Байжума Гульнара Биляловна



Pdf көрінісі
Дата08.02.2017
өлшемі427,27 Kb.
#3655

Байжума Гульнара Биляловна 

магистр истории, 

старший преподаватель 

кафедры истории Казахстана 

АО «Казахский агротехнический 

университет им. С. Сейфуллина» 

г. Астана, Республика Казахстан 

ХАНСКАЯ ВЛАСТЬ В КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ 

Аннотация: в статье дается характеристика власти хана в Казахском 

ханстве.  Автором  уделено  внимание  основным  функциям,  особенностям  и 

традициям,  касающимся  правления  ханов.  Положение  и  их  роль  в  кочевом 

казахском обществе. 

Ключевые слова: Ханская власть, Курултай, адат, ханский совет. 

В начале XVIII в. политическая структура казахского общества и судьба эт-

нообщинного сообщества невольно впали в кризис, который был последствием 

нападений  со  стороны  Джунгарии  и  агрессивной  политики  России  и  Цинской 

империи. В двух строфах заключен не только военно-политический кризис того 

времени,  но  и  завоевательная  тактика  и  политические  методы  тех  стран.  Не-

смотря  на  это,  казахское  общество  придерживалось  традиционного  политиче-

ского строя и процесса социального развития. 

Два вида власти, являющиеся составной частью степной цивилизации: по-

литическая и потестарная системы указывают на то, что формирование и разви-

тие  казахской  государственности  корнями  уходит  в  глубокое  прошлое.  Казах-

ское ханство XVIII в. является историческим социально-политическим строем, 

вобравшим в себя степные традиции государственности. Если примером госу-

дарственности любого этноса является признание верховной власти законной, то 

известно, что казахское общество было этносоциальным организмом с усовер-

шенствованным  сословным  строем.  Высшая  государственная  политическая 

власть  сосредоточивалась  в  руках  ханов  и  султанов.  Из  древних  памятников 


тюркского и монгольского народов известно, что должность «хана» была свой-

ственна  обоим  народам.  В  труде  Курмангали  Халида  слово  «хан»  по  смыслу 

было близко арабскому «эмиру», «падишаху». «Хакан» стоял выше хана и соот-

ветствовал западному «императору». О казахских правителях сведения встреча-

ются в русских документах. В словаре Брокгауза – Ефрона о ханской власти го-

ворится: «Хан – титул правителя татароподобных восточных народов, ранее, воз-

можно, назывался каганом» и рассматриваются институты ханской власти и его 

осуществление. 

В казахском обществе ханами были харизматические личности. Харизма с 

греческого  обозначает  «божий  дар»,  в  казахском  означает  «божий  дар  для 

народа», «священная личность». Что означали эти слова для народа? Известный 

просветитель Ч. Валиханов пишет: «Казахи много значения придают святости, 

они считают священными некоторые природные явления, огонь, птиц и живот-

ных, предметы быта. Почитание этих вещей приводило к счастью и богатству, а 

несоблюдение традиций и обрядов – к нищенству». Значит, благодать приносила 

народу счастье и богатство [1, с. 20–21]. 

Как и все другие потестарно-политические объединения кочевников, Казах-

ское ханство характеризовалось лабильностью, дискретностью и непрочностью 

сложившихся в нем связей между разными субъектами социальных отношений. 

Следствием этого было то, что очень часто на территории всех трех казахских 

жузов одновременно и параллельно было несколько ханов, которые находились 

во главе наиболее крупных родоплеменных групп казахов. 

Многие исследователи казахских институтов власти XVI–XIX вв. предпо-

читают, как нам представляется, совершенно справедливо употреблять по отно-

шению  к  их  истории  понятие  «Казахские  ханства»,  а  не  «Казахское  ханство», 

имея в виду, прежде всего, пульсирующий и обратимый характер всеобщей ин-

теграции номадного социума. 

Однако, говоря о частом пребывании на «белой кошме» в одно и то же время 

в каждом из трех жузов или даже в пределах одного жуза сразу нескольких ханов, 

необходимо иметь в виду, что у казахов до начала 80-х гг. XVIII в. существовал 



институт так называемого «старшего хана», который выполнял интегрирующую 

функцию по отношению ко всем ассоциативным группировкам на всей террито-

рии обитания кочевников. 

Генезис государственной системы управления Казахским ханством прошел 

длительную историческую эволюцию. На особенность государственной системы 

управления оказали большое влияние исторически сложившиеся политические 

традиции кочевых государств. Вся история изучения номадических культур не 

могла опровергнуть научный тезис о «расплывчатости и неопределенности» по-

нятия кочевой государственности. 

Безусловно, это зависит от уровня современной историко-правовой науки. 

Мы должны понимать, что имеем дело со специфичной политической культурой, 

и наше современное научное знание, сформированное на основе лучших тради-

ции советской науки и западноевропейской исторической мысли, сегодня неспо-

собно более объективно оценить и осмыслить политическую систему номадов. 

Возможно, более системные и комплексные исследования в недалеком будущем 

будут способны ответить на многочисленные вопросы историко-правовой науки. 

Современная казахстанская наука ведет активные поиски путей, решений науч-

ных  проблем,  касающихся  нашего  исторического  прошлого.  Например,  боль-

шую работу проводит Институт востоковедения при Академии Наук Республики 

Казахстан, ведущие ученые, различные научно-исследовательские центры, лабо-

ратории и т. д. [2, с. 145–147]. 

Эволюция  форм  политической  системы  в  Казахском  ханстве  шла  через 

обособление. Мы не должны забывать, что не все современные территории Ка-

захстана, в изучаемый период входили в состав Казахского государства. Казах-

ское  государство  возникло  на  этнической  основе  нескольких  государств, –  Ак 

Орды (Белая Орда), Могулистана, Ханства Абу-л-Хайыра (государство кочевых 

узбеков) и Мангытского Йурта. Данный фактор сыграл определенную роль при 

развитии не только социально-этнической, но и политической системы. 

Казахское  ханство,  безусловно,  является  феодально-монархическим  госу-

дарством с сохранением отдельных признаков военно-потестарных государств. 



Полномочия главы государства выполнял хан. Казахские ханы выбирались 

по линии Урус-хана (чингизида-джучида). Это дает нам право утверждать, что 

политическая система в государстве носила закрытый характер. Институт хан-

ства предполагал как право наследственной передачи государственной власти, 

так и прямые выборы хана из числа законных претендентов. При этом большую 

роль  играла  аристократическая  знать,  поддерживавшая  силой  своих  родов, 

т. е. политического электората того или иного претендента на высшую государ-

ственную должность. 

На успешную политическую карьеру правителя немалое влияние оказывали 

родоплеменные объединения, во главе которых стояли султаны (впоследствии 

эти объединения будут сформированы в триальную систему «жузы»). Поэтому 

хан не мог не учитывать мнение народного большинства. 

Ханская власть была подконтрольна представительному органу Курултай 

(съезд султанов, аристократической элиты и авторитетных личностей родовых 

общин, собирался раз в году и решал государственные вопросы стратегического 

направления): 

 

заключение мира; 



 

объявление войны; 



 

правовое регулирование и перераспределение пастбищ; 



 

вопросы оказания материальной и социальной помощи в тяжелые засуш-



ливые или «джутовые» годы; 

 



участие через представителей в выборе хана (в зависимости от политиче-

ской ситуации мог вынести на повестку вопрос недоверия главе государства – 

хану). 

Несмотря на определенную подконтрольность ханской власти, ее практиче-



ски можно назвать монархической, в силу больших полномочий правителя госу-

дарства. 

Например, в функции хана входили

 



защита от внешних врагов; 

 

полноправное руководство всеми военными соединениями государства, с 



ведением боевых действий, планирование стратегической разведки; 

 



полный контроль и определение внешнеполитического курса государства; 

 



выполнение функции верховного судьи; 

 



функция обеспечения общественного правопорядка и безопасности. 

Сроки исполнения государственных полномочий ханской власти не ограни-

чивались, вследствие чего, многие правители после смерти Касым-хана злоупо-

требляли им [3, с. 515]. 

Избрание любого хана сопровождалось инаугурационными мероприятиями 

и народными праздниками. Существовал обряд восшествия на престол или пере-

дачи ханских полномочий. Для этого при большом скоплении народа, аристокра-

тической знати и войска, хана троекратно поднимали на белой кошме. С этого 

момента он считался вступившим на должность, а сам обряд означал о призна-

нии подданства всем населением государства. Все полномочия и права хана опи-

рались на древние традиции организации политической власти и на нормы обыч-

ного права тюрков-казахов. 

Согласно «адату», хан имел следующие права: 

 



право распоряжения всей территорией государства; 

 



право объявления войны и заключения мира (здесь необходимо было со-

гласование с Курултаем, но хан действовал через советников биев, которые были 

представителями  Курултая,  и  между  созывами  имел  право  самостоятельного 

принятия решений); 

 

право  приема  послов  и  отправления  посольских  делегации,  заключения 



договоров; 

 



право  законодательной  инициативы,  которое  порой  переходило  в  право 

толкования; 

 

право применения военной силы для решения внутриполитических про-



блем, и право принудительного выполнения подданными законов государства; 

 



право личного военного руководства всеми воинскими соединениями гос-

ударства. 



Высшим государственным органом Казахского ханства признавался Курул-

тай (Маслихат). Курултай кроме выше перечисленных полномочий по решению 

стратегических  государственных  вопросов,  выполнял  функцию  государствен-

ного органа ответственного за сохранение паритета государственных и частных 

интересов. Здесь, как нам кажется, наблюдается связь Курултая с древнейшими 

военно-потестарными народными собраниями кочевников. 

Курултай выполнял функцию высшего государственного законодательного 

органа. Именно на этом собрании вносились всевозможные изменения в действу-

ющие нормы обычного права казахов «адат», т. е. Курултай обладал правом за-

конодательной  инициативы  и  практически  выполнял  функции  современного 

Парламента, являясь самым представительным органом государства (хотя функ-

ции Курултая были весьма широкими и выходили далеко за пределы законода-

тельной деятельности). 

При ставке хана был постоянно действующий совещательный орган – Хан-

ский совет. В этот государственный орган входили бии как профессиональные 

знатоки права и судебного процесса, особо доверенные люди в лице руководите-

лей  султанских  политических  группировок,  военные  полководцы  и  батыры. 

Один из биев при Ханском совете выполнял функцию главного советника хана. 

Для  осуществления  исполнительной  власти  хан  при  ставке  имел  аппарат 

государственных  чиновников.  Ханский  аппарат  исполнительной  власти  имел 

свои подразделения в зависимости от направления работы. Одни службы кон-

тролировали выполнение военных указов, другие ведали почтовой службой гос-

ударства,  фискальными  органами,  исполнением  судебных  решений  и т. д. При 

исполнительном аппарате государства был целый штат толмачей, знатоков ино-

странного языка, которые пели международную переписку и сопровождали по-

сольства как переводчики. Особое положение занимал государственный орган – 



«дуан» выполнявший канцелярские функции и ведал государственным делопро-

изводством. 

К исполнительному государственному аппарату не имея прямого отноше-

ния,  определенными  государственными  полномочиями  обладали  религиозные 



чиновники муфтии, имамы и муллы. Они выполняли важную миссию при реги-

страции браков, занимались освидетельствованием смерти человека или его рож-

дения. 

Согласно политическим традициям, при дворе – резиденции хана было со-



средоточено и военное ведомство, которым управлял кто-либо из ближайшего 

окружения (взрослые сыновья, родственники, доверенные султаны или же про-

фессиональные военные батыры, зачастую имеющие свои дружины и опыт веде-

ния боевых действий и военного руководства). Хан имел своих личных телохра-

нителей, и они подчинялись только ему. 

Казахское ханство создавалось как централизованное и независимое госу-

дарство, хотя в отдельные периоды управление и территориальная целостность 

были нарушены от установленных норм. Государство, несмотря на ее ярко вы-

раженный классовый, феодальный характер при административном построении 

использовало родоплеменную структуру, о которой мы говорили, как о военно-

потестарных объединениях в пределах Казахского ханства [4, с. 312]. 

Крупными административными делениями являлись улусы аймаки султа-



нов-чингизидов. В первой половине ХVІ века на территории Казахского ханства 

было 3–4 улус-аймака. В пределах этих административных делении, правители 

султаны  имели  все  полномочия  для  исполнения  не  только  политической  воли 

правителя государства, но и сами были полновластными хозяевами? и организо-

вывали  социально-экономическую  и  политическую;  жизнь  общества.  Все  жи-

тели улуса-аймака были подданными казахского хана, и на основании этого об-

лагались налогом, различными повинностями, а мужская половина была военно-

обязанной. Ответственным перед ханом на территории улуса-аймака за ведение 

государственных дел были лично султаны. Каждый улус-аймак делился на мно-

жество племенных и, родовых делений. Самую маленькую административную 

единицу Казахского государства составлял аул. В каждом административном де-

лении  управление  делами  велось  местной  аристократией,  в  лице  беков,  биев, 



баев-старшин, которые отчитывались перед правителем улус-аймака султаном. 

Казахское государство создавалось на территории со смешанной экономи-

кой и с широкими природно-географическими зонами. Это также повлияло на 

административно-политическое устройство государства. Большая часть террито-

рии государства лежало в зоне крупных рек, где традиционно было развито зем-

леделие и городская культура с ремесленными и торгово-ростовщическими по-

селениями. На этих землях управление было более усложненным. Безусловно, 

все они входили в какие-либо улус-аймаки. Однако, в городах управление осу-

ществлялось через наместников – амиров (беки), которые зачастую имели боль-

шие привилегии и напрямую подчинялись самому хану. Причина такого поло-

жения возможно в том, что с одной стороны, города были местом постоянной 

торговли и внешних связей через купцов, послов, поэтому играли важную роль 

в жизни казахского общества, с другой города облагались в отличие от степных 

скотоводческих регионов специфичными видами налогов, и находились в зоне 

геополитических притязаний враждебных соседних государств. 

Кроме территории улус-аймаков были протекторатные регионы, где поли-

тическая власть была подконтрольна казахским чанам (например, Мангытский 

Йурт, кыргызские племена). Внутренняя политика здесь проводилась аристокра-

тическими слоями местной знати. 

На сегодняшний день в силу недостаточности письменных источников, мы 

не можем более конкретно анализировать внутреннюю структуру тех или иных 

государственных органов Казахского ханства. Реализация властных полномочий 

чиновниками осуществлялась на основе устного степного права и прямого назна-

чения уполномоченного лица ханом. В целом анализ системы государственно-

политического управления Казахского ханства, дает нам основание утверждать, 

что  новое  государственное  строение  переработало  исторически  сложившиеся 

механизмы государственного управления на территории средневекового Казах-

стана, и выработало мобильную, многослойную, политическую культуру в этом 

направлении [5]. 



 

 

Список литературы 

1.

 



Бикенов  А.  Xанская  власть  в  казахском  обществе  //  Қазак  тарихы.  – 

2000. – №3. – С. 20–21. 

2.

 

Кудайбергенов К.Ч.  История  государство  и  права  Республики 



Казахстан. – С. 145–147. 

3.

 



История Казахстана: с древнейших времен до наших дней. – Т. 2. – 517 с. 

4.

 



Асфендияров С.Д. Қазақстан тарихы (көне дәуірден). – А., 1995. – 312 с. 

5.

 



Кәрібаев Б.Б. Қазақ хандығының құрылуы // Қазақ тарихы. – 1995. – №4, 

5, 6. 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет