он не проштудировал трактат аль-Фараби, разъясняющий это древнегреческое сочинение.
Действительно, аль-Фараби нес в себе синтез и греческой культуры: он изучил труды не только Аристотеля, но и Платона, Птолемея, Плиния (старшего). Кстати, имеется упоминание о том, что на книге Аристотеля «О душе» было написано рукой самого Фараби: «Эту книгу я прочитал сто раз». Кстати, кроме своего родного кыпчакского языка аль-Фараби знал арабский, персидский, древнегреческий, латынь и другие языки.
Юсуф Баласагуни родился примерно в 1015-1017 гг. в г.Баласагуне, от названия которого происходит нисба поэта – Баласагуни. Дату, место смерти и захоронения мы, видимо, уже никогда не восстановим. Известно, что отец Юсуфа был музыкантом и посвятил правителю Баласагуна произведение для кобыза – «Дарди Хусани».
Юсуф с малых лет воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки.
В Кашгаре в 1069-1070 г. он написал одно из важнейших исторических и литературных произведений того времени – «Кудатгу билиг» (Благодатное знание), посвященное хану Табгач Богра-Кара-Хакан-Абу Али Хасану из династии Караханидов. Юсуф подчеркивает, что «повелитель почтил и возвеличил сочинителя, дав ему административный пост «улуг хасс-хаджиба» – мудрого советника, «министра двора».
Хасс-хаджиб – всевидящее око правителя: наблюдает за исполнением законов и обычаев, за правильной организацией официальных церемоний, совместно работает с казначеем, писцами, ремесленниками, принимает и провожает послов, выслушивает просьбы и жалобы бедняков, вдов и сирот, докладывает о них правителю. Одним словом, как признается сам Баласагуни эта работа проходит «в поте лица и всех служб тяжелее».
Материал для поэмы Баласагуни собирал более 30 лет, а собственно работа над поэмой заняла полтора года, общий объем ее – 6520 бейтов (85 глав) и 124 бейта в виде приложения, которые написаны за 18 месяцев напряженной работы. Бейт – двустишие в законченной форме с рифмой. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Семиречья, бассейном озера Иссык-Куль, Кашгарией. В ней упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлуков, огузов.
4. Махмуд Кашгари.
Последователем Ходжи Ахмеда Яссави, младшим современником Юсуфа Баласагуни является Махмуд Кашгари. Он родился в правление династии Караханидов и происходил из высших кругов караханидской знати. Его отец управлял городом Баласагун. Кашгари работал в основном в Багдаде. Знаменитая книга Махмуда ал-Кашгари «Диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. «Диван» Кашгари — памятник тюркской культуры, запечатлевший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI в., впитавшее в себя все предшествующее наследие предков. В книге наряду с древним зороастрийско - шаманистским миропредставлением запечатлены элементы новой идеологии — ислама и такой его ветви как суфизм. «Словарь» Кашгари состоит из двух частей. В первой части своей работы он рассказывает о цели своей книги, приводит сведения о племенах и родах, говорящих на тюркских языках. Во второй части его труда дается словарь тюркских наречий, приводятся крылатые выражения, образцы устного народного творчества. В словарь включено до трехсот народных четверостиший и столько же пословиц и поговорок, многие из которых до сих пор используются в современном казахском языке.
23. Чингиз хан и образование Монгольской империи. Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и Семиречья. Образование Золотой Орды как евразийской империи: территория, этнические процессы, культурный симбиоз.