МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АУЭЗОВА
КАФЕДРА: «ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА»
РЕФЕРАТ
Тема: «Абай Кунанбаев о
проблеме нравственного воспитания»
Дисциплина: «Абаеведение»
Выполнила: Абу-Атила
Линда И.
Приняла: Бибулова.М.
Группа: ЭФ22-3Р.
СОДЕРЖАНИЕ :
1)
Условие стать человеком в творчестве Абая.
2)
Положительные качества человека и нравственные обязанности.
3)
Общегумманистические позиции Абая.
4)
Поэт о значении труда в жизни человека.
5)
Культ сердца в понимании Абая.
Каждый народ имеет духовные и нравственные опоры.
Одной из таких фундаментальных опор в сознании
казахского народа является творческое наследие
выдающегося просветителя Абая Кунанбаева. В его
произведениях максимально отражены традиции народного
творчества и осмысление
проблем общества.
Абай – один из величайших гуманистов прошлого. Воздействовать на умы и чувства
людей, обновлять общество средством поэтического слова, глубокое уважение к
достоинству человека – вот что характерно для Абая-гуманиста.
Не для забавы я слагаю стих, Не выдумками наполняю стих, Для чутких слухом, сердцем
и душой Для молодых я свой рождаю стих, -так сам Абай определил предмет своего
творчества. Да, именно к молодёжи – к будущему своего народа, а в его светлое будущее,
несмотря ни на какие сложности своего времени, великий мыслитель, поэт просветитель-
демократ не терял своей веры, утверждая: «Кто не испытывал зла? Теряет надежду лишь
безвольный… Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно…
Разве после суровой многоснежной зимы не приходит весна цветущая, многоводная,
прекрасная?!». Одно из «Слов» он заканчивает мыслью «И думаю, что может быть, и
хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее». Если обратиться к
педагогическим взглядам Абая, формировавшимся в прошлом столетии, то в них
отражены основополагающие общечеловеческие
проблемы педагогической теории и
практики.
Вот некоторые из них: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век, Лишь
знанье светоч сердец… »
Хотя Абай не писал специальных философских и педагогических трудов, но почти все без
исключения произведения пламенного наставника молодёжи пронизаны нравственно-
этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравственные идеалы и мудрость
трудового народа, на творчество казахской народной интеллигенции – акынов и
композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада.
Актуальны сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и
нравственных ценностей в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о
«божественной предопределённости» морали. По мнению Абая, человек не рождается с
какими-то готовыми качествами личности. Все
понятия о добродетели, все правила
поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Он призывает молодых:
Не кидайся на всё сгоряча, Дарованьем своим гордись: