Культурология
|
Техника и древние технологии номадов
|
Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
|
Әнуарбеков Нұрасыл Нұрболатұлы
|
Содержание.
Введение
Основная часть
1.Кочевничество номадизм.
2. Возникновение кочевничество в Казахстане.
3.Проблема роста цивилизации.
-кочевая цивилизация
Заключение.
Список использованной литературы
Введение
Кочевая цивилизация выработала за многие века свою внутреннюю целесообразность, присущие ей культурные ценности, идеалы и нормы. Изданная в 1206 году “Книга запретов” (“Яса-наме”) представляла собой своего рода общегосударственный кодекс степного народа. Нормы свода законов, среди прочего, предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам, к духовным лицам и к старшим, милосердие к нищим. “Яса” и другие, более поздние письменные памятники, свидетельствуют о том, что у монгольских племен существовали не только древние философские традиции, но и самобытное государственное право, была выработана система письма, заложена традиция книгопечатания, создана система образования.
Как и всякая цивилизация, цивилизация кочевников переживала периоды расцвета и периоды упадка, но нравственно-этические нормы, духовные традиции народа, передаваемые из поколения в поколение, сохранялись как неподвластное времени культурное наследие.
Основная часть
КОЧЕВНИЧЕСТВО (номадизм) (англ. nomadism, нем. nomadismus) — формы хозяйства и быта, в основе которых лежит экстенсивное скотоводство (включая оленеводство) с сезонным перемещением населения и стад скота. Скотоводство в условиях К. обеспечивало номадов мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды и жилищ. Имея в основе своей деятельности кочевое скотоводство, номады в той или иной мере дополняли его охотой, неоседлым примитивным земледелием, ремеслом и другими промыслами. «Чистых» кочевников, для которых скотоводство было бы единственным видом хозяйственной деятельности, никогда не существовало. К., возникнув на рубеже II—1 тысячелетий до н. э. в аридной зоне Евразии и Северной Африки, сохранилось на протяжении длительного времени и даже распространилось на север Евразии, где в форме оленеводства известно у многих народов тайги и тундры. Поныне оно сохраняется более чем в 30 странах Азии и Африки (Судан, Египет, Саудовская Аравия, Йемен, Иран, Ирак, Сирия, Иордания, Турция, Афганистан, Пакистан и др.), охватывая около 40 млн человек.
Длительное сохранение К. было обусловлено природными и социально-экономическими факторами в степных, аридных и северных зонах Старого Света, где земледелие при низком уровне производительных сил не могло получить достаточного развития и стать основой хозяйства. Вместе с тем начавшийся еще в древности процесс оседания кочевников в новейшее время значительно ус-корился в результате все большего воздействия капиталистических отношений, способствовавших упадку экстенсивного скотоводства во многих районах мира, его отмиранию. На смену К. приходит интенсивное оседлое скотоводство, развивающееся главным образом в условиях комплексного сельского хозяйства. В СССР кочевники практически полностью перешли к оседлости.
К. включает как собственно кочевые, так и полукочевые и полуоседлые (переходные к оседлости) формы. К кочевым относятся различные варианты К.: от таборного кочевания с незамкнутым циклом до замкнутых циклических кочевании по определенным маршрутам и с более или менее постоянными зимниками, но без по-стоянных жилищ на них, причем .расстояния перегона скота могут составлять на протяжении года от нескольких километров до нескольких сотен километров. Непрерывное кочевание скорее исключение, чем правило в образе жизни кочевников, и вызывалось особыми историческими условиями (войны и др.). К полукочевым могут быть отнесены те хозяйства скотоводов, которые, совершая сезонные перекочевки всей семьей по замкнутым маршрутам, имеют постоянные жилища на местах зимовок. К полуоседлым относятся скотоводческие хозяйства, которые в отличие от предыдущих, совершая лишь две перекочевки (с зимников на летники, и обрат-но), имеют зимние и летние поселения с постоянными жилищами.
В Казахстане полукочевое и кочевое скотоводство закрепляется в первом тысячелетии н.э. в качестве господствующей отрасли экономики на степных, полупустынных и пустынных евразийских территориях. Расцвет кочевого скотоводства приходится на период образования и становления казахских ханств в XV-XVII вв. Монгольское обезлюдению казахских степей, так что в указанный выше период казахским племенам достался громаднейший фонд пастбищных угодий, что явилось фактором успешного развития кочевого скотоводства. Кочевой(номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год), другими водными ресурсами. Такие территории называются аридными зонами. Плотность населения у кочевых народов колеблется от 0,5 до 2 чел. на один кв. км. Этот дисперсный (рассеянный) тип расселения обусловлен основным экосистемным принципом номадизма – точным (симметричным) соответствием между численностью принадлежащего кочевнику скота и природными водно-кормовыми ресурсами – и способствует рассеянию собственности в пространст-ве; упорядоченные миграции в целях круглогодичного обеспечения животных подножным кормом происходили в форме перекочевок по зимним, весенним, летним и осенним пастбищам.
Кочевое скотоводство характеризуется определенной застойностью. Вместе с тем, в доиндустриальную эпоху оно было весьма продукти-вным способом хозяйствования, благодаря накопленному в течение столетий опыту ухода за животными, непрерывному улучшению структуры стада и породных качеств скота, усовершенствованию пользования пастбищами. Особо следует подчеркнуть экологич-ность хозяйствования номадов, которые осуществляли утилизацию водно-кормовых ресурсов с наименьшим прессингом на окружаю-щую среду. Рост кочевой экономики не мог идти по пути интенсификации и концентрации, так как вел к "перевыпасу" – увеличению нагрузки на пастбища, ведущему к снижению урожайности травостоя. Принципиальным является и положение о том, что "кочевой режим хозяйствования не были беспредельно экстенсивным, в целом он был весьма ограничен в передвижениях и различного рода перекочевках и базировался прежде всего на разумном использовании продуктивных качеств различных видов скота.
Кочевничество как доминирующий хозяйственный тип сохранялось и в этот период. В традиционной системе ценностей номадного общества достойным занятием признавалось разведение скота, который считался и был материализацией богатства.
Проблема роста цивилизации.
Задержанные цивилизации. Озаглавив, таким образом, главу можно сразу вызвать недоуменный вопрос. Если произошло рождение, раз-ве развитие не следует само собой? Для ответа прибегнем вновь к испытанному учеными эмпирическому анализу.
Если взять список родившихся цивилизаций, исключая эмбрио-нальные, которые еще не успели родиться, можно ли утверждать, что их жизнь разворачивалась в истории мудро и последовательно? Чаще, конечно, они действительно продолжали свою жизнь в развитии. Двадцать один представитель этого вида обществ подтверждает данное правило. Хотя в настоящее время все, кроме семи, из двадцати одной цивилизации уже мертвы, да и большин-ство из этих семи клонится к упадку и разложению, очевидно, тем не менее, что даже самые недолговечные и наименее удачливые из этих обществ, по крайней мере, в какой-то степени продвинулись по дороге развития. Но двадцать одна развитая цивилизация и четыре неродившихся (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская и неродившаяся сирийская цивилиза-ции не исчерпывают списка цивилизаций, которые позволяет обнаружить эмпирический метод. Продолжив исследование, обнаружили третий класс цивилизаций - примеры обществ, которые родились, но были остановлены в своем развитии после рождения. Именно существование таких задержанных цивилизаций оправдывает название настоящей главы, ставя перед нами новую проблему. Первый шаг к ее разрешению - перечисление этих обществ.
Таких обществ, не раздумывая, можно сразу же назвать полдесятка. Среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызов природной среды, - и полинезийцы, и эскимосы, и кочевники. А среди цивилизаций, родившихся в результате ответа на вызовы социального окружения, - некоторые специфические общины типа османов в православно-христианском мире или спартанцев в эллинском мире, ответ которых был интенсивен, но непродолжи-телен в силу чрезмерной суровости этих вызовов. Это примеры задержанных цивилизаций; и здесь легко просматриваются некоторые общие черты.
Все задержанные цивилизации потерпели фиаско, пытаясь прео-долеть возникшие препятствия .Это были ответы на вызовы того порядка суровости, который характеризует саму границу, пролегающую между позволительной силой стимула и той степенью этой силы, за которой начинается действие закона "снижающих возвратов".
Фактически задержанные цивилизации в отличие от примитивных обществ дают истинные примеры "народов, у которых нет истории". Неподвижность - их неизменное состояние, пока они живы. Они оказались в этом состоянии, желая продолжить движение, но вынуждены пребывать в своем незавидном положении из-за того, что всякая попытка изменить ситуацию означает гибель. В конце концов, они гибнут либо потому, что отважились все-таки двинуться, либо потому, что окоченели, застыв в неудобной позе.
Это общее положение неподвижности в сочетании с сильной напряженностью можно наблюдать на разных исторических примерах и в разных исторических условиях. Мы рассмотрим одну из задержанных цивилизаций- кочевую цивилизацию.
Достарыңызбен бөлісу: |