В этническую и кросс-культурную



бет1/126
Дата02.09.2023
өлшемі4,37 Mb.
#105893
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   126
Байланысты:
Лебедева ВВедение в крос-этно психологию



Институт этнологии и антропологии РАН им. Н.Н.Миклухо-Маклая
Институт национальных проблем образования Министерства образования Российской Федерации


Н. М. ЛЕБЕДЕВА
ВВЕДЕНИЕ
В ЭТНИЧЕСКУЮ
И КРОСС-КУЛЬТУРНУЮ
ПСИХОЛОГИЮ


Москва, "Старый сад", 1998


ГЛАВА 1
НАУКИ О СВЯЗИ КУЛЬТУРЫ И ПСИХОЛОГИИ


Обилие этнических культур столь велико и многоцветно, что не случайно первоначально наука о них называлась этнографией, т.к. невозможно было подсту­питься к такому многообразию иначе, как описывая отдельные, поразившие внимание исследователей, черты иной. невиданной прежде, культуры.
Но и в самых первых, робких описательных опытах уже присутствует сравнительно-культурный (или кросс-культурный) анализ, т.к. любая новая, ншш. культура рассматривалась через призму знакомой, своей культуры, сравнивалась с ней и оценивалась прежде всего по параметрам отличия-сходства.
Описания росли и накапливались и на определенной стадии, как это всегда происходит в науке, потребовали более глубокого теоретического анализа, и у многих исследователей появилась потребность более четко структурировать многообразие культурного мира по определенным параметрам. Разделились этнология как наука о законах происхождения и развития этнических общностей и культур; культурология - наука, изучающая культуру как "чистое" явление, вне зависимости от обществ и отдельных индивидов, в нее входящих. Появились психологическая антропология (на стыке психологии и культурной антропологии), изучающая влияние культуры на психологию (особенно личность и мышление) и кроссл гльтурная психология, исследующая отдельные психоло-] нческие функции, параметры и законы в сравнительно-ьультурной перспективе: а как это происходит в других культурах ?
Также возникли междисциплинарные дифферен­цирующие подходы к измерению культур, как, например, юление культур на индивидуалистические и коллекти­вистские^ мискулинньге и феминные. открытые и закрытые и | .л. Некоторые основания для упорядочивания культур­ного многообразия более универсальны и применимы к "ольщему числу культур, другие - менее универсальны и голее конкретны, но тем не менее, при сравнении культур но многим из этих параметров возникали целостные комплексы взаимосвязанных культурных свойств или 'гобенностей, обычно появляющихся вместе, и это говорит г пользу того, что исследователи интуитивно нащупали
•|| кую ось отличий культурных миров друг от друга.
Кроме того, это подтверждает и прямо противопо-г.кную идею - идею культурного единообразия мира, его | ', '[ьтурного единокровия, когда отдельные культуры
•. I ничаются друг от друга лишь разными мозаиками одних ' тех же культурных элементов, которые в разных •чгтаниях создают абсолютно новые феномены, особые и п юстные культурные миры.
Происхождение культурного и этнического много-.' .г:1зия все еще остается волнующей загадкой, разгадывать
••и)рую человечеству предстоит в течение всей его земной '• ||'рии. В данный момент мы находимся в процессе этой г юкательной работы и можем в срезе современного нам |.|\чного знания посмотреть, что же известно человечеству по собственном культурном многообразии, с каких
•чиций изучаются и интерпретируются добытые научные
' 1КГЫ.
В западной научной мысли изучением культур шнмается культурная антропология, а изучением связи \ п.гуры и психологии - психологическая антропология и ;'. 'ГС-культурная психология, и изучает культуры (в нашем "пимании этнические культуры).
В отечественной научной традиции (ведущей свое начало от европейской философской мысли) аналогичные явления изучает этнография или этнология и чаще, чем культуры, в ней употребляется понятие этносы или этнические общности, а изучением связи этничности и психологии занимается этническая психология.
Попробуем сравнить эти два понятия и подхода. Предмет исследования психологической антропологии, кросс-культурной психологии и этнической психологии в самом общем смысле один и тот же - изучение психологических особенностей индивида (или группы людей). обусловленных этнической или культурной принад­лежностью. Однако, в исторической перспективе и конечных целях исследования, а также - в теоретических подходах этих дисциплин есть некоторые существенные особенности.
Психологическая антропология ведет свое начало с 30-х годов XX столетия, когда она возникла как междисциплинарное направление исследований ''культура и личность", отражая желание культурных антропологов проникнуть во внутреннюю, психологическую жизнь индивидов, обусловленную их культурной социализацией.
С 60-х годов это направление исследований оформилось в научную дисциплину с названием "психологическая антропология", яркими представителями которой были Р.Бенедикт, М.Мид, К. Клакхорн, Р. Линтон, К.Дюбуа и др. Основным предметом этой дисциплины является изучение того, как человек мыслит, чувствует, эмоционально реагирует и действует в условиях разных культур (Белик А.А.,1993). Отличием этой дисциплины является то, что она зародилась внутри культурной антропологии и служила развитию и обогащению прежде всего этой отрасли знаний.
Кросс-культурная психология - это прежде всего отрасль психологической науки. Одно из последних определений кросс-культурной психологии, данных в книге Д.Берри, Я. Пуртинга, М.Сегалла и Р.Дасена звучит так:
"Кросс-культурная психология - это изучение сходств и
10
различии в психологии индивидов, принадлежащих к ||||||1ым культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологи­ческими и биологическими особенностями, а также -и •учение современных изменении этих различии." (Веггу ,Т. П 111,1992).
В современных подходах в кросс-культурной психологии, наряду с фокусом на культурных различиях, подчеркивается фокус на поисках универсалий, т.е. того,
•ни. несмотря на культуру, остается универсальным в иппологии человека в разных культурах. Кроме того, во пнимание стали браться различия не только культурные. Кроме них стали исследоваться:
- биологические различия (в питании, генетических | и.'о0снностях, гормональных процессах), которые могут пикировать в группах людей внутри разных культур,
экологические различия, которые рассматривают
человеческие популяции в, процессе адаптации к их природной среде, базирующиеся на видах экономической ,и'и гельности ( охоте, собирательстве, земледелии) и т.д.,
кросс-национальные - т.е. изучение различных I. v ;н.'| урных групп внутри одного государства.
Последний подход в кросс-культурной психологии нинимается как собственно этническая психология. шучиющая группы, которые являются носителями "(ни инальных культур, в значительной мере отличающихся ><| основной культуры, и сохраняющихся в течение многих ""тлении после миграции.
Цели кросс-культурной психологии определяются [к 1 игдователями таким образом:
1) первая цель - "перенос и проверка", когда психологические теории и факты, полученные в одной культуре. проверяются "на прочность" в других культурах;
таким образом, происходит поиск как универсалий, так и г\ 'и.]у|)но-специфических психологических явлений.
2) вторая цель - исследовать другие культуры, чтобы открыть психологические особенности, которые отсутствуют в культуре исследователя.3) третья цель - что попытка объединив и интегрировать данные исследований, полученные в разных культурах с целью создать более универсальную психологию, теория и законы которой валидны для возможно большего числа культур
Такие психологические универсалии человеческого поведения, несомненно, существуют, как существуют они в биологии (питание, питье, сон), в социологии (доминиро­вание), лингвистике (грамматические правила), антропо­логии (семья, изготовление орудий) и т.д.
В настоящее время из узкой, скорее экзотической для психологии специальности кросс-культурная психопо1ия стала устоявшейся, интеллектуально-расцветшей отраслью, объединяющей десятки и сотни ученых из многих частей мира. В 1973г. в Директории Кросс.культурных исследова­ний и исследователей были указаны 1125 ученых Большинство из них было из университетов США и Европы, часть - из университетов стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многие из них входят в состав профессиональных организаций: Inetrnational Organization for Cross-cultural Psychology (1972), the Society for Cross-Cultural Research (1972). Исследования по кросс-культурной психологии сейчас являются приоритетными для "5 международных психологических журналов.
Таким образом, кросс-кули урная психология вырастает из двух устойчивых научных традиций: общей психологии, которая является дисциплиной индиви­дуального уровня и некоторых родственных дисциплин (например, антропологии), которые оперируют на популяционном уровне и получают свои данные, пользуясь естественными методами, чаще наблюдением.
Как уже было отмечено, основное огличие кросс-культурной психологии в том, что она - прежде всего отрасль психологии, поэтому в пей проверяются и разрабатываются прежде всего психологические теории и законы, психологическими же методами ведется поиск универсалий и культурной специфики.
В последние годы специалисты в области кросс-культурных исследований призывают больше внимания
12
уделять теории, организующей и направляющей исследование (Шихирев П.Н., 1997). Многочисленные |мпирические факты, полученные исследователями, сами по себе не предлагают стройных моделей и не способствуют пониманию причинного механизма влияния пупьтуры на поведение и психологические процессы. 1 серия необходима для того, чтобы интегрировать все добытые факты.
Известный авторитет в кросс-культурной психолоши Г.Триандис подчеркнул роль исследования культурной вариативности в следующем рассуждении: "Мы пытаемся развивать законы или связи в общей форме: у = f(x), в которой х - это характеристика поведения, отношение или убеждение отдельного индивида или группы, или общества и целом, а у - это реакции других индивидов на эти характеристики, отношение или убеждения. Исходя из »гого, мы находим частную функцию для данной культуры.
Логично спросить, может ли сходная функция быть получена в других культурах? Если ответ таков, что данная функция инвариантна во всех культурах, то это такая »м|1ирическая информация, которая существенна для развития теории. Если функция имеет параметры, поддающиеся влиянию культуры, мы хотим знать, насколько они поддаются этому влиянию и почему?
Знание того, что функция fl получена в культурах А, В и С, а функция f2 получена в культурах D, Е и F- это очень ценный факт, который позволяет, в частности, развить некоторые предположения о параметрах, по которым <)1личаются данные две группы культур, и высказать тпотезу об экологическом основании этого различия. В гною очередь, нахождение того факга, чю одна и та же функция приложима к резко отличным культурам, позоляет создать общую теорию "(Triandis. 1994)
Таким образом, Г. Триандис считает, что нико/кдсние универсалий во многих культурах - основная и; in, |>.ивития современных психологических теорий. Из щи ч можно сделать вывод, что культурные различия сами по себе не являются главной целью и главным интересом при развитии теории.
13
Некоторые исследователи считают, что все психологические теории должны включать набор характеристик, описывающих ситуации, в которых данная теория может быть приложима. Если теория или гипотеза проверена первоначально в одной культуре (например, в индивидуалистической культуре США), она может быть как приложима, так и не приложима в другой культуре (например, в коллективистской культуре Китая).
При первоначальной проверке гипотезы окружающие условия должны быть жестко зафиксированы, а затем изменены в дальнейших проверках, чтобы определить те условия, в которых гипотеза или теория не валидна. Эта процедура позволяет исследователям обусловить универсальность теории или гипотезы и важность условий эксперимента, что служит большей ясности и силе данной теории.
В этом пособии приведены результаты и теоретические интерпретации многочисленных кросс-культурных исследований, проведенных в разных куль­турах мира, Кросс-культурный подход набирает силу и масштаб, за ним богатые возможности получения новых фактов, и что особенно ценно, глубокого и всестороннего развития как уже существующих психологических теорий "среднего уровня" и создание новых метатеорий высокого философского уровня.
Этническая психология также наука синтетическая, междисциплинарная, имеющая, как минимум, двух родителей - этнографию (этнологию) и собственно психо­логию. и помимо этого, массу других близких родственников - социологию, культурологию, философию и т. д. То есть, скорее это наука социальная и объясняющая, чем сугубо экспериментальная. (Хотя те исследования, которые проводили Л. С. Выготский и А Р. Лурия в Средней Азии в 20-х годах - были в чистом виде исследования по кросс-культурной психолшии).
Этническая психология обрела свое первона­чальное рождение в лоне этнографии и целью ее было изучение психологических особенностей духовной
культуры народов Уже во второй половине XIX столетия формировались самые общие понятия этнопсихологии -1ь'и\опогия народов, национальный характер, народный дух и появился термин этническая или этнографическая психология! Т. Рибо. 1886).
Одновременно развивается и философско-исихологическое направление в этнопсихологии, связанное > именами X. Штейнталя, М. Лацаруса, В. Вундта. Г. Лебона и др Основным методом исследования в тот период был инализ проявлений человеческого духа в языке, обычаях. мифах, т. е в сфере духовной культуры разных народов.
Отечественная этническая психология в истори­ческом контексте связана с именами языковедов и in гературоведов Д. Овсянико-Куликовского и А. Потебни. инографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа I 111пста. В 1927 г. Г. Шпет издал книгу "Введение в этническую психологию", в которой дает определение этнической психологии как описательной науки, изучаю-nirh "дух народа" или "коллективные переживания".
Ключ к пониманию психологии народа, по мнению Illiicia - это его история, культура и конкретная пищальная действи-тельность, которые определяют | «держание коллективного духа нации. По-современному тучи] высказывание автора, что "...Россия с ее сложным ииическим составом населения, с разнообразием I'tHi.iypHbix уровней и характера народов представляет niiificHHO блаюприятные условия для разработки инической психологии" (Г.Шпет, 1996).
Эта идея в России стала реализовываться в многочисленных этносоциологических и этнопсихоло-1ических исследованиях с 70-х годов XX столетия, параллельно - в русле этнографии и этносоциологии ( Ю.В Лрутгонян, Ю.В.Бромлей, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева. НИ.Козлов. И С.Кон, БФПоршнев, Г.В. Старовойтова, Л Л Сусоколов и др.), и психологии (Г М.Андреева, 1) С Агеев, А.Г.Асмолов, В.М. Вызова, Б.А.Душков, Г У Кцоева-Солдатова, Н.М.Лебедева, В.П.Левкович, А.А.Ле-*1нн,св, А Б.Мулдашева, Л. И. Наумснко, В.Ф Петренко,
15
Т.Г.Стефаненко, А.В.Сухарев, П.Н.Шихирев, Е.И.Шлягина и мн. др.).
В настоящее время этническая психология переживает в нашей стране второе рождение; реалии нашей жизни стимулировали многочисленные эмпирические исследования на пространстве бывшего СССР, основной целью которых явилось изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических отношении, проблемы этнических меньшинств, миграций и аккультурации и другие, прежде всего, социально-психологические проблемы.
Наряду с этим профессиональные психологи в ведущих психологических центрах России ( МГУ, ИП РАН, СпГУ и др.) ведут этнопсихологические исследования, которые обогащают и развивают не только социальную психологию, но и общую психологию и психологию личности.
Перед нашей отечественной этнопсихологической наукой встает проблема поиска собственного лица, а оно, несомненно, есть. Это • стремление понять роль и значение этнической или культурной принадлежности в жизни как отдельной личности, так и целого народа.
В последние годы мы стали свидетелями многих тектонических сдвигов в наших культурах, когда наносные пласты исчезали в одночасье, а глубинные и пренебре-гаемые выходили на первое место. Как говорится в Евангелии, "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла"( Ев. от Марка, 12-10). Идеология материализма при объяснении современных этнических процессов во многом оказалась бессильна, и идеальные пласты духовного властно стали приковывать к себе пытливые и непредвзятые умы.
Из всех определений этноса психологам наиболее близко понимание сути этнического разделения людей как разделения, имеющего информационную (или когнитив­ную) природу. По мнению Арутюнова С.А. и Чебоксарова Н.Н. "...этносы представляют собой пространственно ограниченные "сгустки" специфической культурной инфор-
16
мации. а межэтнические контакты - обмен такой инфор-мацией" (Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н., 1972).
Подобные представления уходят своими корнями в понимание культуры, предложенное Максом Вебером - по его мнению, роль культуры заключается в придании смысла и значения отдельным человеческим жизням в окружающем бессмысленном универсуме. (Weber М., 1904/1956).
Современный психологический взгляд на роль культуры в жизни человека рассматривает культурные щи-дставления (верования, убеждения) как некие буферы mill преграды на пути стрессов, защищающие человека от гривмирующего осознания неизбежности смерти. (Solomon S d ill.,1991).
Близок к психологическому и социологический подход, изложенный в статье А.А.Сусоколова "Структур­ные факторы самоорганизации этноса" и основанный на шчшмании этноса как информационного фильтра. Ночрастание роли этничности в современном мире (в Противовес прогнозам 50-60-х годов о ее снижении) автор попеняет тем, что сложность новой информационной витуиции значительно опережает возможности людей адгипптио реагировать на эту ситуацию, в результате чего ввишкает острая потребность в "информационных фиш.трах", в частности, в обращении к этническим ценностям, представляющимся вечными и незыблемыми в Дурном потоке времени. (Сусокояов А.А., 1990)
Возрастание роли этничности в так называемые "(.мутные времена" - реакция на неопределенность (т.к. нетерпимость к неопределенности - одна из самых сильных психологических характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире). При разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения базальной потребности чпюнека в определенности на сцену выходит более древняя и уггойчивая форма информационного структурирования мира - этническая.
17
Эти проблемы выводят нас на давний спор двух направлении мысли в этнологии, объясняющих происхождение этничности или этнической идентичности. Представители первого направления, называемого примордиализм, объясняют этничность как врожденную характеристику, лежащую в основе группового (этнического) сознания и поведения. Некоторые ортодоксальные последователи этого направления считают, что этничность имеет биологические корни, а групповая этническая идентичность передается из поколения в поколение.
Представители второго, противоположного направления - инструментализма, полагают, что этничность ситуативна, изменчива и зависит от структуры общества. Этническая идентичность при этом может как возрастать, так и уменьшаться в зависимости от множества факторов, в том числе от умения политиков эффективно мобилизовать группу для достижения общих целей или отражения внешней угрозы. Некоторые инструменталисты (их еще называют структуралистами) считают, что этническая идентичность социально контруируется политическими элитами в борьбе за власть, т.е это очень изменчивое, подверженное манипуляциям и зависимое от ситуации явление группового сознания, а никак не врожденное и передаваемое от поколения к поколению.
Как показывает жизнь, ошибка любого спора, делающею его тупиковым, это постановка вопроса как "или-или". Но возможно подойти и с других позиций:
почему не "и-и"?
Результаты многих эмпирических исследований доказывают как устойчивость этнической идентичности, ее способность передаваться от поколения к поколению, так и ее изменчивость, способность "дремать" в латентном состоянии и акттивизироваться в ситуации межэтнического взаимодействия или общей внешней угрозы. Оба эти свойства никак не могут быть взяты по отдельности и быть точкой опоры в понимании природы и функций этнической идентичности. Она и реальна, и полифункциональна.
18
Это может относиться к любому психологическому феномену, подверженному влиянию культуры ингприятию, мышлению, особенностям личнос-ти, мсжгрупповому восприятию и поведению и т.д. Следует || [мстить, что этническая или кросс-культурная психология щшГюлее близко, в сравнении с другими дисциплинами ичл.ходит к решению подобных вопросов в своих игиериментальных исследованиях.
Развиваемый отечественной философской и научной фплицией подход к проблеме этничности близок к игниманию этнического разделения людей как имеющего игрукотворный характер, духовный смысл и пред­определение.
Такое понимание порождает особую серьезность и пипмательность к разделению явлений, механизмов и ншнюмерностей межэтнического взаимодействия, имею­щие естественный характер, от навязанных или ||1(1|||юцированнь'х извне с помощью политических | инфляции или манипуляций,
В поисках методологии этнопсихологических исследова­ний полезно обратиться к трудам русских религозных философов XX столетия, чей напряженный духовно-нравственный подвиг глубинного постижения смысла нацио-ипльной принадлежности в жизни человека, вызванный у многих из них насильственной разлукой с родиной, является одной из вершин мировой философии по данному вопросу.
Есть смысл привести в качестве примера некоторые из мыслей русского философа Ивана Ильина относительно пижности национальных корней в жизни человека для пггинного и глубокого межнационального общения и таимопостижения.
По И.Ильину, существует закон человеческой природы и культуры, согласно которому все великое может быть iK.riaHO человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада, поэтому философ предостерегает, что "нициональное обезличение есть великая беда и опасность в жижи человека и народа". Родина (т.е.осознанная пиическая или национальная принадлежность - Н.Л.), по мнению Ильина , пробуждает в человеке духовность,
19
которая может и должна быть оформлена как национальная духовность И только пробудившись и окрепнув. она сможет найти доступ к созданиям чужого национального духа Любить родину, по Ильину - значит, любить не просто "душу народа", т е его национальный характер, но духовность его национального характера " Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма Но тот. кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность Он знает, что великое русское - велико для всех народов, и что гениальное греческое - гениально для всех веков, и что героическое у сербов заслуживает преклонения со стороны всех национальностей, и то, что глубоко и мудро в культуре китайцев или индусов - глубоко и мудро перед лицом всего человечества. Но именно поэтому настоящий патриот не способен ненавидегь и презирать другие народы, потому что он видит их духовные силу и их духовные достижения." (Ильин И.А.,1993)
В данных мыслях заложен зародыш тех идей. которые получили свое научное оформление и развитие в конце нашего столетия в виде осознания важности наличия позитивной этнической идентичности как источника этнической толерантности в сфере межэтнического взаимо­действия и взаимовосприятия.
В исследованиях Дж.Берри и М Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражения готовности обмена идеями, установками или для участия в совместной деятельности. На основании факта, что позитивная этническая идентичность приводит к толерантности, а угроза этой идентичности - к нетерпимости и этноцентризму, ученые приходят к выводу: " Не может далее продолжаться такое положение вещей, что выживание определенных групп зависит от уровня их этноцентризма Реальная уверенность втаком вь[живании может явиться предпосылкой толерантности, которая может стать антитезой эгноцентризму" (Berry & Pleasants, 1984).
В исследованиях, проведенных в нашей стране, было выявлено, что в норме в групповом сознании существует
20
прочная устойчивая связь между позитивной этнической илснгичностью и этнической толерантностью, связь. подтверждаемая тесными корреляциями и являющаяся юциально-психологическим законом. В неблагоприятных юциально-политических условиях данная связь может ршрушаться или становиться обратной, активизируя механизмы психологической защиты, что выражается в росте негативных гетеро-стереотипов. этнической нетолерантности, этноценгризме (Лебедева Н М.. 1997)
Таким образом, к концу XX столетия получено |мпи|1ическое подтверждение философских идей, высказан­ных русскими религиозными философами в начале века. Vi,w обратиться к обзору теорий, которые используют шгчгсгвенные этнопсихологи в своих эмпирических |И1'||(-дованиях (модель социальной идентичности 11'джфела-Тернера. кризис личностной идентичности < 1риксона, иерархия потребностей А Маслоу, методи-ччгкиИ аппарат Крамбо, построенный на теории Франкла о ппигкдх личностью смысла жизни и др.) -все эти теории. Приложенные к проблемам трансформации этнической идгигичности, вольно или невольно исследуют глубинные ПЛйпь! личностной идентификации в этно-культурном щипсксте
Это-теории и методические подходы, связанные с процессами смыслообразования. Иными словами, совре-м»иные изменения социального контекста пробуждают в чшииеке поиски духовно-смыслового самоопределения, кшорые часто происходят в этно-культурном дискурсе. Irn - наиболее важная точка пересечения культуры и психологии.
В современном мире нередкой является ситуация утраты человеком внутренних связей и глубинного пони-мания своей собственной этнической культуры, что выра-«ке гся в неосознанных (а иногда и осознанных) внутренних конфликтах с ней. например, коллективистские нормы иуниуры иногда воспринимаются как внешне-навязанные нм|1Г|)(1тивы, не разделяемые самим человеком.
Об этом говорят и исследования психотерапевтов, в щи I нищее время наиболее часто психические нарушения
21
встречаются у выходцев ич межтнических браков и у представителей этнических меньшинств, т.е в случаях. когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность (и следовательно, существуют конфликт с культурой и этничностью)
В связи с этим задачи нашей науки на современном этапе можно сформулировать таким образом
1) формирование позитивной этнической и культурной идентичности.
Исследователю любой этнической культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека (особенно - механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной культуры, типы ее социальной органи­зации, принципов внутри- и внешнегруппового взаимо­действия.
Это необходимо сделать, чтобы человек, предста­витель данной культуры смог понять, наконец, нормы и правила своей культуры, действующие как вне его самого, так и на уровне архетипов - в нем самом, смог это увидеть и оценить, и сделать выбор с открытыми глазами, на основе своей личностной структуры ценностей и убеждений Это поможет ему в ситуации открытой и направленной на представителей его этноса интолерантности понять ее причины, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур - это непонятая обратная сторона очень ценных позитивных качеств.
Это - пути формирования стойкой и осознанной позитивной идентичности, которая является единственным надежным буфером как на пути этнической маргиналь-ности и психических расстройка, гак и на пути формиро­вания иррациональной этнической нетерпимости.
2) формирование этнической толерантности на групповом и личностном уровне
Для формирования и поддержания этнической толерантности необходимо искать пути взаимопонимания
22
и юждественности культур в их духовно-нравственных "снопах, потому что они - общие у всего человечества
Методы исследования могут при этом быть ||||'ч|ыми- методы психологической диагностики, например, я кросс-культурном преломлении дают сравнительную истину одних и тех же явлений. Однако этого мало - за ним должно следовать понимание и объяснение этих пгоПенностей через глубинную сущность данных культур -и 1дссь мало психологической диагностики, здесь нужны ч in логические и этнографические знания, знание истории к чиогенеза, а также - глубинный зондаж с помощью ичсственных методов и методов психосемантики-шк|>|.|гие смыслового пространства культуры, поля ее точении и кодов.
В этом проступает отчетливое различие между кшйдпой кросс-культурной психологией и отечественной пнопсихологией - Запад (за исключением отдельных hi | целователей) не ставит подобных задач, для российской мыгии поиски сути явлений - культурно-разделяемый Mini "Л жизни в этом мире.
Градиции эмпирической этнической психологии в Nlllldl стране только складываются, однако уже сейчас Мижни сказать, что они имеют свое особое лицо: это ИИсиедования сути происходящих изменений в идентич-Нвсти, ее корневой природы с целью формирования пшичипной этнической идентичности и этнической liuiepiiiiTHOc™ - двух главных "китов", на которых шфжится внутренний мир человека и окружающий его мир ("циилыюй реальности.
И если в западной кросс-культурной психологии пиичсская психология входит в состав кросс-культурной Dili rr небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот - кросс-»»гн.|У|ч"]й анализ является необходимым прикладным ЧЯгдчм. служащим основной цели - рлубокому понима­нии' и чГ> ьяснению психологической сути этничности в ilili iiiii индивида и общности, т.е. кросс-культурная ппшчпч и» внутри этнической.
23
В качестве рабочего определения этнической психологии на современном этапе ее исследований можно предложить следующее: этнопсихология - наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью, и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.
В данный момент этническая психология пережи­вает время дифференциации и рождения новых направ­лений и векторов своего развития.
Это и традиционные исследования межэтнического взаимодействия, разделившиеся на несколько ветвей изучение межэтнической напряженности и этноцентризма (Солдатова I У, Андрущак И. Б., Рыжова С. В и др.), транс­формации этнической идентичности в новых условиях (Стефаненко Т Г, Левкович В П. и др), проблемы этничес­ких миграций и аккультурации (Лебедева Н. М, Гриценко В. В. и др.), психосемантические исследования общественного сознания (Петренко В, Ф., Митина О. В, и др.) Кроме этого развиваются направления этнопсихологии личности- иссле­дования в области актуального этнопсихологического статуса личности (Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н и др), этнопсихотерапии и этнофункциональной психоло1ии (Брюн Е. А., Сухарев А. В., Тимофеева М. и др) и ряд других направлений, находящихся в стадии формирования,
Многочисленные эмпирические исследования, проводимые в России и странах ближнего зарубежья, несомненно, стимулируют и дальнейшее развитие этно-психологической теории, потребность в которой осознается как в науке, так и в реальной практике межэтни-ческо! о взаимодействия.
Несмотря на ю, что наука, занимающаяся пробле­мами связи культуры и психологии, называется в отечест­венной традиции этнической психологией, понятие куль­туры (как этнической культуры) является в ней операцио­нальным и важным понятием, т к. человек в процессе социализации усваивает именно культуру и она, таким образом, становится психологической реальностью.
Это мысль закономерно приводит к идее о тесной связи этнографии и психологии Согласно высказыванию
24
психологического антрополога Филиппа Бока, вся антропология-психологична, а вся психология- антропологична.
Эту точку зрения он подтверждает следующими рас­суждениями. Если определять антропологию как науку о человечестве, а психологию - как науку о поведении, становится ясно, что психология, имеющая дело со всеми ор1анизмами (от инфузории до человека) включает iin гропологию как частный случай. С другой стороны, если люди лишены какого - либо поведения, они не могут представлять интерес для антропологии
Лаже те антропологи, которые имеют дело с "ископаемым" человеком, пытаются реконструировать поведение наших предков, а современные антропологи используют материальные останки прошлых обществ для понимания их способов жизнеобеспечения, типов жилищ и политических отношений.
Также невозможно реально отделить культурные феномены от психологических, т.к этнология и психология нипшьзуют идентичные методы сбора данных. Обе начинают с наблюдения поведения, которое в очень 111И1.110Й степени подвержено влиянию культурных фаторов.
Антропология психологична еще и потому, что она гнииальная наука и имеет дело с людьми всего мира, которым свойственны различные уровни самосознания и (разные типы личности, что невозможно понять без типологического анализа.
К Клакхорн был убежден в том, что каждый антрополог должен сам пройти через психоанализ, прежде чем отправиться в "поле" за сбором этнологических данных, т.к. индивидуальные особенности самого исследо-вателя оказывают сильное влияние на наблюдение и ииюрпретацию этнографических данных. Помимо этого, сиь различия в мотивации, сензитивности, интеллекте и нравственных качествах, которые сильно влияют на i пособность ученого-антрополога преуспеть в ходе изучения lolo или иного народа", т к. люди склонны утаивать имчимую информацию от тех, кто им несимпатичен и кому "mi не доверяют. Бертран Рассел отмечал, что все данные, с
25
которыми имеют дело антропологи - психологические по своему характеру, т к являются опытами жизни отдельных индивидуумов
Но и вся психология, со своей стороны, культурно обусловлена. Невозможно назвать ни одной психоло­гической функции или процесса, который не нес бы отпечаток культуры, в которой росла данная личность Многие годы западная экспериментальная психология могла считаться этноцентричной, т.к. психологические законы имели тенденцию изучаться на представителях одной популяции. Однако и в то время крупные ученые признавали влияние социальных и культурных факторов на психику отдельных индивидов.
Это и 3. Фрейд, который утаерждал, что ''первичная психо-логия - социальная психология в индивидуальной жизни*', и Э Эриксон, писавший о влиянии истории и культуры на чувство личной идентичности, это и воззрения Рохера и Эдмонсона о соединении социальной структуры и индивидуальных стремлений в усвоении "первичных ролей", и культурно-историческая теория, равзивасмзя Л С.Выгот­ским, А.Р Лурией, А Н Леонтьевым и их последователями, и взгляды многих других ученых
Этническая и кросс-культурная психология обраща­ет особое внимание на способы, которыми основные ценности общества и культуры преломляются в сознании и поведе-нии ее представителей Эта проблема будет являться одной из основных в данной книге.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Этнография Этнология Культурология Культурная антропология Психологическая антропология Кросс-культурная психология Культурное единообразие мира Этническая психология Примордиализм и инструментализм
26

ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ


В американском английском слово "культура" используется во многих смыслах. Оно может означать расу, национальность или этничность, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и тд Это слово стало модным в США в последнее десятилетие и связано с такими понятиями как культурное разнообразие, культурный плюрализм, мультикультурализм. Если, например. в Японии употребить слово "культура"- японцы подумают в первую очередь об аранжировке цветов, в России о театре, музыке или манерах поведения.
Существует 6 основных классов определений культуры.
используемых в антропологической литературе (Kroeber & Klackholn,]952)
I Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, объясняющие культуру


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   126




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет