Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010
62
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В
ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
© 2010 Г.Б.Минибаева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 05.02.2010
Цель данной статьи – определить пути и средства формирования поликультурной компетенции у студентов
вузов в процессе изучения иностранного языка и литературы. На основе анализа отечественного и зарубеж-
ного опытов преподавания иностранного языка и литературы, автор делает вывод, что изучение отечествен-
ной и зарубежной художественной литературы и фольклора в педагогическом вузе обладает уникальным по-
ликультурно-мировоззренческим потенциалом и создает необходимую базу для формирования поликультур-
ного самосознания личности.
Ключевые слова: поликультурное образование и воспитание, интеграция, иностранный язык и литература,
межкультурная коммуникация, поликультурная компетенция.
Современная образовательная ситуация в
России требует не только принципиально новых
моделей описания культуры, но и внедрения в
практику образования инновационных пара-
дигм. В конце ХХ-го столетия международная
организация ЮНЕСКО определила глобальную
концепцию образования, назначение которой –
обеспечить в будущем обществе превалирование
ценностей и идеалов культуры мира, толерант-
ности, активной межкультурной коммуникации.
В этой связи в рамках модернизации Россий-
ского образования проблема поликультурного
образования сегодня становится более чем акту-
альной.
В различных исследованиях, как правило,
подчеркивается этнокультурный, междисципли-
нарный, толерантный, диалогический аспекты
поликультурного образования. При этом имеет-
ся в виду, что современная культурная ситуа-
ция требует максимальной открытости и вос-
требованности различных точек зрения, умения
переосмыслить и оценить тот вклад, который
вносили и вносят разнохарактерные культурно-
исторические парадигмы в образовательный
процесс. Как полагает А.А.Сыродеева, интен-
сивные интеграционные процессы, пронизы-
вающие практически все стороны общественной
жизни, предоставляют современнику возможно-
сти соприкоснуться с процессами и явлениями,
принадлежащими самым разным культурам. В
то же время поликультурность окрашивает со-
бой все аспекты социальной реальности
1
.
Минибаева Гульнара Биляловна, ассистент, аспи-
рант кафедры русской и зарубежной литературы и
методики преподавания литературы.
E-mail:
minibayevag@mail.ru
1
Сыродеева А.А. Поликультурное образование: Учеб-
но-методическое пособие. – М.: 2001.
Категория «поликультурность» в настоящее
время получила широкое отражение в научной
литературе в виде мультиэтнического (Дж.
Бэнкс), мультикультурного (Я.Пэй, Р.Лисиер),
поликультурного образования (В.В.Борисен-
ков, О.В.Гукаленко, Т.А.Якадина, и др.), по-
ликультурного воспитания (Е.В.Бондаревская,
А.А.Реан, Т.А.Якадина). Так, в своих работах
2
Т.А.Якадина выдвигает поликультурное обра-
зование в ранг стратегических направлений об-
щегосударственной культурно-образовательной
политики.
В западной и американской педагогической
теории и практике в последней четверти XX
века поликультурное образование уже оформи-
лось в отдельную отрасль науки и в некоторых
странах возведена в ранг национальной полити-
ки, стало частью правительственных целей и
программ, объектом исследования научно-
педагогических ассоциаций и центров. В запад-
ных педвузах вводятся «Основы поликультур-
ного образования» как обязательная учебная
дисциплина при подготовке учителей, а про-
граммы для средних школ создаются при учете
принципа культурного плюрализма.
Особенно активно проблемы поликультурно-
го образования разрабатываются в США
3
, по-
лучив мощный импульс в связи с движением
афро-американцев и других этнических мень-
шинств против расизма и дискриминации и фе-
министского движения. Актуальность введения
поликультурного образования в США обуслов-
лена тем, что с давних времен культурное про-
2
Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспи-
тание учителя-словесника средствами мировой художе-
ственной литературы: Учебное пособие. – Самара: 2004.
3
Бэнкс Д, Бэнкс С., Голлник Д., Гарсиа Р., Ирвин К.,
Мипер В., Рюлькер., Саид К., Хоук Д. и др.
Педагогика
63
странство этой страны формировалось под на-
плывом эмигрантского населения из Европы,
Африки, Азии, Латинской Америки.
Поликультурная среда дает возможность
глубже изучить и осознать многообразие наро-
дов, населяющих мир, ориентировать студентов
будущих педагогов на ценности культуры, диа-
лога, миропонимания. Поликультурная среда
также направлена на изучение формальной и
неформальной системы образования и передачи
национальных ценностей, традиций, ритуалов,
выражающих взгляды и верования разных на-
родов.
«Многокультурное образование исходит из
фундаментального методического принципа,
гласящего, что у всех и каждого есть культура
как стиль жизни, как совокупность менталите-
та, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля
одежды и прически, кухни, правил поведения,
песен, напевов, сказаний, литературы, симво-
лов, родо-половых и физических данных, от-
ношений, нравственных и эстетических ценно-
стей, образования, трудовых навыков, веры,
только она – культура – разная. Не хорошая и
плохая, высокая и низкая, полноценная и не-
полноценная, развитая и неразвитая, цивилизо-
ванная и примитивная, а разная, не похожая
одна на другую, имеющая свои достоинства и
недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые
стороны»
4
. Встречающиеся в работе Г.Д.Дмит-
риева термины «многокультурный», «мульти-
культурный», «поликультурный» используются
как синонимы. На наш взгляд, концепция
«многокультурности» в трудах Г.Д.Дмитриева
не бесспорна и отличается некоторой эклектич-
ностью и расплывчатостью. Тем не менее, его
труды вносят существенный вклад в разработку
проблем поликультурного образования.
В связи с общим развитием демократических
процессов в мире, с борьбой за права человека,
с осознанием многими людьми своей значимо-
сти и ростом потребности иметь свободу и воз-
можности для индивидуальной самореализации
многокультурное образование оформилось в
отдельную область человеческого познания, ко-
торое в некоторых странах возведено в ранг
национальной политики, правительственной
цели и программы. Многокультурное образова-
ние — это способ противостоять этноцентризму,
попытка помочь учащимся понять свою и иную
культуру, осознать роль стереотипов и истоки
противоречий в коммуникации между различ-
ными культурами.
В России становление многокультурного об-
разования обязано работам С.Г.Айвазовой,
4
Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.:
1999.
А.К.Бабуриной, Л.Ю.Бондаренко, Г.Н.Волко-
ва, Г.Д.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, И.С.Ко-
на, М.Н.Кузьмина, Д.С.Лихачева, М.Ли-
баркиной, К.М.Мартыненко, А.Д.Сахарова,
Л.Г.Семиной, В.А.Тишкова, Т.А.Якадиной.
Сходные условия характеризуют развитие
культуры России как государства многонацио-
нального, многоэтнического, где традиционно
проживает 150 народов и народностей. С 90-х
годов проводятся конференции, посвященные
взаимодействию и взаимовлиянию культур,
культуре межнационального общения, воспита-
нию толерантности. Появляется ряд серьезных
исследований, посвященных интеграции нацио-
нальных культур в современный учебно-
воспитательный процесс, создаются учебники и
учебные пособия для различных образователь-
ных учреждений; для учителей, воспитателей,
студентов и школьников.
Тем не менее, проблемы поликультурного
образования не получили еще достаточного
изучения и воплощения в учебную практику.
Они освещаются в отдельных статьях россий-
ских ученых
5
, в сборниках тезисов конферен-
ций. Более обстоятельно они рассматриваются в
диссертационных исследованиях З.М.Зарипо-
вой,
Н.Н.Ушнурцевой,
М.В.Филатовой,
Н.Н.Выгодчиковой, Б.М.Горохова, О.В.Ара-
келян, В.А.Ершова, И.В.Колоколовой, О.К.Га-
гановой,
С.А.Мартыненко,
Г.Ж.Даутовой,
Н.В.Кагуй, Ф.Н.Зиатдиновой, Д.Г.Чупаловой,
Т.А.Гелло,
В.М.Ерёминой,
Ф.М.Сысоевой
Указанные авторы обосновывают цели и задачи
поликультурного образования, условия их реа-
лизации, предпринимают попытки разработать
концепцию поликультурного образования в сис-
теме общеобразовательной подготовки учащих-
ся средней школы.
В данных работах высказаны мнения о том,
что воспитание поликультурной личности пред-
полагает освоение собственной культуры в рам-
ках программы по всем предметам, а также
изучение культуры других народов и формиро-
вание позитивного интереса к традициям и
обычаям других национальностей, воспитание
доброжелательности и открытости в процессе
общения с представителями других рас и на-
циональностей, развитие потребности в изуче-
нии языков межнационального общения. Про-
блема воспитания терпимости к чужим культу-
рам, пробуждения интереса и уважения к ним,
преодоления в себе чувства раздражения от не-
похожести других культур остро стоит в на-
стоящее время.
5
Кузьмин М.Н., Макаев В.В., Малькова З.А. Науш-
баева С.У., Супрунова Л.А. и др.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010
64
Анализ вышеназванных диссертаций, позво-
лил нам сделать вывод, что основными крите-
риями поликультурной личности выступают:
готовность и умение жить в ситуации межна-
ционального общения и сотрудничества с пред-
ставителями других национальностей; сочетание
национального самоопределения с установлени-
ем добрососедских отношений с другими наро-
дами; стремление повысить общую культуру за
счет взаимного обогащения опытом духовного
развития, освоения достижений науки и куль-
туры других народов.
Создание особой образовательной среды, ко-
торая дает возможность наряду с обучением
познакомить учащуюся молодежь с культурой и
обычаями других стран, является одной из це-
лей организации учебной и воспитательной ра-
боты. В рамках поликультурного образования
некоторые ученые (А.Н.Джуринский, В.В.Ма-
каев, З.А.Малькова, С.У.Наушабаева, Л.Л.Су-
прунова) рассматривают проблему формирова-
ния поликультурных компетенций, трактуемых
как неотъемлемая часть системы ключевых
компетенций, которыми должен обладать со-
временный человек, чтобы эффективно социа-
лизироваться в различных сферах поликуль-
турного общества
6
.
Представляется, что при разработке системы
поликультурных компетенций необходимо ис-
ходить из того, что данная система компетен-
ций, является частью системы компетенций,
которая формируется у студентов в процессе
образования; система поликультурных компе-
тенций должна быть достаточно полной для
того, чтобы стать инструментом конструктивно-
го участия личности в диалоге культур; воз-
можны неоднозначные итоги образовательной
деятельности, т.е. ее результаты, могут не
только не соответствовать поставленным целям,
но и быть прямо противоположны им; ряд ком-
петенций, включенных в систему, могут ока-
заться «избыточными» для молодых людей
(определенного возраста, социального положе-
ния, общей культуры) и могут быть ими от-
торгнуты.
Один из возможных путей разработки сис-
темы поликультурных компетенций – выявле-
ние поликультурных компетенций, конкретизи-
рующих ключевые компетенции, которые носят
надпрофессиональный и надпредметный харак-
тер. Представляется, что формирование поли-
культурных компетенций включает несколько
направлений: формирование культуры знаний,
которая подразумевает высокий уровень знаний
о культурном многообразии цивилизации как в
6
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стан-
дартов, образовательных программ и учебных планов.
Европейский фонд образования (ЕФО), 1997.
пространстве, так и во времени, и позволяет
адекватно осуществлять активную созидатель-
ную деятельность в поликультурном пространст-
ве; развитие культуры поведения, его видов и
форм, соответствующих поликультурной среде;
формирование эмоциональной культуры адек-
ватной поликультурной среде; формирование
культуры саморазвития в поликультурной среде.
Особым поликультурно-воспитательным по-
тенциалом обладает изучение художественной
литературы народов мира. Современная сред-
няя и высшая школа учитывают это. Сущест-
венным компонентом содержания школьного и
вузовского образования в России становится
изучение иностранных языков и зарубежной
художественной литературы. Новые программы
и учебники содержат материалы, связанные с
изучением фольклора и шедевров словесного
творчества народов мира. Но, как показывает
практика, учителя зачастую опускают эти темы,
не имея достаточного количества учебных часов
на изучение или просто не умея организовать
на должном научно-методическом уровне изу-
чение тем по зарубежной литературе. Остро
встает вопрос о подготовке учителя, способного
осуществлять задачи поликультурного образо-
вания и воспитания учащихся средствами ино-
странного языка и литературы.
В настоящее время учителя школ и препода-
ватели вузов используют на занятиях учебники
европейских издательств (Macmillan, Longman,
Cambridge University Press и др.). Предпочте-
ния отдаются данным учебникам, так как в
комплект учебников входит книга для учителя,
а также видео, аудиоматериал, интерактивные
диски. Но в учебниках этих издательств отсут-
ствуют тексты из художественной литературы
для расширения общекультурного кругозора и
речевой культуры обучаемых.
Мы считаем, что обучающиеся должны не
только овладеть вербальным кодом иностранно-
го языка, но и уметь создавать в своем созна-
нии «картину мира», свойственную носителю
данного языка. С данной «картиной мира»
можно познакомиться, читая художественные
произведения писателей страны изучаемого
языка, поэтому необходимо включать произве-
дения зарубежной классики и современных за-
рубежных писателей с заданиями на развитие
навыков понимания прочитанного. Ценным
представляется включение в содержание обра-
зования материалов, поясняющих общекуль-
турные и национальные особенности произве-
дений разных эпох и народов.
Таким образом, формирование поликультур-
ной компетенции будет успешным, если: созда-
на система интегрированных уроков по ино-
странному языку и литературе; поэтапное изу-
Педагогика
65
чение в педагогическом университете иностран-
ного (в нашем случае английского) языка соче-
тается с чтением и анализом произведений за-
рубежной литературы (на иностранном языке
и в переводе на русский); для реализации меж-
предметных связей отбираются такие методы и
приемы, которые обеспечивают становление
целостных представлений студентов о языке,
литературе, культуре, национальных обычаях и
традициях; интегрированный подход влияет на
комплексное постижение художественного тек-
ста как на занятии, так и во внеурочной дея-
тельности студентов.
Согласуясь с современными требованиями
ЮНЕСКО к современному гуманитарному об-
разованию, можно сделать следующий вывод,
что профессиональная подготовка студентов,
будущих учителей, должна носить выраженный
культуроведческий характер и быть нацелена
на выработку способностей к общению и взаи-
модействию с носителями культуры страны
изучаемого языка на основе знания не только
языка, но и ментальности, стиля повседневной
жизни, традиций и обычаев народа.
HIGH SCHOOL STUDENTS’ MULTICULTURAL COMPETENCE FORMATION IN
THE COURSE OF FOREIGN LANGUAGE AND LITERATURE STUDYING
© 2010 G.B.Minibaeva
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The purpose of the given article is to define the ways and means of high school students’ multicultural compe-
tence formation in the course of the foreign language and literature studying. On the basis of the analysis of
teaching a foreign language and literature home and foreign experiences, the author concludes that studying Rus-
sian and foreign literature and folklore in a teacher’s training high school provides with unique multicultural
world outlook potential and creates the necessary base for a person’s multicultural consciousness formation.
Key words: multicultural formation and education, integration, foreign language and the literature, intercultural
communications, multicultural competence.
Minibaeva Gulnara Bilialovna, Assistant, Post-graduate
student of the Department of Russian and foreign
literature and methods of literature teaching.
E-mail:
minibayevag@mail.ru
Достарыңызбен бөлісу: |