Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 30 (245).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 11–15.
А. А. Целыковский
СоВременный миФ КаК резуЛьтат ВзаимодейСтВиЯ
традиЦионной миФоЛоГии и идеоЛоГии
В статье рассматривается проблема современной мифологии, а также ее связи с идеологией и тра-
диционной мифологией. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что со-
временная мифология является следствием взаимодействия рационализированной традиционной
мифологии и идеологии.
Ключевые слова: мифология, идеология, рациональность, символ, политическая мифология.
Проблеме современного мифотворчества в на-
стоящее время уделяется значительное внимание.
По-видимому, подобная ситуация обусловлена
переоценкой феномена мифа и его роли в обще-
стве. Закрепление за мифом статуса универсаль-
ного культурного феномена и приводит к возник-
новению проблемы современного мифотворче-
ства. Что представляет собой современный миф,
какова его связь с мифом традиционным, какова
роль современного мифа в обществе? Ответы на
данные вопросы имеют важное методологическое
значение, поскольку позволяют понять механиз-
мы различных социальных процессов.
Для того чтобы понять природу современного
мифа, необходимо сравнить его с мифом тради-
ционным. Для первобытного социума мифоло-
гия являлась универсальной целостной системой
обобщения и концептуализации опыта. В перво-
бытном коллективе мифология, выполняя ряд
важнейших социальных функций, являлась, по
сути, фундаментом, на котором выстраивалась
вся система социальных отношений и инсти-
тутов. Мифология представляет собой систему
мифов, иными словами, миф является основным
составляющим элементом мифологии. К харак-
терным свойствам мифа можно отнести высо-
кий уровень синкретизма, то есть неспособность
к четкому субъект-объектному различению,
и то, что миф практически не способен вырабо-
тать и сформулировать общие абстрактные по-
нятия. Кроме того, миф представляет собой про-
дукт коллективного творчества.
Особое внимание стоит обратить на то, что
в мифе эмоционально-аффективные компоненты
преобладают над рационально-рефлексивными,
поскольку миф есть результат преимуществен-
но спонтанной и бессознательной деятельности
сознания. Поэтому в мифе весь массив получен-
ного субъектом опыта структурируется своео-
бразным способом, вследствие чего мифологи-
ческая картина реальности отличается внешней
нелогичностью и причудливостью. Впрочем,
эта причудливость не должна приводить к мыс-
ли, что миф полностью лишен какой бы то
ни было внутренней логики. Как замечает по
этому поводу отечественный исследователь
Е. М. Мелетинский: «Причудливая фантастич-
ность первобытной мифологии и ее стихийный
идеализм не исключают, однако, познаватель-
ного значения мифологических классификаций
и упорядочивающей роли мифов в социальной
жизни племени»
1
. В противном случае мифоло-
гия была бы не способна выполнять свои соци-
альные функции. Таким образом, мифология для
первобытного социума являлась универсальной
системой миропонимания, в соответствии с кото-
рой человек выстраивал всю систему социальных
отношений. Иными словами, мифология в тра-
диционном обществе была главенствующей.
В процессе исторического развития традици-
онные общества сменяются обществами более
развитыми. Развитие и усложнение социальной,
экономической и политической сфер жизни об-
щества приводит к тому, что мифология утра-
чивает свое положение доминирующей системы
миропонимания. Начинается процесс распада
традиционной мифологии, вследствие чего из
первичного мифологического синкретизма вы-
деляются различные формы общественного со-
знания. Поскольку традиционная мифология
становится не способной удовлетворять новые
духовные запросы, возникает потребность в се-
рьезном пересмотре духовных норм. Подобные
тенденции приводят к появлению развитых ре-
лигиозных систем, а затем и рационалистиче-
ских форм миропонимания – философии и на-
уки. Таким образом, рационализация разрушает
мифологию как целостную систему.
Тем не менее, рационализация и распад мифо-
логии как целостной системы не означает ее пол-
ного исчезновения. Миф прочно входит в культу-
ру, например, становится основой для различных
А. А. Целыковский
12
религиозных систем, фольклорных традиций,
художественного творчества. Несмотря на это
он постепенно вытесняется на периферию обще-
ственного сознания, уступая место более рацио-
нальным формам сознания.
В этой связи возникает вопрос: если мифо-
логия как целостная система миропонимания
в ходе рационализации общественного созна-
ния преодолевается, то что представляет со-
бой современная мифология? Действительно,
мифология как форма миропонимания, раци-
онализируясь, разрушается. Но, как было уже
сказано, она продолжает существовать в фор-
ме религий, художественного творчества и т. д.
В данном исследовании мы рассмотрим такую
форму современного мифотворчества, как по-
литическая мифология, поскольку политиче-
ская сфера жизнедеятельности общества доста-
точно рельефно демонстрирует всю специфику
современной мифологии.
Говоря о феномене современной политической
мифологии, мы неизбежно подходим к феномену
идеологии. О том, что современное мифотворче-
ство является феноменом, относящимся к сфере
идеологической практики, говорят свойства со-
временного политического мифа. Если обратить-
ся к характерным свойствам традиционного мифа
и сравнить их со свойствами мифа современного,
станет очевидным, что сходство между феноме-
нами в основном внешнее. Современный миф –
это та же идеология, но с явным преобладанием
иррационального элемента. Современный поли-
тический миф представляет собой не спонтанную
реакцию социума, а результат рациональной де-
ятельности. Теоретизация не свойственна тради-
ционному мифу, современный же миф, наоборот,
является итогом рациональной теоретической
интеллектуальной деятельности и потому – ча-
стью идеологической практики. Но в чем тогда за-
ключается своеобразие современной мифологии,
если она есть лишь часть идеологии? Здесь сле-
дует сказать, что современная мифология – это
не только идеология, она имеет связь и с мифо-
логией традиционной. Убедиться в этом можно,
рассмотрев процесс взаимодействия мифологии
и идеологии.
Процесс взаимодействия мифологии и идеоло-
гии начинается с разрушения целостной системы
традиционной мифологии вследствие рациона-
лизации общественного сознания. Главный итог
рационализации мифа заключается в том, что
рациональная рефлексия над мифом позволяет
вычленять в его смысловом пространстве опре-
деленные структурные единицы, обладающие
большой смысловой нагрузкой и, самое глав-
ное, несущие в себе социальный смысл. Данные
структурные единицы можно назвать мифоло-
гическими символами. Для архаического со-
циума миф представляет собой истинное по-
вествование. Содержание мифа не символично,
конкретно и требует буквального понимания.
Миф в символ превращает рационализация.
Вторгаясь в смысловое пространство мифа, ра-
циональность разрушает его органическую це-
лостность, позволяя взглянуть на сюжеты мифа
как на совокупность символов. То есть, при ра-
циональном анализе мифа в его сюжетах обнару-
живаются устойчивые структурные смысловые
единицы, для характеристики которых исполь-
зуется понятие символа. На наш взгляд, такое
понятие, как символ, наиболее точно характе-
ризует природу данных сюжетных смысловых
единиц мифа.
Мифологический символ предполагает не
просто передачу информации в виде конкретно-
го сообщения, символ предполагает некоторое
глубинное содержание, включая в себя множе-
ство уровней смысла. Символ передает инфор-
мацию не явным образом, поэтому для его рас-
шифровки требуются интеллектуальные уси-
лия или же работа интуиции; последняя даже
в большей мере способствует расшифровке сим-
вола, так как толкование мифологического сим-
вола происходит при участии бессознательного.
В ряде случаев это даже не интеллектуальное
толкование мифологического символа, а процесс
«узнавания» устойчивого мифологического ар-
хетипа в различных конкретных исторических
обстоятельствах. Подобное утверждение необхо-
димо понимать в следующем значении.
Говоря о мифологических символах, мы указа-
ли на то, что они обладают социальным смыслом,
или социальной значимостью. Мифологические
символы, воплощающие в себе различные смыс-
лы, в данном случае можно рассматривать как
архетипы социального поведения.
В подобном значении термин «архетип» ис-
пользует мифолог М. Элиаде. У Элиаде архети-
пами называются парадигмы и образцы социаль-
ного поведения. Миф у него предстает в качестве
универсального образца социального поведе-
ния. По его словам, миф «всегда имеет отноше-
ние к “созданию”: миф рассказывает, как что-
то явилось в мир или каким образом возникли
Современный миф как результат взаимодействия традиционной мифологии и идеологии
13
определенные формы поведения, установления
или трудовые навыки; именно поэтому миф со-
ставляет парадигму всем значительным актам
человеческого поведения»
2
. По образу мифоло-
гической космогонии человек организует свое
социальное бытие. В. С. Полосин в этой связи
называет миф «архетипом социального опыта».
Он пишет: «…на уровне коллективного сознания
и коллективной памяти, которые в принципе не
могут быть чисто рациональными уже только
из-за необходимости достижения взаимопони-
мания между разными по уровню восприятия
и языку людьми с их приверженностью уже сло-
жившимся различным традициям, миф оказыва-
ется необходимым, объективным и уникальным
средством хранения и использования совокупно-
го общественного опыта…»
3
Понятие архетипа у М. Элиаде в некоторой
степени перекликается с понятием архетипа
в интерпретации К. Г. Юнга. Последний в сво-
их работах не давал четкого и однозначного
определения архетипа, но при этом связывал
понятие архетипа с понятием коллективного
бессознательного. В общем виде под архетипом
он понимал обобщенный опыт бесчисленных
поколений предков, хранящийся в коллективом
бессознательном и актуализирующийся в ми-
фологических сюжетах. То есть архетип – это
огромный массив опыта, обобщенный до неко-
торых типичных сюжетных моделей (космого-
ния, биография героя и т. д.) или типичных об-
разов (золотой век, фигура героя и т. д.). В этом
моменте юнговское понятие архетипа как обоб-
щенного социального опыта, закрепленного на
уровне коллективного бессознательного, сбли-
жается с понятием архетипа как парадигмаль-
ной модели поведения у М. Элиаде. В тради-
ционных обществах миф, будучи образцом для
подражания, не интерпретировался и понимал-
ся буквально, непосредственно своим сюже-
том задавая архетипы социального поведения.
С разрушением традиционной мифологии ми-
фологические сюжеты и образы, а стало быть
и их основы – архетипы, перестают пониматься
буквально. Закрепленный в мифе архетип уже
не явлен непосредственно, он предстает в виде
символа, то есть после рационализации мифа
он выражается не в явной форме, а в виде неко-
торого символьного образа. Но и в данном слу-
чае архетип, закрепленный на уровне коллек-
тивного бессознательного, все еще сохраняет
свое социальное значение.
Миф в традиционном обществе действитель-
но является основой существующей традиции,
демонстрируя модели правильного социального
поведения. Исходя из этого можно заключить,
что миф – это хранилище социального опыта,
который в мифологическом сюжете обобща-
ется до некоторых архетипических моделей.
Сознательно выявлять мифологические архети-
пы – вместилища социального опыта возможно
только путем рационального осмысления мифо-
логического сюжета. Для субъекта мифологиче-
ского мышления миф есть неделимая целостная
система, но рациональная рефлексия позволяет
анализировать мифологический сюжет и выч-
ленять архетипы, которые могут быть выраже-
ны в форме символа. К числу важнейших ми-
фологических символов-архетипов, обладающих
важнейшим социальным значением, можно от-
нести символические образы Хаоса, Космоса,
культурного героя, золотого века, сакрального
центра, враждебной периферии и т. д. Еще раз
обратим внимание на то, что для человека пер-
вобытного общества данные мифологические
символы символами как таковыми не являлись.
Все они были частью целостной нерасчленимой
картины реальности. Когда первобытный чело-
век воспроизводил в ходе ритуала процесс кос-
могонии, он вкладывал в это не символический
смысл, он совершал космогонию реально, так
же, как совершал ее герой-первопредок. То есть
миф для субъекта мифологического мышления
есть конкретная реальность, но для рациональ-
ного мышления миф предстает как система сим-
волов. Рациональность разрушает мифологиче-
скую систему, членит ее на отдельные архетипы
и тем самым обращает живую реальность в сим-
вол; архетип выражается в символической фор-
ме. Мифологический символ насыщен смысла-
ми, кроме того, смысл в символе не дан явным
образом, поэтому символ как способ передачи
смысла в силу своей неоднозначности предпола-
гает интерпретацию. Данная особенность и ис-
пользуется идеологией, которая интерпретирует
символы в соответстви с определенной целью.
Теперь механизм взаимодействия мифологии
и идеологии становится ясным.
В свете всего сказанного становится объясни-
ма насыщенность идеологии мифологическими
символами. Н. С. Автономова замечает на этот
счет: «В исторически сложившемся арсенале
идеологии находится вся совокупность мифи-
ческих образов, в которую входит библейская
А. А. Целыковский
14
и античная мифология, передающийся из по-
коления в поколение набор “кочующих” идей,
которые в силу относительной своей самостоя-
тельности переживают некогда породившие их
социальные условия и, наполняясь каждый раз
новым смыслом, сохраняют тем не менее неко-
торую универсальную значимость. Среди этих
идей-клише – идея мученичества и идея спаси-
тельства, идея потерянного и обретенного (точ-
нее – утопически обретаемого) рая во всех ее ва-
риациях (золотой век, обетованная земля), вины
и искупления и т. д. Этот как бы вневременный
арсенал средств мифического мышления может
соответствующим образом активизироваться
в зависимости от обстоятельств, от социальных
условий»
4
.
Но это еще не политическая мифология.
Мифологией идеология становится, утрачивая
рациональную основу. Ключевая роль в процес-
се взаимодействия мифологии и идеологии при-
надлежит рациональности. Идеология, несмо-
тря на свою утопичность и мифологичность, то
есть значительный элемент иррационализма, все
же является рационально созданной системой.
Поэтому, утрачивая рациональный элемент, иде-
ология все больше подпадает под влияние сво-
их иррациональных компонентов и в конечном
итоге превращается в явление, по виду и по сути
напоминающее мифологию. Здесь возникает фе-
номен современного мифотворчества. Поэтому
такие термины, как «политический миф», «соци-
альный миф», вполне уместны и допустимы, по-
скольку обозначают реальный социально-поли-
тический феномен. Мы установили, что между
современной мифологией и мифологией тради-
ционной существует определенная связь (а также
в чем она заключается), но, тем не менее, совре-
менное мифотворчество все же является частью
идеологической практики, а следовательно, со-
временная мифология имеет опосредованное от-
ношение к традиционной мифологии.
Современные мифы по своей сути – те же са-
мые идеологические системы с той лишь разни-
цей, что иррациональное начало в них домини-
рует над рациональным. В основе современного
мифа так же, как и в основе идеологии, лежат
рациональность и чей-либо прагматический ин-
терес. Современный миф становится феноменом,
наиболее рельефно демонстрирующим специ-
фику взаимодействия мифологии и идеологии,
а также роль рациональности в данном процес-
се, поэтому он заслуживает особого внимания.
Двойственность данного феномена заключает-
ся в том, что как разновидность идеологии со-
временный социальный или политический миф
отражает ее свойства и особенности, но в то
же время, отличаясь явным иррационализмом,
имеет характеристики, свойственные мифоло-
гии. Кроме того, современный миф сближается
с мифом традиционным прежде всего по сход-
ству методов воздействия на общественное со-
знание, поскольку апеллирует в основном к бес-
сознательному, действует на уровне эмоций, не
требуя рационального критического отношения,
то есть рассчитывает на нерефлексивное воспри-
ятие и безоговорочную веру.
Следует также отметить, что процессы ми-
фотворчества могут происходить неосознанно
и спонтанно. Это характерно для массового со-
знания, которое из-за своей малой рефлексив-
ности и некритичного восприятия информации
представляет собой питательную почву для воз-
никновения и распространения разного рода со-
временных мифов. Особенно отчетливо данная
тенденция проявляется в периоды крупных соци-
альных кризисов. В подобных условиях наблюда-
ется ремифологизация культуры. Мифология для
дезориентированного сознания выполняет тера-
певтическую функцию, становится «укрытием»
от неприятной действительности. Массовое со-
знание в данных условиях неосознанно воспро-
изводит мифологические мотивы.
Но подобные явления нельзя назвать ми-
фотворчеством в полном смысле этого слова.
Различные мифологические мотивы и символы
в данном случае воспроизводятся неосознанно
в форме разрозненных фрагментов культурного
опыта, фольклорных традиций, художественно-
го творчества и т. д. Спонтанно возникая и так
же неожиданно исчезая, они неспособны само-
стоятельно сложиться в завершенную строй-
ную систему. Для этого необходима целена-
правленная рациональная рефлексия и интел-
лектуальная работа. А. Н. Кольев замечает по
этому поводу: «В политическом мифе есть, не
может не быть рациональной подкладки»
5
. Это
еще один пример того, что современная мифо-
логия является результатом идеологической
практики. Мифологические символы и сюжеты
могут сознательно использоваться идеологами,
а могут бессознательно воспроизводиться мас-
совым сознанием. В частности, о необходимо-
сти различать разновидности данных процес-
сов мифотворчества говорит Н. С. Автономова:
Современный миф как результат взаимодействия традиционной мифологии и идеологии
15
«Мифотворчество может быть результатом бес-
сознательной имитации и осознанной рекон-
струкции, следствием навязывания мифопо-
рождающих представлений о действительности
или косвенного внедрения в сознание готовых
мифов, построенных идеологами и предна-
значенных для массового употребления. Миф
как способ переживания и объяснения жизни
и миф как художественная реконструкция, миф
как продукт коллективного творчества (фоль-
клор) и миф как плод индивидуальной творче-
ской фантазии – это, конечно, весьма различ-
ные явления. Отождествлять их нельзя»
6
. Но,
в то же время, спонтанные процессы мифот-
ворчества вполне могут стать частью идеоло-
гической практики. В этой связи вспоминают-
ся слова Е. Я. Режабека: «Направить обыденное
сознание массового человека в нужное власть
имущим русло – вот главная задача мифотвор-
чества как в ХХ в., так и в наши дни»
7
. Таким
образом, когда мы говорим о существовании со-
временного мифа, мы не имеем в виду, что это
существующий в современных условиях самый
изначальный миф. Это рационализированный
миф, трансформировавшийся в символическую
форму. Мифологические символы могут воспро-
изводиться в массовом сознании спонтанно, но
стать социальным или политическим мифом они
не способны, для этого необходима рациональ-
ная рефлексия.
Исходя из всего вышеизложенного, можно
сделать ряд выводов. Во-первых, все сказан-
ное подтверждает непреходящий и универсаль-
ный характер мифа как культурного феномена.
«Осколки» некогда целостной системы тради-
ционной мифологии продолжают существовать
в различных сферах культуры. Во-вторых, со-
временные мифы, в частности политические
мифы, являются результатом взаимодействия
идеологии и традиционной мифологии, говоря
точнее – ее рационализированного варианта.
Примечания
1
Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа. М. : Ин-т ми-
ровой лит. РАН, 2006. С. 163.
2
Элиаде, М. Аспекты мифа : пер. с фр. М. : Акад.
проект, 2010. С. 28.
3
Полосин, В. С. Миф. Религия. Государство. М. :
Ладомир, 1999. С. 42–43.
4
Автономова, Н. С. Разум. Рассудок.
Рациональность. М. : Наука, 1988. С. 195.
5
Кольев, А. Н. Политическая мифология: Реализация
социального опыта. М. : Логос, 2003. С. 130.
6
Автономова, Н. С. Указ. соч. С. 235.
7
Режабек, Е. Я. Мифомышление (когнитивный ана-
лиз). М. : Едиториал УРСС, 2003. С. 235.
Достарыңызбен бөлісу: |