Косозенская культура, наряду с Египтом, развивалась параллельно, со своими отличительными чертами и Совсем не похож на Египет. Во время войны, торговли в сопредельных государствах шел вопрос обмена. Но, хотя культура способствовала друг другу, они не повторяли друг друга. Как следует из названия косозенской культуры, географическое положение рек Тигр и Евфрат расположенный в центре, был очень неприемлемым местом для жизни. К сожалению, у них отличие от египтян, каменный материал был очень дефицитным и создавал свои произведения искусства,архитектурные здания не могли быть такими же вечными, непоколебимыми, как у соседей.
Поэтому они осуществляли на своих стройках, используя местный имеющийся материал. Искусство, дошедшее до нас из Косозенской культуры под влиянием существовавшей параллельно Египта. Ведь все постройки из глины,иногда строили из жженого кирпича. Это очень важно для населения, которое находится посреди двух рек было неловко, неловко. Когда вода поднималась, эта территория постоянно омывалась водой. Именно поэтому кирпич, лесоматериалы являются основным строительным материалом. Заселение территории косозена началось еще со времен неолита. Хотясоздание племенных союзов, к 3000-летию со дня рождения шумерских и аккадских племен с постоянным заселением территории. Образован на территории косозена первым городом-государством был Шумер. Мы говорим, что город-это государство, потому что это один город в рамках которого было создано государство. Шумерцы получили одно большое название,несмотря на то, что он имеет в своем этническом составе одну общность, в его составе Ур, Лагаш, Ниппур, было много маленьких городов. В том числе и в формировании шумерской культуры городов имеет свою роль. Один служил политически,другой служил в армии. Такие города, как Лагаш, Ур были центром культуры и искусства. Однако их объединение в один центр вскоре, не выдержав отпора аккадцев, был вынужден сдать власть Шумерская страна расположена в недрах реки Ефрат в 3000 году до нашей эры. В строительстве впервые использовались арки, купола, гравировка, фриз, стеклообои, каменная долота, металлическая отделка; между ними солома, камыш, глины, керамические кирпичи, а так же было широко распространенно строительства домов из деревянных деталей. Дома были четырехугольные, двухэтажные, с внутренним двором, с навесным садом. Проложили водопроводные трубы. В центре города расположено гигантское здание в честь Господа предводителя. Вместе с архитектурой они развили скульптуру.
Шумерская культура и искусство несмотря на то, что длиЛлся недолго, после скебя оставил множество памятников искусства. Один из них - «УР штандарт». Две прямоугольные пластины соединяя друг с другом по сторонам трапециевидную форму еще двумя пластинами, от трех ярустов стоял. Каждый ярус служил по-своему. Именно в этом Ур египтяне знали, какая одежда была на первом этапе развития, кто руководил властью и тут мы наблюдаем, как он становится немного больше, чем другие. В самом верхнем ярусе в большом объеме изображен царь.У них королевский культ был не таким важным, как у египтян.Здесь важен Бог. Огромную роль сыграло постоянное богослужение. Поэтому в памятниках, дошедших до нас из шумерской культуры, часто можно встретить статую поклоняющихся людей. Такой культ скульптуры, одетый в юбку из овчины создателя получили название «адоранта». У них глаза были изображены крупным. Так как они не закрывая глаз, день и ночь поклонялись Богу, как будто из за силы и мощи бога выражение явственно отражают беспомощность и страх человека перед богом .Такие же образы мы можем встретить и у штандарта Ур. Пусть в живописи, пусть в скульптуре шумерцы максимально округляют форму человеческого тела и делают его эффектным . Ведь пытались донести что в таком настроении, под таким влиянием находится человек перед Богом