Формирование поликультурной компетенции у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка и литературы



жүктеу 81.9 Kb.

Дата03.03.2017
өлшемі81.9 Kb.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010 

62 


УДК 378 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В 

ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 

 

© 2010 Г.Б.Минибаева 

 

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия 



 

Статья поступила в редакцию 05.02.2010 

 

Цель данной статьи – определить пути и средства формирования поликультурной компетенции у студентов 



вузов в процессе изучения иностранного языка и литературы. На основе анализа отечественного и зарубеж-

ного опытов преподавания иностранного языка и литературы, автор делает вывод, что изучение отечествен-

ной и зарубежной художественной литературы и фольклора в педагогическом вузе обладает уникальным по-

ликультурно-мировоззренческим потенциалом и создает необходимую базу для формирования поликультур-

ного самосознания личности. 

 

Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, интеграция, иностранный язык и литература, 



межкультурная коммуникация, поликультурная компетенция. 

 



Современная  образовательная  ситуация  в 

России требует не только принципиально новых 

моделей  описания  культуры,  но  и  внедрения  в 

практику  образования  инновационных  пара-

дигм.  В  конце  ХХ-го  столетия  международная 

организация ЮНЕСКО определила глобальную 

концепцию  образования,  назначение  которой  – 

обеспечить в будущем обществе превалирование 

ценностей  и  идеалов  культуры  мира,  толерант-

ности, активной межкультурной коммуникации. 

В  этой  связи  в  рамках  модернизации  Россий-

ского  образования  проблема  поликультурного 

образования сегодня становится более чем акту-

альной.  

В  различных  исследованиях,  как  правило, 

подчеркивается  этнокультурный,  междисципли-

нарный,  толерантный,  диалогический  аспекты 

поликультурного образования. При этом имеет-

ся  в  виду,  что  современная  культурная  ситуа-

ция  требует  максимальной  открытости  и  вос-

требованности различных точек зрения, умения 

переосмыслить  и  оценить  тот  вклад,  который 

вносили и вносят разнохарактерные культурно-

исторические  парадигмы  в  образовательный 

процесс.  Как  полагает  А.А.Сыродеева,  интен-

сивные  интеграционные  процессы,  пронизы-

вающие практически все стороны общественной 

жизни, предоставляют современнику возможно-

сти соприкоснуться  с процессами и  явлениями, 

принадлежащими  самым  разным  культурам.  В 

то  же  время  поликультурность  окрашивает  со-

бой все аспекты социальной реальности

1



                                                             





Минибаева  Гульнара  Биляловна,  ассистент,  аспи-

рант  кафедры  русской  и  зарубежной  литературы  и 

методики преподавания литературы.  

E-mail: 

minibayevag@mail.ru

 

1

  Сыродеева  А.А.  Поликультурное  образование:  Учеб-



но-методическое пособие. – М.: 2001. 

Категория  «поликультурность»  в  настоящее 

время  получила  широкое  отражение  в  научной 

литературе  в  виде  мультиэтнического  (Дж. 

Бэнкс), мультикультурного (Я.Пэй, Р.Лисиер), 

поликультурного  образования  (В.В.Борисен-

ков,  О.В.Гукаленко,  Т.А.Якадина,  и  др.),  по-

ликультурного  воспитания  (Е.В.Бондаревская, 

А.А.Реан, Т.А.Якадина). Так, в своих работах

2

 



Т.А.Якадина  выдвигает  поликультурное  обра-

зование в ранг стратегических  направлений  об-

щегосударственной  культурно-образовательной 

политики.  

В  западной  и  американской  педагогической 

теории  и  практике  в  последней  четверти  XX 

века поликультурное образование уже оформи-

лось в отдельную отрасль науки и в некоторых 

странах возведена в ранг национальной полити-

ки,  стало  частью  правительственных  целей  и 

программ,  объектом  исследования  научно-

педагогических ассоциаций и центров. В запад-

ных  педвузах  вводятся  «Основы  поликультур-

ного  образования»  как  обязательная  учебная 

дисциплина  при  подготовке  учителей,  а  про-

граммы для средних школ создаются при учете 

принципа культурного плюрализма. 

Особенно активно проблемы поликультурно-

го  образования  разрабатываются  в  США

3

,  по-


лучив  мощный  импульс  в  связи  с  движением 

афро-американцев  и  других  этнических  мень-

шинств против расизма и дискриминации и фе-

министского  движения.  Актуальность  введения 

поликультурного  образования  в США  обуслов-

лена тем, что с давних времен культурное про-

                                                             

2

  Якадина  Т.А.  Поликультурное  образование  и  воспи-



тание  учителя-словесника  средствами  мировой  художе-

ственной литературы: Учебное пособие. – Самара: 2004. 

3

 Бэнкс Д, Бэнкс С., Голлник Д., Гарсиа Р., Ирвин К., 



Мипер В., Рюлькер., Саид К., Хоук Д. и др. 

Педагогика 

63 


странство  этой  страны  формировалось  под  на-

плывом  эмигрантского  населения  из  Европы, 

Африки, Азии, Латинской Америки. 

Поликультурная  среда  дает  возможность 

глубже  изучить  и  осознать  многообразие  наро-

дов, населяющих мир, ориентировать студентов  

будущих педагогов на ценности культуры, диа-

лога,  миропонимания.  Поликультурная  среда 

также  направлена  на  изучение  формальной  и 

неформальной системы образования и передачи 

национальных  ценностей,  традиций,  ритуалов, 

выражающих  взгляды  и  верования  разных  на-

родов. 

«Многокультурное  образование  исходит  из 



фундаментального  методического  принципа

гласящего,  что у всех и каждого  есть культура 

как  стиль  жизни,  как  совокупность  менталите-

та,  традиций,  арго,  акцента,  диалекта,  стиля 

одежды  и  прически,  кухни,  правил  поведения, 

песен,  напевов,  сказаний,  литературы,  симво-

лов,  родо-половых  и  физических  данных,  от-

ношений,  нравственных  и  эстетических  ценно-

стей,  образования,  трудовых  навыков,  веры, 

только она – культура – разная. Не хорошая и 

плохая,  высокая  и  низкая,  полноценная  и  не-

полноценная, развитая и неразвитая, цивилизо-

ванная  и  примитивная,  а  разная,  не  похожая 

одна  на  другую,  имеющая  свои  достоинства  и 

недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые 

стороны»


4

.  Встречающиеся  в  работе  Г.Д.Дмит-

риева  термины  «многокультурный»,  «мульти-

культурный», «поликультурный» используются 

как  синонимы.  На  наш  взгляд,  концепция 

«многокультурности»  в  трудах  Г.Д.Дмитриева 

не бесспорна  и отличается некоторой  эклектич-

ностью  и  расплывчатостью.  Тем  не  менее,  его 

труды вносят существенный вклад в разработку 

проблем поликультурного образования

В связи с общим развитием демократических 

процессов в мире, с борьбой за права человека, 

с  осознанием  многими  людьми  своей  значимо-

сти  и  ростом  потребности  иметь свободу и  воз-

можности  для  индивидуальной  самореализации 

многокультурное  образование  оформилось  в 

отдельную область человеческого познания, ко-

торое  в  некоторых  странах  возведено  в  ранг 

национальной  политики,  правительственной 

цели и программы. Многокультурное образова-

ние — это способ противостоять этноцентризму

попытка помочь учащимся понять свою и иную 

культуру,  осознать  роль  стереотипов  и  истоки 

противоречий  в  коммуникации  между  различ-

ными культурами.  

В  России  становление  многокультурного  об-

разования  обязано  работам  С.Г.Айвазовой, 

                                                             

4

 Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: 



1999. 

А.К.Бабуриной,  Л.Ю.Бондаренко,  Г.Н.Волко-

ва,  Г.Д.Дмитриева,  Л.М.Дробижевой,  И.С.Ко-

на,  М.Н.Кузьмина,  Д.С.Лихачева,  М.Ли-

баркиной,  К.М.Мартыненко,  А.Д.Сахарова, 

Л.Г.Семиной, В.А.Тишкова, Т.А.Якадиной. 

Сходные  условия  характеризуют  развитие 

культуры  России  как  государства  многонацио-

нального,  многоэтнического,  где  традиционно 

проживает  150  народов  и  народностей.  С  90-х 

годов  проводятся  конференции,  посвященные 

взаимодействию  и  взаимовлиянию  культур, 

культуре  межнационального  общения,  воспита-

нию  толерантности.  Появляется  ряд  серьезных 

исследований,  посвященных  интеграции  нацио-

нальных  культур  в  современный  учебно-

воспитательный процесс, создаются учебники и 

учебные  пособия  для  различных  образователь-

ных  учреждений;  для  учителей,  воспитателей, 

студентов и школьников. 

Тем  не  менее,  проблемы  поликультурного 

образования  не  получили  еще  достаточного 

изучения  и  воплощения  в  учебную  практику. 

Они  освещаются  в  отдельных  статьях  россий-

ских  ученых

5

,  в  сборниках  тезисов  конферен-



ций. Более обстоятельно они рассматриваются в 

диссертационных  исследованиях  З.М.Зарипо-

вой, 

Н.Н.Ушнурцевой, 



М.В.Филатовой, 

Н.Н.Выгодчиковой,  Б.М.Горохова,  О.В.Ара-

келян, В.А.Ершова, И.В.Колоколовой, О.К.Га-

гановой, 

С.А.Мартыненко, 

Г.Ж.Даутовой, 

Н.В.Кагуй,  Ф.Н.Зиатдиновой,  Д.Г.Чупаловой, 

Т.А.Гелло, 

В.М.Ерёминой, 

Ф.М.Сысоевой 

Указанные авторы обосновывают цели и задачи 

поликультурного  образования,  условия  их  реа-

лизации,  предпринимают  попытки  разработать 

концепцию поликультурного образования в сис-

теме  общеобразовательной  подготовки  учащих-

ся средней школы. 

В данных работах высказаны мнения о том, 

что воспитание поликультурной личности пред-

полагает освоение собственной культуры в рам-

ках  программы  по  всем  предметам,  а  также 

изучение культуры других народов и формиро-

вание  позитивного  интереса  к  традициям  и 

обычаям  других  национальностей,  воспитание 

доброжелательности  и  открытости  в  процессе 

общения  с  представителями  других  рас  и  на-

циональностей,  развитие  потребности  в  изуче-

нии  языков  межнационального  общения.  Про-

блема  воспитания  терпимости  к  чужим  культу-

рам,  пробуждения  интереса и уважения к  ним, 

преодоления в себе чувства раздражения от не-

похожести  других  культур  остро  стоит  в  на-

стоящее время. 

                                                             

5

  Кузьмин М.Н.,  Макаев В.В., Малькова  З.А.  Науш-



баева С.У., Супрунова Л.А. и др. 

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010 

64 


Анализ  вышеназванных  диссертаций,  позво-

лил  нам  сделать  вывод,  что  основными  крите-

риями  поликультурной  личности  выступают: 

готовность  и  умение  жить  в  ситуации  межна-

ционального  общения и  сотрудничества  с  пред-

ставителями других национальностей; сочетание 

национального  самоопределения с  установлени-

ем  добрососедских  отношений  с  другими  наро-

дами; стремление повысить общую культуру за 

счет  взаимного  обогащения  опытом  духовного 

развития,  освоения  достижений  науки  и  куль-

туры других народов. 

Создание особой образовательной среды, ко-

торая  дает  возможность  наряду  с  обучением 

познакомить учащуюся молодежь с культурой и 

обычаями  других  стран,  является  одной  из  це-

лей  организации  учебной  и  воспитательной  ра-

боты.  В  рамках  поликультурного  образования 

некоторые  ученые  (А.Н.Джуринский,  В.В.Ма-

каев,  З.А.Малькова, С.У.Наушабаева, Л.Л.Су-

прунова)  рассматривают  проблему  формирова-

ния  поликультурных  компетенций,  трактуемых 

как  неотъемлемая  часть  системы  ключевых 

компетенций,  которыми  должен  обладать  со-

временный  человек,  чтобы  эффективно  социа-

лизироваться  в  различных  сферах  поликуль-

турного общества

6

.  



Представляется, что при разработке системы 

поликультурных  компетенций  необходимо  ис-

ходить  из  того,  что  данная  система  компетен-

ций,  является  частью  системы  компетенций, 

которая  формируется  у  студентов  в  процессе 

образования;  система  поликультурных  компе-

тенций  должна  быть  достаточно  полной  для 

того, чтобы стать инструментом конструктивно-

го  участия  личности  в  диалоге  культур;  воз-

можны  неоднозначные  итоги  образовательной 

деятельности,  т.е.  ее  результаты,  могут  не 

только не соответствовать поставленным целям, 

но и быть прямо противоположны им; ряд ком-

петенций,  включенных  в  систему,  могут  ока-

заться  «избыточными»  для  молодых  людей 

(определенного  возраста,  социального  положе-

ния,  общей  культуры)  и  могут  быть  ими  от-

торгнуты. 

Один  из  возможных  путей  разработки  сис-

темы  поликультурных  компетенций  –  выявле-

ние  поликультурных  компетенций,  конкретизи-

рующих ключевые компетенции, которые носят 

надпрофессиональный  и  надпредметный  харак-

тер.  Представляется,  что  формирование  поли-

культурных  компетенций  включает  несколько 

направлений:  формирование  культуры  знаний, 

которая подразумевает высокий уровень знаний 

о  культурном  многообразии  цивилизации  как  в 

                                                             

6

  Глоссарий  терминов  рынка  труда,  разработки  стан-



дартов,  образовательных  программ  и  учебных  планов. 

Европейский фонд образования (ЕФО), 1997. 

пространстве,  так  и  во  времени,  и  позволяет 

адекватно  осуществлять  активную  созидатель-

ную деятельность в поликультурном пространст-

ве;  развитие  культуры  поведения,  его  видов  и 

форм,  соответствующих  поликультурной  среде; 

формирование  эмоциональной  культуры  адек-

ватной  поликультурной  среде;  формирование 

культуры саморазвития в поликультурной среде. 

Особым  поликультурно-воспитательным  по-

тенциалом  обладает  изучение  художественной 

литературы  народов  мира.  Современная  сред-

няя  и  высшая  школа  учитывают  это.  Сущест-

венным  компонентом  содержания  школьного  и 

вузовского  образования  в  России  становится 

изучение  иностранных  языков  и  зарубежной 

художественной литературы. Новые программы 

и  учебники  содержат  материалы,  связанные  с 

изучением  фольклора  и  шедевров  словесного 

творчества  народов  мира.  Но,  как  показывает 

практика, учителя зачастую опускают эти темы, 

не имея достаточного количества учебных часов 

на  изучение  или  просто  не  умея  организовать 

на  должном  научно-методическом  уровне  изу-

чение  тем  по  зарубежной  литературе.  Остро 

встает вопрос о подготовке учителя, способного 

осуществлять  задачи  поликультурного  образо-

вания  и  воспитания  учащихся  средствами  ино-

странного языка и литературы. 

В настоящее время учителя школ и препода-

ватели вузов используют на занятиях учебники 

европейских издательств (Macmillan, Longman, 

Cambridge  University  Press  и  др.).  Предпочте-

ния  отдаются  данным  учебникам,  так  как  в 

комплект учебников входит книга для учителя, 

а  также  видео,  аудиоматериал,  интерактивные 

диски. Но  в учебниках  этих издательств  отсут-

ствуют  тексты  из  художественной  литературы 

для  расширения  общекультурного  кругозора  и 

речевой культуры обучаемых. 

Мы  считаем,  что  обучающиеся  должны  не 

только овладеть вербальным кодом иностранно-

го  языка,  но  и  уметь  создавать  в  своем  созна-

нии  «картину  мира»,  свойственную  носителю 

данного  языка.  С  данной  «картиной  мира» 

можно  познакомиться,  читая  художественные 

произведения  писателей  страны  изучаемого 

языка,  поэтому  необходимо  включать  произве-

дения  зарубежной  классики  и  современных  за-

рубежных  писателей  с  заданиями  на  развитие 

навыков  понимания  прочитанного.  Ценным 

представляется  включение  в  содержание  обра-

зования  материалов,  поясняющих  общекуль-

турные  и  национальные  особенности  произве-

дений разных эпох и народов. 

Таким образом, формирование поликультур-

ной компетенции  будет успешным,  если:  созда-

на  система  интегрированных  уроков  по  ино-

странному  языку  и  литературе;  поэтапное  изу-



Педагогика 

65 


чение  в педагогическом университете  иностран-

ного (в нашем случае английского) языка соче-

тается  с  чтением  и  анализом  произведений  за-

рубежной    литературы  (на  иностранном  языке 

и в переводе на русский); для реализации меж-

предметных  связей  отбираются  такие  методы  и 

приемы,  которые  обеспечивают  становление 

целостных  представлений  студентов  о  языке, 

литературе, культуре, национальных обычаях и 

традициях;  интегрированный  подход  влияет  на 

комплексное  постижение  художественного  тек-

ста  как  на  занятии,  так  и  во  внеурочной  дея-

тельности студентов.  

Согласуясь  с  современными  требованиями 

ЮНЕСКО  к  современному  гуманитарному  об-

разованию,  можно  сделать  следующий  вывод, 

что  профессиональная  подготовка  студентов, 

будущих учителей, должна носить выраженный 

культуроведческий  характер  и  быть  нацелена 

на  выработку  способностей  к  общению  и  взаи-

модействию  с  носителями  культуры  страны 

изучаемого  языка  на  основе  знания  не  только 

языка,  но  и  ментальности,  стиля  повседневной 

жизни, традиций и обычаев народа. 

 

HIGH SCHOOL STUDENTS’ MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION IN 

THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE AND LITERATURE STUDYING 

 

© 2010 G.B.Minibaeva

 

 



Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 

 

The purpose of the given article is to define the ways and means of high school students’ multicultural compe-



tence formation in the course of the foreign language and literature studying. On the  basis of the analysis of 

teaching a foreign language and literature home and foreign experiences, the author concludes that studying Rus-

sian and foreign literature and folklore in a teacher’s training high school  provides with  unique multicultural 

world outlook potential and creates the necessary base for a person’s multicultural consciousness formation. 

 

Key words: multicultural formation and education, integration, foreign language and the literature, intercultural 



communications, multicultural competence. 

                                                             





Minibaeva Gulnara Bilialovna, Assistant, Post-graduate  

student of the Department of Russian and foreign  

literature and methods of literature teaching.  

E-mail: 

minibayevag@mail.ru

 




©emirsaba.org 2017
әкімшілігінің қараңыз

войти | регистрация
    Басты бет


загрузить материал