Абай (Ибрагим) Кунанбаев(Кунанбайулы) (29июля (10 августа) 1845 – 23 июня (6 июля 1904)) – великий казахский поэт, основоположник новой казахской письменной литературы и казахского литературного языка, философ, просветитель, демократ, историк, переводчик, композитор, общественный деятель.
Биография Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился 29 июля (10 августа по новому стилю)1845 г. в урочище Жидебай Чингизского междугорья вблизи Семипалатинска Западно-Сибирского генерал-губернаторства (ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области). При рождении мальчику было дано имя Ибрагим (Ибраһим – имя арабского происхождения, возникшее как форма имени библейского пророка Авраама), однако прозвище Абай данное любимому внуку бабушкой Зере (Абай – каз. «внимательный», «осторожный»), впоследствии стало его признанным именем.
Отец Абая – Кунанбай Ускенбаев был крупным скотовладельцем, главой тобыктинского рода, старшим султаном Каркаралинского окружного приказа. Мать будущего поэта Улжан происходила из рода каракесек племени аргын. Дед Ускенбай (Оскенбай) и прадед Иргизбай (Ыргызбай) также принадлежали к местной знати, были знатными родоправителями и биями рода тобыкты подрода олжай племени аргын Среднего жуза.
Памятник бабушке Абая Зере. с. Калбатау, Жарминский район, Восточно-Казахстанская обл. Скульптор Татаев Е. Фото: Поломошновой Л. 2016. – URL: https://rudnyi-altai.kz/pamyatnik-babushke-zere/.
Писатель М.О. Ауэзов в статье «Абайдың өмірбаяны» («Автобиография Абая») (1944), которая является одной из четырех написанных им автобиографии поэта и мыслителя, приводит интересные биографические сведения о бабушке поэта Зере: «Мать КунанбаяЗере была женщиной мягкого нрава. В возрасте 72 лет 1850 г. Оскенбай скончался. Зерепережив супруга, дожила до 90-летнего возраста. В детские годы будущего поэта все сородичи его бабушку, из глубокого уважения, называли «старая бабушка» («кәрі әже»)» [1, с. 65] (перевод – автора). Зере, как знаток многих легенд и сказаний казахского народа, сыграла большую роль в духовном воспитании внука. В 2016 г. благодарные потомки соорудили ей памятник в ее родных местах – в с. Калбатау Жарминского района Восточно-Казахстанской области [2].
Мать будущего поэта Улжан была второй из четырех жен Кунанбая, происходила из рода каракесек того же племени аргын. Она была острой на язык, но во многом схожа на свою свекровь: мудростью, добротой, знаниями устного фольклора казахов. Абай в детстве заслушивался легендами и преданиями из их уст, а в ответ зачастую декламировал стихи матери и любимой бабушке, уже немного оглохшей, прямо в уши, чтобы «вылечить» ее от глухоты. Третьей женщиной, принимавшей участие в воспитании Абая, была Айгыз, третья жена Кунанбая, которая жила в одном ауле с Улжан. По словам М. Ауэзова, Абай, который считался сыном для двух матерей, получил тогда прозвище «Телқара» [1, с. 65].
Отец Абая Кунанбай (1804–1886) был человеком не простым, со сложным характером, одновременно твердым, но и щедрым, глубоко религиозным, но и понимающим необходимость светского образования. Он отличался красноречием, меткими выражениями, которые подхватывали в народе, был почитаем среди населения. Назовем несколько фактов из жизни Кунанбая, характеризующих его многогранную личность. В конце 1840-х годов с разрешения русской пограничной заставы открыл мусульманскую школу для казахских детей, пригласив муллу Габитхана Габдыназарулы, где получили образование и его сыновья. Позже Кунанбай счел необходимым обучить одного из своих сыновей – Халилуллу в Омском кадетском корпусе и московском военном училище. Кунанбай на свои собственные средства в 1849 г. в Каркаралинске построил мечеть. Уже в возрасте 70 лет он совершил практически подвиг для того времени – поездку в Мекку для паломничества (1874–1875). Там для своих соплеменников он поставил дом «Тәкия», где можно было останавливаться на постой, выполняя один из столпов мусульманской религии [1, с. 69].
В раннем детстве Абай обучался у названного муллы Габитхана. С десяти лет продолжил обучение в медресе семипалатинского имама Ахмета Ризы, где в 1855–1859 гг. углубленно изучал восточные языки и литературу (арабский, персидский, турецкий). В медресе Абай выделялся среди сверстников своими способностями к учебе, тяге к знаниям, прилежанием. Обладая отличной памятью, он мог устно пересказать прочитанные книги, свободно переводил с арабского на турецкий. Уже тогда, помимо религиозной литературы, Абая привлекала восточная поэзия, в особенности творчество Навои, Физули, Низами, Саади и др. Отметим, что в 1992–1993 гг. к 150-летнему юбилею Абая медресе было отреставрировано и открыто вновь в качестве музея для посетителей, где выставлены книги, по которым обучался будущий поэт – учебники по географии и астрономии, языку и литературе, мусульманскому вероучению [3].
На третьем году обучения в медресе он параллельно посещал русскую приходскую школу. Светское образование, дополнившее религиозное, позволило будущему поэту ближе приобщиться к русской культуре. Его отец Кунанбай понимал необходимость знания русского языка для будущего главы рода.Именно в Семипалатинске Абай сделал свои первые шаги в стихосложении в духе восточной и казахской поэзии: любовные посвящения, стихи-импровизации и пр.
Когда Абаю исполнилось 13 лет, его отозвали в родной аул привлекая в качестве бия при рассмотрении судебных дел. Решение Кунанбая отозвать сына из города не было случайным, а было продиктовано необходимостью подготовки себе замены на должность будущего правителя рода, т.к. из всех своих сыновей только в Абае он видел те качества, столь необходимые для этого почетного статуса: наблюдательность, живой ум, ораторские наклонности, твердость характера. Общение подростка со знатоками казахского обычного права, веками установленных обычаев и традиций, ораторами-златоустами, перемежавшими свои речи при судопроизводстве пословицами и поговорками, повлияло на его духовный и личностный рост. Абай, с детства знакомый с творчеством жырау Шортанбая Канайулы, Дулата Бабатайулы, Бухар Калкаманулы, черпал мудрость из их толгау, т.е. стихотворений-раздумий. В особенности впечатлило его произведение Шортанбая жырау «Зар заман», в котором подверглась критике колониальная политика Российской империи, ликвидация ханской власти в Казахстане. Абай лично был знаком также с Биржан салом Кожагулулы, прославленным акыном и композитором Среднего жуза, чьим песням он обучил свою младшую и любимую жену Айгерим [1, с. 111]. Общался Абай и с другими прославленными акынами Среднего жуза – Асетом, слепой женщиной-акыном Ажар, Кемпирбаем, которые вдохновляли его на создание собственных песен.
Уже в 20 лет Абай снискал уважение среди соплеменников своими знаниями и не по годам мудрыми решениями по разрешению межродовых споров. Однако не всем его соплеменникам нравилась деятельность Абая, у его отца и у него были противники, которые писали жалобы русской администрации. В 1872–1873 гг. Абаю пришлось несколько месяцев находиться под следствием по 12 судебным делам в Семипалатинске, где он вновь уже в 29 лет обратился к занятиям русским языком.
Несмотря на это, Абай продолжил свою деятельность в качестве бия. В 1875 г. был избран волостным Коныр-Кокшекской волости, где проработал до 1878 г. В мае 1885 г. Абай принял участие в работе чрезвычайного съезда биев под контролем генерал-губернатора В.С. Цеклинского в местечке Карамолы на берегу реки Шар Семипалатинской области, на котором было принято «Положение Карамолы» («Семей қазақтары үшін қылмысты істерге қарсы заң ережесін»), включающее 93 статьи по обычному праву казахов в условиях Российской империи. Текст этого исторического документа, впервые письменно зафиксировавшего право у казахов, в составлении которого принимал великий поэт, был впервые опубликован в первом номере журнала «Абай» в 1990 году [4, с. 67]. На этом съезде 100 биев собравшиеся от 5 уездов области избрали Абая верховным бием (төбе би), имевшим решающий голос при решении судебных дел.
В июле 1890 г. в ходе поездки на заседание совета биев по разрешению земельного спора между Мукырской и Шынгызской волостями, Абай подвергся нападению в урочище Кошыбек Семипалатинской области, где получил серьезные телесные повреждения за свою судейскую деятельность. Недруги поэта не могли смириться с авторитетом Абая как бия, поэта, просветителя, общественного деятеля, имевшего друзей среди русских революционеров-демократов и сочувствовавшего борьбе кавказских народов против царизма (многие из политических беглецов принимались в ауле Абая). В 1897 г. в ауле Абая в Жидебае был произведен обыск приехавшими жандармами во главе с полицмейстером г. Семипалатинска по доносам врагов поэта во главе с Оразбаем, обвинивших в антиправительственной деятельности и называвших его «смутьяном среди народа», «врагом белого царя» и т.д. [1, с. 158]. Интриганы добились раскола в семье Абая, настроив против него родного брата Такежана, травили они и учеников великого поэта, стремясь лишить его опоры. Зависть, интриги, вероломство врагов негативно влияли на Абая, отняли у него много энергии и жизненных сил, которые он мог бы использовать для творчества.
После долгих лет самообразования, уже умудренный жизненным опытом и в рассвете жизненных сил, к сорока годам он приступил вновь к литературному творчеству в качестве поэта. Однако нельзя сказать, что все эти долгие годы Абай абсолютно ничего не творил. М. Ауэзов в биографии поэта отмечает, что, будучи бием, Абай все время писал стихи короткого жанра – эпиграммы, шуточные стихи, посвящения первой возлюбленной Тогжан, приглянувшимся молодым девушкам – Асие, Рахиле и пр. Сам он тогда серьезно не относился к этим стихотворениям, не записывал их на бумагу, поэтому многие были позабыты [1, с. 90].
На мировоззрение казахского поэта и мыслителя оказало влияние гуманистическая философия и поэзия Востока (Ибн Сина, Алишер Навои, Низами и др.), европейская литература, в особенности русская классика, а также революционно-демократическая мысль Российской империи благодаря общению с политическими ссыльными в г. Семипалатинске – Н. Долгополовым, Е. П. Михаэлисом, С. Гроссом. С революционным демократом Михаэлисом, близко знавшим Н.Г. Чернышевского, Абай познакомился в 1880 г. в библиотеке Семипалатинска, которое переросло в крепкую дружбу. Абай уважал Евгения Петровича за его неутомимый труд по изучению гидрографии Семипалатинской области, выпуск в качестве редактора газеты «Семипалатинские областные ведомости», широкую эрудицию в области европейской и русской философии, литературы. Благодаря общению с русским другом в долгие зимние вечера в Семипалатинске, где будущий поэт всегда проводил время с декабря по март, Абай стал читать системно и целенаправленно, расширяя свой кругозор учениями Аристотеля, Сократа, Спинозы, Дарвина, Спенсера, произведениями Толстого, Лермонтова, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Гете и Байрона, А. Дюма. В то время сюжеты знаменитых романов Дюма «Три мушкетера», «Королева Марго» стали известны в Казахской степи в устном изложении Абая Кунанбаева.
С подачи Михаэлиса в 1886 г. Абай стал членом Семипалатинского областного статистического комитета. И Михаэлис, который более сорока лет, вплоть до своей кончины жил в ссылке сначала в Семипалатинске, затем в Усть-Каменогорске, и адвокат Гросс и врач Долгополов неоднократно гостили в ауле Абая по его приглашению [1, с. 91].
1886–1889 гг. стали очень плодотворными в жизни поэта, когда он сумел перевести на казахский язык стихотворения Пушкина, Лермонтова, а также писал собственные произведения. С этих пор Абай стал подписывать свои творения собственным именем, а не именем ученика и друга Кокбая Жанатайулы. По словам М. Ауэзова, первым стихотворением с авторством Абая было «Лето» (1886) [5, с. 148]. Только за один 1889 г. из под его пера вышло 25 стихотворений различной тематики, которые отражали зрелость поэта и мыслителя, имевшего большой багаж знаний, опыта и желания творить для своего любимого народа. С 1890 г. и до конца жизни Абай предпочитает поэтическому жанру прозаический, увлекшись созданием «Слов назиданий» («Ғақлия»), которые станут своеобразным завещанием поэта потомкам.
У Абая были три жены – Дильда, Айгерим и Еркежан, на которой ему пришлось жениться по законам аменгерства у казахов, после смерти младшего брата Оспана, от которых имел 10 детей: 7 сыновей и 3-х дочерей. От Дильды, предком которой был Казыбек би – Акылбай, Акимбай, Абдрахман, Магауия, Гульбадан и Райхан; от Айгерим: Турагул, Мекаил, Изкаил, Кенже. Троих из своих детей – Абдрахмана, Гульбадан и Магауию – поэт обучал в русской школе в Семипалатинске, к сожалению, в связи со слабым здоровьем дочь и Магауия не смогли продолжить образование, а Абдрахман поступил в г. Санкт-Петербурге в Михайловское артиллерийское училище.
Старший сын Акылбай пошел по следам отца и оставил после себя романтические поэмы «Дагестан», «Зулус». Самый любимый сын Абая Магауя был также талантливым поэтом, он написал поэмы «Медгат-Касым» о борьбе египетского раба со своим хозяином, «Шамиль» о главе дагестанского национально-освободительного движения на Кавказе. Учениками Абая являлись также Кокбай Жанатайулы (1864–1927), главным трудом которого считается поэма «Сабалақ» о борьбе Абылай хана против жонгар, Шакарим Кудайбердыулы (1858–1931), который был племянником Абая, воспитывался в его ауле после ранней смерти отца, он был автором поэм «Қалқаман-Мамыр», «Еңлік-Кебек», которые были написаны во многом под влиянием Абая.
Судьба детей Абая сложилась трагически: Акимбай умер в семилетнем возрасте, двое сыновей Абдрахман (1868–1895) и Магауя (1870–1904) умерли в 27 лет и 34 года, что тяжелым ударом легло на плечи поэта, ненамного пережил отца и сын Акылбай (1861–1904), а другие дети впоследствии были репрессированы советским режимом в 1930-е годы. Старший сын от Айгерим Турагул как член партии «Алаш» дважды (1922, 1927 гг.) подвергался аресту со стороны советской власти, а в 1934 г. умер в ссылке в Сарыагаше. Его младший брат Мекаил был расстрелян в Семипалатинской тюрьме в 1931 г. без суда и следствия. Дочери Райхан и Гульбадан также скончались в 30-е годы [6]. Преждевременная смерть от продолжительной болезни самого любимого сына Магауи, талантливого поэта, на которого Абай возлагал большие надежды, подкосила здоровье Абая. Справив сороковины по любимому сы