О
бщ
ес
тв
о
1
УДК 130.2 [7.046.1+78]
ББК Ю 87.66
е.в. Рочняк
МиФ и МузыкА кАк ОснОвОпОлАГАющие
кОМпОненты культуры
Миф и музыка являются объектом исследования многих наук, прежде всего, философии,
культурологии, социологии и политологии, каждая из которых по-своему пытается оп-
ределить их место и роль в истории и культуре. Особое развитие при этом получают
прикладные исследования их способностей внушать, кодировать, направлять и регули-
ровать. Цель данной статьи – проанализировать манипулятивные возможности мифа
и музыки. В работе доказывается, что мифологически окрашенное восприятие реаль-
ности характерно для любой эпохи, но особенно оно актуализируется в эпоху перемен. А
в связи с тем, что музыка как метаискусство тесно связана с мифотворчеством, то она
может быть использована для сознательного изменения представлений о мире.
Ключевые слова:
миф, музыка, мифотворчество, массовое сознание, манипуляция сознанием, мировос-
приятие, структурообразующий компонент культуры.
Рочняк Е.В. Миф и музыка как основополагающие компоненты культуры // Общество. Среда. Развитие. – 2016, № 3. – С. 41–44.
© Рочняк Елена Владимировна – кандидат философских наук, доцент, Горловский институт иностранных языков, г. Горловка
(Донецкая Народная Республика); e-mail: lero1981@yandex.ru
Сегодня мы все чаще наблюдаем про-
цесс актуализации определенных мифо-
логических атрибутов. Имеет место по-
вышенное внимание к языческим веро-
ваниям, оккультизму, магии, астрологии,
уфологии, паранормальным явлениям. В
общественном сознании мир снова напол-
няется сверхприродными силами, духами,
реставрируются древние и создаются но-
вые мифы, формируются целые концеп-
ции, основанные на мифологическом вос-
приятии и направленные на объяснение
как частных явлений, так и целого мира.
Отчасти данная ситуация обуславли-
вается кризисными явлениями экономи-
ческого, политического и культурного ха-
рактера в современном обществе. Человек
пытается адаптироваться к изменчивой
ситуации, ориентируясь прежде всего на
интуитивные формы восприятия. Созна-
ние апеллирует к мифу, находит в нем цен-
ностные ориентиры цивилизации. Миф
констатирует и конституирует картину
мира, становится концентратом само- и
миропонимания. Он отрешает человека от
частных событий, находит в них общий,
символический, архетипический смысл.
В этом ракурсе испытания, страдания
становятся понятными и оправданными.
Они соответствуют определенным нормам
и порядкам, правомочность и ценность ко-
торых не подвергается сомнению.
Эта идея встречается в работах Ф. Ниц-
ше, который констатирует потребность че-
ловека в иллюзии и фикции, что выступа-
ет своеобразной идеологической опорой.
«А без мифа, – пишет философ, – всякая
культура теряет свой здоровый творческий
характер природной силы: лишь обстав-
ленный мифами горизонт замыкает целое
культурное движение в некоторое закон-
ченное целое. Все силы фантазии и апол-
лонических грез только мифом спасаются
от бесцельного блуждания. Образы мифа
должны незаметными вездесущими де-
монами стоять на страже; под их охраной
подрастает молодая душа, по знамениям их
муж истолковывает себе жизнь свою и бит-
вы свои; и даже государство не ведает более
могущественных неписаных законов, чем
эта мифическая основа...» [3, c. 128]. Мифо-
сознание и мифотворчество преодолевают
территориальные и временные границы,
выступают идеальной побудительной си-
лой общественного поведения. Эмоцио-
нально-чувственная, ассоциативная форма
постижения действительности характери-
зуется непосредственностью, целостнос-
тью восприятия и реагирования. Миф и
символ – порождение иррационального
начала – сегодня отлично сочетаются с ра-
ционально-критическим подходом. Совре-
менный миф объединяет иррациональное
и рациональное, идеальное и реальное. Он
становится более открытым и подвижным.
В теориях массовой коммуникации
(Р. Барт, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Х.М.
Мак-Люэн, Э. Тоффлер) миф соотносится
с механизмом манипулирования обще-
ственным и массовым сознанием, насаж-
дением определенных стереотипов мыш-
ления, поведения, потребления и моды.
В современном мире теория и практика
манипулирования имеют широкое приме-
2
О
бщ
ес
тв
о.
С
ре
да
. Р
аз
ви
ти
е
¹
3
’2
01
6
нение. Технология глобального, государ-
ственного манипулирования предполагает
систематическое внедрение в обществен-
ное и массовое сознание идеологических
и политических мифов. Искусственные
мифы составляют фундамент иллюзорной
картины мира, создаваемой современны-
ми манипуляторами. Смоделированная
реальность имеет и обратный эффект:
формируются подсознательные установки,
которые под влиянием времени или опре-
деленных обстоятельств воспринимаются
уже как собственные мотивации человека.
Общественное сознание связано с массо-
вым сознанием, или сознанием определен-
ных масс, социальных групп. Как правило,
исследователи рассматривают массовое
сознание как особый вид общественного
сознания. «Новейший электронный фило-
софский словарь» [4] определяет массовое
сознание как деперсонализированное, шаб-
лонное сознание представителей развитого
индустриального общества, которое фор-
мируется под влиянием средств массовой
информации и стереотипов массовой куль-
туры. Исторически это одна из форм доте-
оретического миропонимания, основанная
на одинаковом жизненном опыте людей,
занимающих одинаковое место в социаль-
ной иерархии и включенных в однотипные
структуры практической деятельности. Его
основные установки представляют собой
набор эмоционально-образных суждений и
конкретно-практических моделей поведе-
ния. В отличие от примитивного «стадного»
массовое сознание имеет сложную структу-
ру, является своеобразным подсознанием
общества, аккумулирует значительный слой
неявных мировоззренческих моделей и сце-
нариев поведения разного происхождения и
направленности: от авангардно-инноваци-
онных до радикально-деструктивных. Из-
начально, на дорефлексивном уровне фор-
мируется определенный набор ожиданий
и приоритетов, который потом дополняет-
ся рационально-теоретическим началом,
придающим мировоззрению логичность,
системность и целостность. Иначе говоря,
массовое сознание базируется на наличных
формах социальной практики, имеет свое-
образный творческий потенциал, который
находит свое выражение в форме потреб-
ностей и ожиданий определенной общности
и несет соответствующие изменения в сферу
социальной и культурной жизни.
Господствуя в сфере коллективного
бессознательного, миф легко проникает в
массовое сознание. Во-первых, масса руко-
водствуется более иррациональным – чувс-
твом, чем рациональным – разумом. Она
мыслит образами, воспринимает модаль-
ности и крайности, поэтому эффективно
срабатывают архетипичные конструкции
мифа (мы–они, свой–чужой, герой–враг,
добро–зло). Во-вторых, массовое сознание
характеризуется отсутствием критичнос-
ти, снижением уровня ответственности.
В свою очередь, миф удовлетворяет бессо-
знательное влечение к пассивности, осво-
бождает от необходимости делать выбор,
поскольку модель поведения предрешена.
Он не предусматривает свободы. Он связы-
вает субъекта обетом верности священному
первоисточнику (судьба, воля богов, закон
кармы, национальный дух). Это своеобраз-
ный механизм превращения возможного в
неминуемое, свободы в необходимость, то
есть суггестии и манипуляции. Подчеркнем
еще раз. Миф – не специфическая форма
массового сознания, но его неотъемлемый
атрибут. И миф, и массовое сознание вы-
полняют нормативную функцию, утверж-
дают определенные принципы и правила
поведения, служат гармонизации представ-
лений о мире и месте в нем человека.
Уже во времена древних цивилизаций
социальная и политическая элита использу-
ет возможности искусства для руководства и
манипулирования обществом. С появлени-
ем новых видов и технических средств роль
искусства лишь возрастает. Огромное значе-
ние в этом деле имеет музыка. Способность
оказывать глубокое воздействие на разных
уровнях психики делает ее тонким и не-
обыкновенно эффективным инструментом
суггестии. Ни одно общество, ни одна со-
циальная группа не обходятся без музыки.
Более того. Каждый человек имеет опреде-
ленное отношение к музыкальной культуре.
Форма этого отношения-участия (активная
или пассивная), потребность в разных му-
зыкальных стилях и жанрах – другой воп-
рос. Большую часть информации об окру-
жающем мире человек получает благодаря
зрению, а не слуху. Тем не менее, звуковые
раздражители являются более активными,
чем все остальные. Их тяжело избежать, они
быстро утомляют нервную систему. Музыка
как никакой другой вид искусства базирует-
ся на воображении. Соединение двух гиб-
ких сфер, чувства и воображения, наиболее
уязвимо для манипулятивного влияния.
Человек артикулирует свое внутрен-
нее «Я» через внешние формы, в числе
которых находится искусство в целом и
музыка в частности. Музыка соединяет в
себе универсальное и уникальное. В ней
естественно объединяются инвариантные
интонационно-семантические элементы
со свободой их трансформаций. Данный
факт позволяет музыке выражать как на-
иболее общие идеи и чаяния всего чело-
О
бщ
ес
тв
о
3
вечества, так и индивидуальные черты и
настроения конкретного человека. Музы-
ка не только фиксирует, тиражирует и пе-
редает психологические характеристики,
но еще и воздействует на них, стимулирует
их появление, направляет и динамизиру-
ет. Она являет собой феномен, связанный
с априорным самоощущением и позицио-
нированием человека в мире. Поэтому ее
можно рассматривать и как элемент, и как
средство построения и раскрытия мифа.
Миф является исторически первой фор-
мой общественного сознания, музыка – од-
ной из древних форм коммуникации. Их
использование с целью тайного влияния
носит естественный характер и дает макси-
мальный эффект. Естественно, в процессе
исторического развития, смены культурных
эпох изменяются представления об устройс-
тве мира, о месте в нем человека, о принци-
пах морали и поведения. Миф и музыка
как специфическое отражение реальности
также эволюционируют. Соответственно,
каждая историческая эпоха имеет свой миф
и свою музыку, создает или трансформирует
уже существующие. Достаточно вспомнить
использование идеологами Третьего Рай-
ха творчества Л. ван Бетховена и Р. Вагне-
ра, провозглашение их своими духовными
предтечами. Действительно, в творчестве
этих композиторов присутствует национа-
листический момент, идея создания спло-
ченной немецкой нации. Р. Вагнер не толь-
ко не скрывает, но и подчеркивает факт того,
что его произведения призваны воздейство-
вать на массовое сознание с целью формиро-
вания единого национального нарратива.
Однако там нет радикализма, ведущего к
шовинизму, антисемитизму, расизму, фа-
шизму. С другой стороны, такого рода фак-
ты служат доказательством того, что музыка
является не нейтральным, а значительным
фактором в определении ценностей и норм
поведения. Музыка Р. Вагнера способствует
объединению немецкой, Э. Грига – норвежс-
кой, Ф. Листа – венгерской нации, Ф. Шопен
верит в то, что именно его музыка освободит
Польшу от гнета российского самодержа-
вия. В самой России на этот период прихо-
дится активная деятельность М.И. Глинки,
А.С. Даргомыжского, композиторов «Могу-
чей кучки», П.И. Чайковского, основателей
русской классической музыкальной школы.
Р. Вагнер и Ф. Ницше одними из первых,
если не самыми первыми, акцентируют со-
отношение мифа, искусства, в частности,
музыки, и манипуляции сознанием. Первый
являет собой уникальную фигуру художни-
ка, пытающегося осознать механизмы воз-
действия искусства на широкую аудиторию
и с успехом использующего данные механиз-
мы в своем творчестве. Ф. Лаку-Лабарт пи-
шет: «Иначе говоря, сегодняшняя политика
подразумевает, что мы можем обеспечить
себе собственное место в истории только со-
знательным порождением (и насаждением)
мифов, которые пытаемся назвать своими
собственными. Ясно, что на этот путь броса-
ет свою до сих пор гигантскую тень фигура
Вагнера [1, c. 215–216]». Второй создает фи-
лософскую концепцию, рассматривает миф
как неотъемлемую часть человеческого со-
знания, разделяет общество на избранных
и массу, признает необходимость сознатель-
ного мифотворчества первых для вторых. В
мифе он видит принципы мироустройства,
спасение европейской культуры от гибели.
В творческом процессе Ф. Ницше выде-
ляет две «художественные силы, прорываю-
щиеся из самой природы», два «художествен-
ных инстинкта природы»: аполлоническое
и дионисическое начала. С одной стороны,
это «мир сонных грез», совершенство кото-
рого не находится ни в какой зависимости
от интеллектуального или эстетического
развития человека, с другой стороны, это
«действительность опьянения», которая
также не обращает внимания на отдельного
человека, стремится уничтожить, освобо-
дить его мистическим ощущением единс-
тва. Каждый творец – лишь подражатель,
либо аполлонический художник сна, либо
дионисический художник опьянения, либо
одновременно художник и сна, и опьяне-
ния. Развивая эту мысль, философ относит
музыку к дионисическому началу, мощной
хтонической силе, сердцевине всего сущего.
Это непосредственное проявление воли, ме-
тафизическое начало, вещь в себе. Она по-
буждает к образованию символического об-
раза мира и придает этому образу высшую
значимость. То есть, музыка порождает и
наиболее адекватно выражает миф. Ниц-
ше пишет: «Трагедия всасывает в себя вы-
сший музыкальный оргиазм и тем самым
приводит именно музыку, как у греков, так
и у нас, к совершенству; но затем она ставит
рядом с этим трагический миф и трагичес-
кого героя, а этот последний, подобно могу-
чему титану, приемлет на рамена свои весь
дионисический мир и снимает с нас тяготу
его; между тем как, с другой стороны, она,
при посредстве того же трагического мифа,
в лице трагического героя способствует на-
шему освобождению от алчного стремления
к этому существованию, напоминая нам о
другом бытии и высшей радости, к которой
борющийся и полный предчувствий герой
приуготовляется своей гибелью, а не свои-
ми победами. Трагедия ставит между уни-
версальным значением своей музыки и дио-
нисически восприимчивым зрителем неко-
О
бщ
ес
тв
о.
С
ре
да
. Р
аз
ви
ти
е
¹
3
’2
01
6
торое возвышенное подобие, миф, и возбуж-
дает в зрителе иллюзию, будто музыка есть
лишь высшее изобразительное средство для
придания жизни пластическому миру мифа.
Опираясь на этот благородный обман, она
может теперь дать волю своим членам в ди-
фирамбической пляске и, не задумываясь,
отдаться оргиастическому чувству свобо-
ды, – на что она, будучи только музыкой и
не располагая указанным обманом, не могла
бы решиться. Миф обороняет нас от музы-
ки – и, с другой стороны, только он и при-
дает ей высшую свободу. В благодарность
за это музыка приносит в дар трагическому
мифу такую всепроникающую и убедитель-
ную метафизическую значительность, какой
слово и образ, без этой единственной в сво-
ем роде помощи, никогда не могли бы до-
стигнуть; и в особенности при ее посредстве
трагическим зрителем овладевает именно
то, упомянутое нами выше, уверенное пред-
чувствие высшей радости, путь к которой
ведет через гибель и отрицание, так что ему
чудится, словно с ним внятно говорит сокро-
веннейшая бездна вещей [3, c. 117–118]».
По нашему мнению, интерес к творчест-
ву Р. Вагнера и Ф. Ницше обусловлен слож-
ной, глубокой проблематикой, уникальным
подходом, отношением к мифу как вечно
живому началу, философией жизни. Попыт-
ки демифологизировать и десакрализиро-
вать мир, свести проявления человеческого
духа к исключительно рациональному вос-
приятию действительности, которые восхо-
дят к новоевропейской интеллектуальной
традиции, должны были привести к пол-
ной дискредитации мифа. Однако результа-
том данных попыток становится осознание
того, что миф и его объективация в искус-
стве является необходимым условием твор-
ческой самореализации человека, поиска
и обретения смысла жизни. Мифотворче-
ство – это всегда создание ценностно-смыс-
ловой системы, основы мира. Художник яв-
ляется своеобразным медиумом, который
соединяет прошлое, настоящее и будущее,
открывает или акцентирует новые перс-
пективы. Немецкие мыслители предлага-
ют собственное видение мифа и музыки, их
целей и возможностей в социокультурном
пространстве. Под влиянием их идей воз-
никает новое отношение к мифу и музыке,
сознательно и активно начинают использо-
ваться их суггестивные возможности.
Миф и музыка отражают национальную
психологию, которая содержит координиро-
ванную систему идейно и эмоционально на-
сыщенных образов, проявляющуюся как в
мировоззренческих, религиозных, философ-
ских теориях, концепциях, преданиях, про-
изведениях искусства, так и в повседневном
укладе, традициях, обычаях и культах. Миф
и музыка близки человеку. К. Леви-Стросс
обращает внимание: «Бодлеру принадлежит
глубокое замечание о том, что хотя каждый
слушатель воспринимает произведение по-
своему, можно тем не менее констатировать,
что «музыка вызывает в различных мозгах
аналогичные идеи» (р. 1213). Иными слова-
ми, музыка и мифология вызывают в слуша-
телях работу общечеловеческих (commune)
ментальных структур [2, c. 33–34]». Они во
многом определяют жизненные приорите-
ты человека и общества. Для них характер-
на динамика, а не статика. Они одновремен-
но вызывают и мысли, и чувства, не только
отражают, но и конструируют реальность,
не только приспосабливают, но и изменяют
человека, общество и мир.
Мифологическое и музыкальное твор-
чество является наиболее древним и на-
иболее распространенным видом челове-
ческой деятельности. Миф и музыка пре-
одолевают территориальные и временные
границы, господствуют в сфере индивиду-
ального и коллективного бессознательно-
го, гармонизируют представления о мире,
выступают нормативной и побудительной
силой поведения человека и общества, яв-
ляют собой структурообразующий компо-
нент культуры.
И миф, и музыка тесным образом связа-
ны с суггестией и манипуляцией индивиду-
альным и общественным сознанием. Одни-
ми из первых в истории философии эту вза-
имосвязь акцентируют Р. Вагнер и Ф. Ниц-
ше. В своих произведениях они открывают
и подчеркивают потенциал мифа и музыки,
возможность и необходимость сознательно-
го, целенаправленного мифологического и
музыкального творчества, которое карди-
нально изменяет само- и мировосприятие.
список литературы:
[1] Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta (Фигуры Вагнера) / Пер. с фр., послесловие и примечания В.Я. Лапицко-
го. – СПб.: Аксиома, Азбука, 1999. – 224 с.
[2] Леви-Стросс К. Мифологики: В 4 т. / Пер. с фр. З. Сокулер. Т. I: Сырое и вареное. – М., СПб.: Универ-
ситетская книга, 1999. – 406 с.
[3] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Воля к влас-
ти / Пер. с нем. И. Минакова. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2003. – С. 5–138.
[4] Новейший электронный философский словарь. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://fil.vslovar.
org.ru/664.html
Достарыңызбен бөлісу: |