Тойнби выделяет 5 основных фаз развития любой цивилизации



Дата15.11.2023
өлшемі17,04 Kb.
#124050
түріИсследование
Байланысты:
Документ


Тойнби Арнольд (1889 – 1975) – английский историк, социолог и философ. Его главный труд – «Исследование истории» в 12-ти томах (1934-1961), на 6 тысячах страниц которой изложен огромный фактический материал из истории всех существовавших в прошлом народов и цивилизаций. 
Согласно Тойнби всемирная история представляет собой совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. Цивилизации представляют собой некоторые умопостигаемые единицы истории (целостные системы) в которых элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Цивилизации сопоставимы, сравнимы между собой, а также с примитивными обществами, которые ещё не достигли стадии цивилизации. В качестве важнейшего интегрального критерия развития цивилизации Тойнби называет реализацию ими конечной целевой установки – то есть определённого им, по-видимому, Богом предназначения в историиПрогресс человечества состоит в духовном совершенствовании.
Тойнби выделяет 5 основных фаз развития любой цивилизации: 1) возникновение, 2) рост, 3) стабилизация (надлом), 4) разложение, 5) гибель. 
Он различает 21 цивилизацию, сложившихся на протяжении человеческой истории. Из них 13 развившихся локальных цивилизаций, а все остальные рассматривает как спутники какой-либо из развившихся.
Тойнби определяет 6 основных культурно-исторических типов:

  1. Первичные обособленные цивилизации (египетская, андская); 

  2. Первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шаньская, майя); 

  3. Вторичные дочерние цивилизации (вавилонская от шумерской, хеттская от шумерской, эллинистическая от минойской, сирийская от минойской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шаньской, юкатанская от майя); 

  4. Третичные дочерние цивилизации (православно-христианская (византий-ская), русская, западная, арабо-мусульманская, дальневосточная японская); 

  5. Застывшие цивилизации (эскимосская, кочевая османская, спартанская); 

  6. Неразвившиеся цивилизации (дальневосточная-христианская, дальне-западно-христианская). 

До настоящего времени сохранилось пять цивилизаций: китайская, индийская, исламская, западная и русская.
При объяснении причин становления и развития цивилизаций Тойнби отвергал расовые теории и теории среды обитания. В качестве основного стимула развития любой цивилизации Тойнби рассматривает действие введённого им закона «Вызова-и-Ответа».«Вызов (со стороны вешних сил: природных или социальных) побуждает к ростуОтветом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное состояние с точки зрения усложнения структуры.Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию..Исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют прекращение всякого роста». По мере роста всё меньше возникает вызовов, идущих из внешней среды, и всё больше появляется вызовов, рождённых внутри действующей системы или личности. Основной же критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения. Таким образом, цивилизация возникает, существует и развивается благодаря постоянным, непрекращающимся усилиям человека.
Для растущей цивилизации характерно: Во-первых, возрастание власти над окружающей природной средой. Это удаётся благодаря совершенствованию техники. Но излишний акцент внимания на одностороннем развитии какой-либо одной стороны производственной деятельности может завести цивилизацию в своего рода эволюционный тупик, и она превращается в «задержанную цивилизацию»: техника продолжает совершенствоваться, а цивилизация остаётся статичной (так, полинезийцы стали прекрасными мореходами, эскимосы – рыбаками, спартанцы – солдатами). Во-вторых, «у цивилизаций, только что зародившихся, существует тенденция не только к росту, но и к давлению на другие общества». 
Важное место в концепции Тойнби занимает рассмотрение взаимодействия между личностью («микрокосмом») и обществом («макрокосмом»). Микрокосм вносит в макрокосм целенаправленное действие, но необходимо различать степень вклада в этот процесс в разной степени одарённых людей. Ответ на вызов вырабатывает творческая элита, численно составляющая незначительную часть общества. Она увлекает за собой основную часть общества. Со временем творческая элита, активно воздействовавшая на пассивное большинство с помощью своего авторитета, утрачивает творческие способности («терпит неудачу»). Это может случиться по двум причинам. Во-первых, лидеры могут попасть под гипноз своих собственных приёмов воздействия на массы и начать некритически относиться к своим действиям. Во-вторых, такое может произойти вследствие самой природы власти, которую бывает трудно удержать в определённых рамках. Творческая элита превращается в «господствующее меньшинство». 
Движение цивилизации к распаду проявляется в эскалации внутренних братоубийственных войн. Это порождает в обществе военный психоз. Цивилизация гибнет. Однако процесс этот неизбежно завершается актом творения – на обломках старой цивилизации вырастает новая. 
Фаза упадка распадается на три подфазы: 1) надлом цивилизации; 2) её разложение и 3) её исчезновение. Надлом и исчезновение часто разделены веками, даже тысячелетиями. Некоторые из цивилизаций, которые должны были умереть, после своего надлома живут века. Такую цивилизацию Тойнби называет «окаменевшей» цивилизацией. Вся римская история – это непрерывное разложение с начала и до конца.

Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет