Тема Образование, наука, техника и технологии



Pdf көрінісі
бет1/2
Дата25.11.2023
өлшемі65,4 Kb.
#126775
  1   2
Байланысты:
тема 6.



Тема 6. Образование, наука, техника и технологии
.
Методы научного познания и специфика научной истины.
Метод(от греч.methodos) – совокупность приемов
теоретического и практического познания действительности.
Особенные методы познания
•: наблюдение
• измерение
• сравнение
• эксперимент
•анализ
• синтез
• индукция
• дедукция
Например:
Наблюдение -
это целенаправленный строгий процесс восприятия
предметов действительности, которые не должны быть
изменены. Исторически метод наблюдения развивается как
составная часть трудовой операции, включающей в себя
установление соответствия продукта труда его
запланированному образцу.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления
действительности исследуются в контролируемых и
управляемых условиях. Он отличается от наблюдения
вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью
по отношению к нему.
Научная истина —это множество эмпирических и теоретических
утверждений науки, соответствие содержания которых своему
предмету удостоверено научным сообществом. Двумя
основнымиформами такого удостоверения являются: 1) соответствие
результатам систематических, статистически правильно
обработанных данных наблюдения и эксперимента (для эмпирических
высказываний), 2)конвенциональное (условное) полагание наличия такого
тождества у исходных (как правило, весьма простых по содержанию)
утверждений (аксиом) и выведение из них всех логических следствий
(теорем), истинность которых гарантируется корректным
применением соответствующих правил логики.
Наука
формирует так
называемую картину мира, которая является холодным, сухим сводом
данных о мире, взятый сам по себе, без человека как человека. Философия
есть теоретически выраженным мировоззрением, в котором "картина
мира" является лишь моментом, это - стержень мировоззрения,
выражает отношение человека к миру.
Проблема демаркации научного и ненаучного знания.
Сегодня каждый из нас зависит от достижений
научно-технического прогресса. Если вообразить себе ситуацию,


при которой вдруг исчезнет всё, что создано благодаря
научно-техническому прогрессу, то окажется, что существовать
мы не сможем. Хотя, конечно, нельзя забывать, что технический
прогресс неизбежно имеет и оборотную сторону, связанную с
проблематизацией отношений человека и природы, загрязнением
окружающей среды - плата человечества за те технические
достижения, которыми оно пользуется.
В
науке
традиционно
выделяют
два
направления
-
фундаментальное
и
прикладное.
Фундаментальная
наука
направлена на получение знания о наиболее общих принципах
устройства мира. Задача прикладной науки - решать конкретные
задачи, связанные с текущим развитием науки и техники. Т. е.
знания, получаемые прикладной наукой могут быть использованы
в практических целях непосредственно уже сегодня, тогда как
фундаментальные
знания
используются
на
практике
лишь
опосредовано (через прикладную науку), либо вообще не могут
быть использованы в практических целях в обозримом будущем
(например, большая часть космологических знаний). И тем не
менее,
именно
фундаментальные
области
научного
знания
являются
"локомотивом"
развития
науки
как
таковой.
Без
совершенствования фундаментальной науки наука прикладная
вряд ли достигла бы тех впечатляющих результатов, которые мы
имеем на сегодняшний день.
Критерий
фальсифицируемости
более
гибко
подходит
к
характеристике ненаучных положений. В отличие от логических
позитивистов, Поппер и его последователи вовсе не считают
вненаучные положения бессмысленными. Принятие философией
науки принципа фальсификации позволило более адекватно
разграничить (осуществить демаркацию) науку и ненауку, науку и
псевдо-науку. При этом последнее представляется даже более
важным, поскольку отличие научного знания от явно ненаучного
достаточно очевидно, даже если и не могло быть чётко
сформулировано в рамках прежних воззрений, тогда как отличие


научного знания от псевдонаучного внешне не заметно, т. к. по
формальным моментам псевдо-наука идентична подлинной науке.
Философия науки Шокана Уалиханова.
Анализируя работы, в которых прослеживаются философские
взгляды Чокана Валиханова, нельзя не заметить, что он не был
религиозен. Чокан придерживался материалистического подхода
в своих исследованиях. Подобные взгляды, очевидно,
сформировались под влиянием прогрессивной интеллигенции
того времени, с представителями которой Валиханов тесно
общался еще будучи воспитанником Омского кадетского корпуса.
интересно с философской точки зрения отношение Валиханова к
исламу. Неподготовленному читателю может показаться, что
Чокан относился к мусульманскому учению не просто как
материалист относится к любого рода религии, а прямо с
нескрываемой враждебностью. На самом деле неприязнь
Валиханов испытывал только по отношению к татарским муллам,
которых русская администрация активно завозила в казахскую
степь. Форму ислама, которую эти муллы прививали казахам,
Чокан считал чуждой и неестественной для своего народа. Тем не
менее, выражая недовольство, к проблеме этой он относился
философски. «Вообще киргизскому народу предстоит гибельная
перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, как
пройдя через татарский период, как русские прошли через период
византийский», – писал он, подразумевая неизбежность
укрепления религиозной составляющей в жизни общества при
цивилизационном развитии, исходя из исторического опыта.Не
менее ярко проявляются философские взгляды Чокана Валиханова
при его отстаивании права казахского народа на собственное
цивилизационное развитие. Особенно ярко это проявилось в его
знаменитой работе «Записка о судебной реформе».В своих трудах,
касающихся жизни и истории казахского народа, Валиханов
всячески подчеркивал особенности социального и культурного
устройства казахского общества, факторы, повлиявшие на
формирование мировоззренческих представлений кочевников.
Даже в таких вопросах, как особенности казахского языка, Чокан
Валиханов отмечал необходимость подходов к его пониманию с
учетом морально-нравственных и традиционных факторов
казахского общества.
Сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм появился в 19 в. Представители сциентизма
выдвигают несколько принципов
научного познания:


1 Принцип верификации - доказательство,
удостоверение в истинности;
2 Принцип конвенционализма - исходные
определения и аксиомы согласно данному
принципу рассматриваются как условные
соглашения:
3 Принцип физикализма - согласно этому
принципу, предложения, употребляемые в различных науках,
должны быть переведены на язык физики, то есть речь идет об
унификации языка всех наук на базе языка математической физики.
Можно определить основные принципы сциентистской
идеологии:
• наука является величайшей культурной
ценностью
• наука является производительной силой общества
• наука является ядром всех сфер жизни, без науки невозможно
достичь того, чтобы жизнь стала управляемой, успешной и
организованной
Сциентисты закрывают глаза на те проблемы,
которые возникли в процессе технократизации, не замечают ее
негативные моменты.
Самыми яркими представителями сциентизма являются О. Конт,
Дж. С. Милль, Э. Мах, Р.
Авенариус, Г. Спенсер, Г. Н. Вырубов, П. Л. Лавров,
Н. К. Михайловский и др.
Антисциентизм, так же, как и сциентизм, возник в конце 19 в. Если
ранний антисциентизм возник на основе ненаучных форм
познания - таких, как религия, нравственность, то для
современного антисциентизма характерно критическое
самопознание самой науки.
Основными принципами антисциентизма являются следующие:
• предубежденность против результатов научно-
инновационной деятельности
• критическое отношение к самой науке
• наука не способна принести пользу всем людям, наоборот, с
развитием науки человечество не только не стало жить лучше, а
наоборот, возникли новые опасности, источником которых
является наука
• научное знание не всегда означает истинное
знание
• развитие науки приведет к катастрофическим
последствиям для человечества.
Представителями антисциентизма были Г. Маркузе,
М. Полани. Б. Рассел и др.


Указанные две идеологические позиции выступают как две
противоположные точки зрения. и являются односторонними. И
сциентизм, и антисциентизм носят универсальный характер. С
ними можно встретиться в любой сфере деятельности: и в
политике, и в праве, и сфере образования и воспитания, и в сфере
здравоохранения, и в сфере морально-эстетического знания. И
невозможно рассматривать научное познание только лишь
основываясь на принципах одного из идеологий.
100 новых учебников на казахском языке» в развитие отечественной науки и
образования.
В этом году своим Посланием я объявил о начале


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет