Г. К. Муканова г. Алматы, Казахстан историология, или устная история казахов



Pdf көрінісі
Дата02.01.2017
өлшемі179,38 Kb.
#1006

http://www.enu.kz

 

Г.К. Муканова 



г. Алматы, Казахстан  

 

ИСТОРИОЛОГИЯ, ИЛИ УСТНАЯ ИСТОРИЯ КАЗАХОВ  

В ДИСКУРСЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ,  

НОВОЕ ВРЕМЯ 

http://www.enu.kz

 

 

Социальная  антропология  как  отрасль  науки  в  Казахстане  имеет  немало  своих 

приверженцев.  [1]  Достойный  вклад  в  изучение  устной  истории  казахов  внесли 

отечественные  востоковеды,этнологи,  филологи  [2].  Нарративные источники, как  объект 

изучения,чрезвычайно  интересен.  Несмотря  на  то,  что  для  этого  требуется 

профессиональная  подготовка  и  время,  плоды  поисков  будут  одинаково  полезны  для 

евразийского и мирового научного дискурса.  

Трудность  изучения  изустного  культурного  наследия  этноса  общеизвестна,  чтобы 

на  этом  специально  останавливаться.  Имеется  определенная  база  монографических 

исследований и источниковедческих сборников, что облегчит дальнейшую работу [3]. 

Благодаря  внешним  фокус-исследованиям  путешественников,  миссионеров, 

военных  на  протяжении  средневекового  периода,  накопилось  определенное  количество 

записей фольклора, музыкальных произведений казахов и диаспоры [6; 7]. При видимой 

архаичности  таких  материалов,  бесценно  их  содержание.  При  умелом  сопоставлении  с 

данными других видов источников, возможнобудет реконструировать историю нации. 

Казахстанский  советский  историк  В.П.  Юдин  ввел  в  научный  оборот  термин 

«историология»  для  обозначения  специфики  источниковой  базы  кочевых  этносов. 

[3].Другая интерпретация – «устная история», - предложена этнографом, искусствоведом, 

историком,  антропологом  АкселеуСейдимбеком.  Труды  АкселеуСейдимбеказиждятся  на 

духовном наследии Алаш, потому уместно продолжать его изыскания в оболочке научной 

школы, учредить регулярные «Сейдимбековские чтения». 

Ввиду перспективного издания энциклопедического справочника «Абылай хан» по 

заказу  МКИ  РК,  предлагаем  включить  в  издание  оригинальные  произведения  ученого  о 

деятельности и личности казахского хана Абылая. Использовать труды А.Сейдимбека при 

последующих съемках киностудией «Казахфильм» художественных лент об Абылай хане 

и казахской культуре.  

По мере осознания утраты этого замечательного исследователя, во весь рост встает 

значение  изысканий  АкселеуСейдимбека.  Для  зарубежной  историографии  было  бы 

интересно  больше  узнать  научное  наследие  ученого.  Важно  организовать  переводы  его 

трудов  на  русский  и  английский,  турецкий  и  другие  языки  для  ознакомления  широкого 

круга лиц.  

Своими  неустанными  трудами  представители  разных  народов  ввели  в  научный 

обиход  степные  баллады  «Ер  Едыге»,  «Ер  Таргын»,  «Алпамыс»,  «Кобланды  батыр», 

«Батыр  Баян»,  «Козы-Корпеш  и  Баян  сулу»  и  другие.  ШоканУалиханов,  КанышСатпаев, 

МухтарАуэзов, Магжан Жумабаев, евгений Брусиловский, Александр Затаевич, Григорий 

Потанин,  АлькейМаргулан,  СабитМукановотстсаивали  право  народов  на  историческое 

прошлое.  Так,  с  помощью  казахских  литераторов  оставлен  был  в  антологии  всемирной 

литературы  кыргызский  эпос  «Манас».  Калмыцкий  «Гэсэр»,  скандинавские  саги 

сосуществуют  с  русскими  былинами.  Точно  так  же  казахские  устные  легенды  и  песни, 

сказки,  поэмы  и  речитативы  айтысов  являются  вербальными  инструментами 

коммуникаций,  частью  кочевой  культуры  и  ментальности.  Темы,  поднимаемые  в  них, 

волновали  население,  заставляли  предпринимать  определенные  действия,  наследовать 

полученные  знания  потомкам.  По  ним  возможно  реконструировать  прошлое,  имена  и 

деяния правителей, маршруты походов и контакты с соседями. 



http://www.enu.kz

 

«Вербальная  история»  дополняет  знаковую  (тюркские  руны,  арабская  графика, 



латиница,  кириллица)  летопись,  и  в  этом  состоит  особое  преимущество  национальной 

исторической  школы.  В  период  англо-бурской  войны  юный  Уинстон  Черчилль  в 

перерывах  между  походами  набрасывал  репортажи,  которые  были  позднее  изданы 

отдельной книгой. Его видение быта и баталий аборигенов как источник составило вклад 

во  всемирную  историю  покорения  «черного»  континента.  Ныне  африканские  маски  и 

другие  предметы  сакрального  культа  стали  экзотикой  для  туристов,  в  то  время  как 

европейские  ученые  внимательно  изучают  и  систематизируют  устное  наследие  местных 

племен.  Преимущества  вербальных  артефактов  казахской  культуры,  налицо.  Живы 

потомки,  носители  языка  и  этнокультуры;  имеющуюся  сокровищницу  важно  уберечь  и 

возвести на достойный уровень.      

Историология казахской нации была бы неполной без реконструкции насыщенной 

картины  внешнеполитического  спектра  отношений  номадов  с  сопредельными  и,  более 

отдаленными,  владениями.  Период  17-18  веков,  ознаменовавшийся  правлением  ханов, 

активно продвигавших политический имидж Казахского государства по всему периметру 

государства,  нуждается  в  комплексном  изучении.[4;  5].Изучение  этих  вопросов  важно  в 

плане  реконструкции  феноменов  идентичности  и  этничности  в  приложении  к  кочевым 

народам. Пренебрежительное отношение к политесу номадов неуместно уже потому, что 

нынешний  независимый  этап  развития  Казахстана  доказывает  устойчивость  и 

самостоятельность внешнеполитического курса Астаны.  

В  контексте  научной  школы  А.Сейдимбека,  данное  направление  требует 

пристального  внимания.  Его  развитие  на  базе  межуднародных  и  междисциплинарных 

исследований  упрочит фундаментальный характер истории казахской государственности 

и социума. Соответственно, потребуется инвестирование в археографические экспедиции 

в  различные  регионы  Казахстана.  В  ближайшем  будущем,  эти  затраты  оправдаются 

полной  сторицей  и  дополнят  письменную  историю.  Более  того,  по  мере  реализации 

междисциплинарных научных проектов будут готовиться квалифицированные кадры. 

 

ЛИТЕРАТУРА 

 

1.



 

Становлению  социальной  антропологии  в  республике  отдали  знания  и  умения 

О.Исмагулов, Х. Аргынбаев, в определенной степени -этнографы В. Востров, М. Муканов, 

Э.  Масанов,  А.  Сейдимбек,  Ж.  Артыкбаев,  Н.  Масанов.  В  дореволюционном  периоде 

труды и записки Ш. Уалиханова, А. Левшина, Н. Коншина,Алекторова, Ы.Алтынсарина, 

Шормановых, Рычкова, Андреева, Дж.Кэстля пролили свет европейцам на традиции и быт 

казахов.  

2.

 



Абусеитова  М.Х.  Из  истории  внешнеполитических  связей  Казахского  ханства  с 

соседними государствами во второй половине 16 в. // Казахстан, Средняя и Центральная 

Азия в 16 – 18 вв. – А., 1983. 

3.

 



Юдин В.П. Центральная Азия в 14–18 веках глазами востоковеда. – А., 2001. 

4.

 



Муканова  Г.К.  Центральная  Азия  через  призму  отношений:  Россия  –  Казахстан  – 

Китай. – П., 2000. 

5.

 

Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. - Алматы, 2000. 



6.

 

Путешествия  в  восточные  страны  ПланоКарпини  и  Гильома  де  Рубрука.  -  Алматы, 



1993. 

7.

 



Книга. Марко Поло. - Алма-Ата, 1990. 

 


Достарыңызбен бөлісу:




©emirsaba.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет