ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:
Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.
Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:
Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.