Этнопедагогикалық аксиология



бет1/2
Дата16.03.2023
өлшемі68,83 Kb.
#74940
  1   2
Байланысты:
ЭтноПедагогическое наследие и культура


Этнопедагогикалық аксиология (құндылық)


Духовно-педагогические ценности каждого народа, являясь неотьемлемым компонентом этнокультуры, в то же время служат основой для межкультурного диалога. Становится очевидным, что только на основе иной концепции возрождения, сохранения и развития всего комплекса традиционного культурно-педагогического наследия народа возможно эффективное функционирование национальных систем воспитания [Батурина Г.И. Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры. // Этнопедагогика № 5 сентябрь-октябрь 2007].
Духовное формирование личности ребёнка происходит путём присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и условия норм социально-этических отношений и общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в целом. Эти нормы чётко зафиксированы в народных традициях, нравственных проповедях религиозной культуры и выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, отношения, взаимоотношения, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечившие их выживание и активное функционирование. Выступая как коллективная память, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают, прежде всего духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
До недавнего времени в педагогической теории и практике недостаточно учитывались национальные особенности, традиции, обычаи, опыт народной педагогики. Вместе с тем, ещё ученый педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью» [Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы. - В 2-х тт./ Под ред В.Я. Струминского. - М.: Просвещение, 1987. – 679 с.,, с. 287].
Дав глубокий анализ системам воспитания ведущих стран мира всей эпохи, он пришёл к выводу, что общей системы воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. «У каждого народа, - писал К.Д. Ушинский, – своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» [Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы. - В 2-х тт./ Под ред В.Я. Струминского. - М.: Просвещение, 1987. – 679 с.,, с. 287].
Современными для нашего времени являются мысли великого педагога по достоинству оцененного историками как основателя народной педагогики, о том, что на воспитание большое влияние оказывает характер национальных особенностей, культура народа, его быт и история [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках. Она предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. Этнопедагогика предполагает изучение педагогики, традиционной культуры воспитания, этнической общности. Вполне естественно, народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики, в ней превалирует эмпирика, где много ценных фактов и оригинальных идей, но не целостной системы взглядов, обобщающей теории [Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы. - В 2-х тт./ Под ред В.Я. Струминского. - М.: Просвещение, 1987. – 679 с., с. 7-8].
Этнопедагогика, по определению Г.Н. Волкова, полнее, точнее передаёт содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, и нации, и народности, сказывающиеся, в конечном счёте, и в «общности психического склада той или другой этнической группы» [Волков, Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издат. центр «Академия», 1990. – 465 с.].
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом. А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, утверждает Г.Н. Волков, и должно стать основой создания этнопедагогики, как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, делает вывод педагог, этнопедагогика – наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части [Волков, Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издат. центр «Академия», 1990. – 465 с., с. 465].
Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической деятельности народа [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
Между народной педагогикой и классической (научной) педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя всё лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная (этническая) педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды (природной и социальной) на становление и развитие человека [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
К распространенным средствам народной педагогики относятся пословицы, поговорки, легенды, афоризмы и т.п. Именно эти виды народного творчества встречаются в повседневной жизни старшего поколения, когда те дают знание молодым о формах этике. Пословицы - «старина, не прошлое, а живой голос народа», «что ему надо сегодня и потребуется завтра». Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждает и одобряет в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, его ожидания и чаяниям. В народе бытует много пословиц и поговорок, все они направлены на улучшение нравственных качеств личности. Одним внушает любовь к природе родного края, к птицам, зверям, другие учат быть честными, трудолюбивыми, добрыми [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
Афоризмы и легенды тесно связаны друг с другом по своему воспитывающему характеру, они взаимозаполняют друг друга своим содержанием. Легенды можно услышать от родителей или старшего поколения в беседах, гостях или мужских домах (ранее практиковались дома, где свободное время от домашних забот собирались мужчины) [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкое дифференциация форм воспитания: пословицы – главным образом социально-этического, загадки – для умственного воспитания, песни – для эстетического, патриотического, сказки – для того и другого. Сказки могут быть направлены на формирование определенных черт характера подрастающего человека [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].
Таким образом, основной функцией нравственно-патриотического воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей младших школьников к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими, нравственными нормами и патриотическими качествами [Денисенко Л. Н., Денисенко Е. П. Этнопедагогический подход в нравственно-патриотическом воспитании современной школы // Актуальные исследования. 2021. №40 (67). С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/2998-etnopedagogicheskij-podkhod-v-nravstvenno-pat].

Стержнем национального образования является изучение родного языка, отечественной литературы. Важное место должно отводиться национальной культуре, истории, религии и географии. Включение этих предметов в состав общеобразовательного курса содействует развитию национального самосознания, чувства патриотизма, гражданственности. При выборе конкретного содержания указанных выше предметов следует исходить из их общечеловеческого значения, так как общеобразовательный курс не должен быть узконациональным ни по характеру, ни по составу предметов [Тишулина С.Г. Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Мурманск – 2006]


Следует отметить, что задачи национального образования могут решаться только при наличии соответствующим образом подготовленного педагогического персонала. Подрастающий человек воспитывается только личностью учителя, и никакие учебники не могут его заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики [Материалы педагогической прессы по курсу «Этнопедагогика»./Состав. Ш. М. Мухтарова. – Караганда: Издательство КарГУ, 2001].
Большое значение имеет подготовка квалифицированных педагогических кадров. На педагогических факультетах вузов преподается курс «Этнопедагогика», при изучении которого студенты узнают о целях и средствах воспитания у разных народов (сказки, пословицы, поговорки — как нравственный регулятор поведения; загадки — как средство умственного воспитания; танцы, песни — как фактор развития эстетических чувств; национальные игры — как средство развития физических качеств), а также разрабатывают сценарии праздничных мероприятий на основе фольклорных материалов русского, казахского, татарского, чувашского и других народов [Материалы педагогической прессы по курсу «Этнопедагогика»./Состав. Ш. М. Мухтарова. – Караганда: Издательство КарГУ, 2001].
В процессе преподавания курсов по этнопедагогике очень важно, чтобы задачи обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в поведении студентов.
Основными принципами этнопедагогического подхода в педагогике являются:
Принцип природосообразности – подразумевает опору на природу развития ребенка, согласие с ней. Согласно данному принципу воспитание и обучение ребенка должно быть основано на его природном и естественном развитии, потребностях и возможностях. В рамках этнопедагогического подхода, необходимо опираться на народный фольклор и традиции в вопросах воспитания. Народный фольклор имеет богатую историю и содержание, основанное на естественных процессах развития детей. Опора на народный фольклор будет способствовать не только природосообразности развития ребенка, но и учета его этнических особенностей [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/].
Принцип общечеловеческого начала в многообразии имеющихся педагогических традиций – опора на общечеловеческие духовные ценности, которые созданы на протяжении длительного времени усилиями конкретного этноса или народа. Данный принцип предполагает упор не только на историю и традиции одного конкретного народа, но и организация взаимодействия культур, адаптация одной национальной культуры к другой. Воспитание и обучение детей должно быть организовано с учетом всего многообразия этнических культур. Это будет способствовать не только расширению кругозора, но и воспитывать в детях толерантность, уважительное и терпимое отношение к другим народностям [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/].
Принцип естественности процесса воспитания – предполагает, что воспитание не должно нести в себе насилия. Каждый ребенок, приходя в этот мир – беспомощен. Он нуждается в защите взрослого человека. Именно взрослый человек должен защитить ребенка, познакомить его с окружающим миром. Процесс воспитания следует организовывать на основании любви, уважения и заботы [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/].
Принцип раннего начала воспитания – воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше, оно должно быть не однобоким, а разносторонним и включать в себя трудовой, умственный и художественный элемент. Дети разных национальностей взрослеют по-разному, именно поэтому важно как можно раньше начинать всестороннее воспитание. Так, десятилетний сельский мальчик-узбек считается уже практически взрослым мужчиной, а девочка-узбечка способна вести самостоятельно домашнее хозяйство. То есть время, отведенное на воспитание и развитие детей разных национальностей разное и у кого-то это время крайне ограниченно, в силу этнических особенностей [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/].
Принцип включения народной педагогики в контекст общей культуры – подразумевает обогащение воспитательно-образовательного процесса народным творчеством. При опоре на данный принцип необходимо помнить о том, что народная педагогика содержит не только положительные методы и средства воспитания, но и негативные, обоснованные непрогрессивностью и неактуальностью в современном мире. Например, помимо потешек, загадок, песенок, прибауток и т.д., народная педагогика содержит разнообразные предрассудки, жестокие наказания, включая и физическое воздействие на ребенка [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/].
Включение этнопедагогического подхода в воспитательно-образовательный процесс требует от педагога соблюдения ряда условий:

  • Необходимо рассматривать народную педагогическую культуру как единый и целостный компонент общей культуры мира.

  • Исключение из педагогического процесса декоративности и декларативности этнопедагогических суждений.

  • Реализация всего комплекса дидактических возможностей педагогической культуры для организации продуктивной воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках образовательного учреждения.

  • Активное использование всевозможного материального народного фольклора и субкультуры детства.

  • Соблюдение естественных форм взаимодействия с детьми и их родителями (законными представителями) в рамках педагогического процесса [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/]..

Таким образом, следует сказать, что с традициями народов человек вступает в диалог с позиций уже «присвоенной культурой». Этому в полной мере способствует этнопедагогика, как способ вхождения в культуру своего народа, как живое знание, которое ребенок не усваивает, но выстраивает каждый день. Возрождение и обновление народно – педагогических традиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание. Одной из форм возрождения духовности, как раз, и является этнопедагогизация, пронизывающая всю современную систему образования и воспитания [https://spravochnick.ru/pedagogika/etnopedagogicheskiy_podhod_v_pedagogike/].
Г.Н. Волков жасаған этнопедагогиканың методологиялық негізіне сүйеніп, ғалым В.А. Николаев халықтың дәстүрлі педагогикалық мәдениетін меңгеру шамасын, оның құныдылықтарының тәрбиелік мәнін түсінуін, оларды қазіргі заманғы оқыту мен тәрбиенің практикасында қолдануды сипаттайтын әлеуметтік - педагогикалық феномен ретінде мұғалімнің «этнопедагогикалық мәдениеті» түсігінін енгізді [Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1998].
Этнопедагогикалық мәдениет кәсіби - педагогикалық мәдениетпен бірге мұғалімнің жалпы мәдениетінің құрылымының құрамды бөлігі саналады. Жаңа түсінік ретінде этнопедагогикалық мәдениетті бөліп алу көп мәдени білім беру кеңістігіндегі жұмыс жасайтын педагогтың талаптарына негізделген. Қазіргі заманғы кәсіби білім беру маманның этнопедагогикалық бағдарлауды қамтамасыз ете алмайды. Аталған мәселе бойынша зерттеулер халықтық педагогиканың гуманитарлық идеяларын өмірге қолдану үшін культурологиялық және этнопедагогикалық білімдердің тиісті деңгейін меңгерген мамандардың жеткіліксіз екендігін көрсетеді. ЖОО-ның студенттері халықтық тәрбиенің мәнін бағалай бермейді, дәстүрлі педагогиканың бай тәжірибесін зерттеу маңыздылығын түсінбейді, оның әдіс тәсілдерін әлсіз меңгеріп, оларды практикада толығымен қолдана алмайды.
Между тем современное профессиональное образование не обеспечивает должным образом этнопедагогическую ориентацию специалистов исследования по данной проблематике показывают, что не достаточно специалистов, обладающих соответствующим уровнем культорологических и этнопедагогических знаний для претворения в жизнь гуманистических идей народной педагогики. А студенты вуза зачастую недооценивают значимость народного воспитания, не понимают важности изучения богатого опыта традиционной педагогики, слабо владеют его методами и приемами, не могут целенаправленно применять их в практике работы.
Этнопедагогическая культура педагога представляет достаточно высокий уровень развитости общей культуры, толерантное отношение к этнокультурному разнообразию окружающей его социальной среды, осуществление педагогической деятельности с учетом этнокультурных традиций национального региона.
Педагогтың этнопедагогикалық мәдениетін қалыптастыру этнопедагогикалық санамен, этнопедагогикалық ойлаумен, этнопедагогикалық қызметпен байланысты негізгі міндеттерді шешуге бағытталған. Осындай культурологиялық білімдер қазіргі заманда мәдени жаңалықтардың ерекшелігі мен әртүрлілігін тануға көмектеседі.
Этнопедагогикалық ойлауды дамыту халықтар мен олардың мәдениетінің этникалық өзіндік ерекшеліктерін көрсететін білім беру мазмұнына конструктивті ұсыныстарды бөліп алу және енгізу және оларды қорытындылау іскерлігімен байланысты. Мұндай педагогтар күрделі әлеуметтік – педагогикалық ұлттық – құндылықты міндеттерді шешуге қабілетті. 
Этнопедагогикалық қызмет көп мәдени білім беру кеңістігінде әрт.рлі мәдениет тасымалдаушыларының диалогы ретінде танымдық қызметте, ұлтаралық қарым қатынастың позитивті аймағына студенттерді қосуды қарастырады. Мұндай педагогикалық процесте оларға өзара әрекеттер, ынтымақтастық, қарым қатынас және мәдениет аралық диалогке деген дайындықтың жолдарын табуға талпынуды сезетіндей жағдай жасау маңызды [Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1998].

В многонациональной стране необходимо духовное обновление, одним из путей которого является этнопедагогическое образование детей и молодежи, в первую очередь, конечно, учителей. Появление инновационных образовательных учреждений, отражающих поиск путей реализации принципов народности и регионализации, вызывает потребность в педагогах, способных на всестороннее осмысление общечеловеческих ценностей через национальную музыкальную культуру своего народа и готовых воплотить их в образовательный процесс. Этнопедагогическая подготовка учителя является существенной составляющей его профессиональной подготовки, которая должна осуществляться в пространстве культуры, интегрируя исторические традиции и современные тенденции. Историко-теоретический анализ отечественного опыта подготовки учителя народных школ середины XIX - начала XX вв., современной теории и практики этнопедагогической подготовки учителя свидетельствует о ее поликультурной направленности, комплексном и системном характере. Музыкальная подготовка является органичной частью общей этнопедагогической подготовки, тесно связана со всеми компонентами народной культуры (изучением языка, истории, быта народа).

Для наиболее полного раскрытия сущности этнопедагогической составляющей профессиональ­ного образования будущих учителей в ее проекции на этнокультурную образовательную среду непреходящее значение имеет этнопедагогический подход как методологический ориентир исследо­вания.


Сущность этого подхода заключается, прежде всего, в изучении, трансформации и трансляции эмпирического опыта предшествующих поколений. В научной лексике это находит свое выражение в термине «народная педагогика». Жизненность педагогических идей, сконцентрированных в народ­ном опыте, в значительной степени зависит от отношения в обществе к народному опыту воспитания и обучения, т.е. от реализации принципа народности в образовании. Идеи народной педагогики отра­жают, по существу, народные знания, составляют их основу и могут быть использованы в современ­ной практике воспитания и образования. По этому поводу Г.Н.Волков высказал мнение: «Педагоги­ческие знания редко выступали обособленно от других знаний народа. Они являлись частью сово­купных знаний о природе и обществе ... воспитывают и обучают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы» [ВолковГ.Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 168 с.].
Казахстанская этнопедагогика представляет собой систему знаний о мировоззрении, историко­культурном опыте казахского и других народов, национальной психологии, традиционных для дан­ного этноса методах обучения и воспитания. Ее системообразующими факторами являются сама природа, слово и мысль, деятельность и труд, общение, искусство, традиции, религия [Қазақтың тәлімдік ой – пікірлер антологиясы. І том (құрастырушылар : Қ. Жарықбаев, С. Қалиев) Алматы: Рауан, 1994 жыл].
В жизни отдельных народов элементы национальной педагогики и психологии приобретают специфические тонкости и нюансы, что непосредственно или опосредованно связано с реальной жизнью каждого народа. В одних случаях первостепенное значение принадлежит языку, в других — религии, в-третьих — особенностям культуры и быта. О национальных различиях людей в процессе общения говорят не только педагоги, психологи, но и философы, этнографы и социологи. Необходи­мость изучения национальных особенностей возникла из практической потребности и недостаточно­сти информации по данной проблеме [Қазақтың тәлімдік ой – пікірлер антологиясы. І том (құрастырушылар : Қ. Жарықбаев, С. Қалиев) Алматы: Рауан, 1994 жыл].
В контексте формирования поликультурной личности значимость народной педагогики опреде­ляется, по мнению Г.Н.Волкова, тем, что «... путь к общечеловеческой культуре лежит не через отказ от национальных особенностей, а через лучшее их познание, через максимальное использование их прогрессивных элементов. В то же время учет национального момента в обучении и воспитании предполагает гармонию между национальным и интернациональным, так как чем больше националь­ного в воспитании в единстве с интернациональным, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация. В настоящее время приобретает особую актуальность преодоление безнационального характера так называемого интернационального сознания и поведения» [ВолковГ.Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр «Академия», 1999. — 168 с.].
В этнопедагогике четко выделяются естественность и природосообразность обучения и воспита­ния, основной идеей которого является признание природного равенства людей, самоценности и уни­кальности каждого индивида, его неразрывного единства с окружающим миром. Природосообразность и естественность в этнопедагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивом деятельности, интересов, а также роли природы в нравст­венном становлении личности молодого поколения. На основе естественности и природосообразности построены своего рода этнопедагогические программы формирования целостной личности [Қазақтың тәлімдік ой – пікірлер антологиясы. І том (құрастырушылар : Қ. Жарықбаев, С. Қалиев) Алматы: Рауан, 1994 жыл].
Следовательно, использование материалов народной педагогики в современной практике обра­зования должно основываться на естественных основах этнического воспитания, которые заложены в самом народе, культуре его отношений, системе его этносоциальных ролей [Қ. Жарықбаев., С. Қалиев. Қазақ тәлім-тәрбиесі. – Алматы: Санат, 1995.].
В этом случае идеи этнопедагогики, отражающие и содержащиеся в родственных связях, обыча­ях, традициях, обрядах, этикетных нормах поведения, позволяют в полной мере реализовать «этносо­циально-ролевой подход» к воспитанию и обучению [Қ. Жарықбаев., С. Қалиев. Қазақ тәлім-тәрбиесі. – Алматы: Санат, 1995.].
В качестве комплексного средства казахского этического воспитания и обучения в аспекте реализации этносоциально-ролевого подхода к воспита­нию К.Ж.Кожахметова выделяет национальный этикет как форму общения, которая изначально свя­зана с этносоциоролевой ориентацией, поэтому человек, освоивший этносоциальные роли, может чувствовать себя комфортно в любой среде, т.е. он в коммуникативном плане имеет ориентир обще­ния и поведения, так как этносоциальная роль — это своего рода комплекс норм поведения и обще­ния, неписаная визитная карточка человека, владеющего данной этносоциальной ролью [ ].
По мнению ученого М.Х.Балтабаева [ ], реализация этнокультурных образовательных интересов молодежи возможна лишь при комплексном обеспечении таких условий, как развитие и укрепление националь­ных начал образования, признание на деле, а не на словах, приоритета родного и иностранного языка, этнической культуры, вариативность учреждений и видов образования, общедоступность образова­тельных услуг, демократизация системы непрерывного профессионального обучения и образования [ ]. Кроме того, необходимы:

  • структурные изменения в системе образования, расширение сети и типов учебных заведений, обязательное включение в их программы и учебные планы этнокультурологического компо­нента мировоззренческой подготовки молодежи;

  • расширение структуры учебных планов и программ, обеспечивающее на основе базисного плана, государственных стандартов и в соответствии с профилем подготовки усиление, увели­чение в них объема гуманитарных и культурологических компонентов;

  • введение сведений из истории этноса и их культур как учет регионального компонента образо­вания, как дополнение к содержанию учебных предметов, курсов [ ].

Восстанавливаемый ныне общими усилиями этнопедагогический подход к образованию связан с реализацией таких педагогических принципов, как природосообразность и культуросообразность. Такой подход традиционен и для других этносов. Повышение культуросообразности образования означает включение в учебные программы высших учебных заведений республики ряда дополни­тельных предметов, а именно: эстетики, национальной истории, религиоведения и включение сведе­ний из этих наук в традиционные учебные дисциплины [ ].
Идея этнокультурного обогащения всей системы профессионального образования в республике сделает его гуманизированным и экологизированным. Этот подход, по мнению автора, может реали­зоваться в следующих постулатах и действиях:

  • широкое использование национальной культуры как источника этнически ориентированного содержания образования и педагогических технологий;

  • воспитание молодежи в традициях патриотизма и гордости за свой народ, формирование у нее стремления продолжить исторические и культурные традиции, присущие всем этносам Казах­стана и мира в целом;

  • воспитание дружеских отношений ко всем народам страны и мира, расширение знаний об их истории и культуре;

  • приобщение студентов к глубокому познанию языка, истории, литературы как источникам возрождения национального самосознания и достоинства народа;

  • расширение знаний обучаемых об особенностях национальной психологии, обычаях, традици­ях, формирование образа жизни, соответствующего нравственным ценностям и правилам на­родной педагогики [ ].

Таким образом, для определения сущности этнопедагогической составляющей был использован ряд методологических походов, а именно:

  • личностный подход, позволивший рассматривать личность студента-иностранца с точки зре­ния профессиональной и этнической идентичностей, так как студент, во-первых, является субъектом процесса профессиональной подготовки, во-вторых, представителем конкретной этнической общности; следовательно, со сформировавшимся определенным типом этнической идентичности, которая в своей структуре содержит гносеологический (познавательный), аф­фективный и поведенческий компоненты;

  • системно-целостный подход, позволивший рассматривать в единстве и во взаимосвязи все структурные компоненты педагогического процесса высшей школы (цель, методы, формы, принципы, содержание, результат), когда целью и результатом профессиональной подготовки является готовность ее субъектов (в нашем случае — студентов-иностранцев) к предстоящей деятельности; структура этой готовности включает личностно-мотивационный, содержатель­но-когнитивный и процессуально-технологический компоненты;

  • этнопедагогический подход, который в совокупности с личностным и системно-целостным подходами позволил определить в качестве цели и результата педагогического процесса выс­шей школы субъект этноса, основным показателем которого является сформированность твор­ческой (или интегрированной, или комбинированной) этнической идентичности;

  • средовой подход, позволивший рассматривать процесс профессиональной подготовки будущих учителей музыки как образовательную среду формирования субъекта этноса, содержащей со­циальный, технологический и пространственно-предметный компоненты [ ].

Интегрирование данных методологических подходов позволило соотнести компоненты профес­сиональной подготовки, этнической идентичности [Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. ... канд.пед.наук: 13.00.01. — М., 1994. — 20 с.] и образовательной среды.
Этнопедагогическая составляющая в этом контексте детерминируется творческим характером этнической идентичности и поликультурностью образовательной среды. Только в поликультурной образовательной среде, направленной на формирование и становление субъекта этноса, будет эффек­тивным обучение студентов-иностранцев, следовательно, будет результативной и их профессиональ­ная готовность к предстоящей деятельности [ ].
Таким образом, при выявлении сущности этнопедагогической составляющей профессионально­го образования мы провели системный анализ ключевых концепций теории этнопедагогики и теории содержания образования. При этом отбор теоретических концепций базировался на доктринах клас­сической дидактики. Речь идет о содержании образования (чему учить?) и о предъявлении данного содержания (как учить?) [ ].
Ключевой категорией этнопедагогики является этническое воспитание, которое трактуется как трансляция ценного социального опыта от старшего поколения к младшему. В этом контексте это означает, прежде всего, передачу системы этносоциальных ценностей, к каковым относятся язык, культура, история и территория (в соответствии с основными этнодифференцирующими признака­ми) [ ].
В преломлении на педагогическую плоскость знания в этих предметных областях образуют соб­ственно национальный компонент содержания образования (язык, история, культура всегда этничны), вненациональный же компонент образуют естественнонаучные и математические дисциплины, которые, как известно, не имеют ярко выраженных этноспецифических признаков [ ].

Этнопедагогическая культура – один из важнейших элементов профессиональнопедагогической культуры учителя музыки. Этнопедагогическую культуру педагогамузыканта мы определяем как преломление общей, профессиональнопедагогической и музыкальной культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности на основе освоения и ретрансляции ценностей народной музыкальной культуры и достижений народной педагогики. Одной из важнейших составляющих этнопедагогической культуры педагогамузыканта является его этнопедагогическая деятельность. Под этнопедагогической деятельностью учителя музыки мы понимаем сознательную, целенаправленную деятельность учителя, направленную на этнопедагогическое воспитание, развитие этнопедагогической культуры подрастающего поколения. Этнопедагогическая деятельность педагога-музыканта сочетает в себе черты общепедагогической, собственно этнопедагогической и музыкальной деятельности. Особенностью этнопедагогической деятельности педагога-музыканта является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала. Этнопедагогическая деятельность учителя музыки складывается из системы этнопедагогических, музыкально–теоретических, дирижерско-хоровых, вокальнохоровых, инструментальных, психолого–педагогических и методологических умений и навыков.


Специфика этнопедагогической деятельности учителя музыки требует в процессе профессиональной подготовки овладения и специальными этнопедагогическими умениями.


М.Г. Харитонов под этнопедагогическими умениями понимает совокупность освоенных учителем действий, позволяющих эффективно осуществлять этнопедагогическую деятельность в условиях различных педагогических ситуаций [Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: дисс. доктора пед. наук: 13.00.01 / Харитонов Михаил Григорьевич. М., 1999. 396 с.].
Этнопедагогические умения, по мнению автора, складываются из уже приобретенных этнопедагогических знаний, простых и сложных навыков и свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать этнопедагогические знания и навыки в соответствии со сложившимися обстоятельствами, как в период подготовки и проведения занятий, так и в ходе педагогической практики [Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: дисс. доктора пед. наук: 13.00.01 / Харитонов Михаил Григорьевич. М., 1999. 396 с.].
В.А. Николаев трактует этнопедагогические умения как «сознательно выполненные действия на основе глубоко осознанных этнопедагогических знаний и опыта их применения» [Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дисс ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Николаев Валерий Александрович. М., 1998. 409 с.].
Опираясь на работы этих авторов, в качестве необходимых учителю музыки этнопедагогических умений мы выделяем: - умение диагностировать уровень национального самосознания учащихся; - умение осуществлять оптимальное влияние на установление и поддержание психологического климата в многонациональном классе; - выявление воспитательной сущности произведений народной музыкальной педагогики [Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дисс ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Николаев Валерий Александрович. М., 1998. 409 с.], [Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: дисс. доктора пед. наук: 13.00.01 / Харитонов Михаил Григорьевич. М., 1999. 396 с.].




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет