482
И. В. Стасевич
ДОРОГИ ПРЕДКОВ. ТРАДИЦИОННЫЕ
И СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
В КАЗАХСТАНЕ
В последние десятилетия в Казахстане наблюдается заметное
оживление религиозной жизни. Наряду с пропагандой «классиче-
ских» устоев мусульманской религии активно дополняются
и корректируются теории и практики народного ислама. Некото-
рые из этих проявлений вполне согласуются с традиционными
религиозными представлениями, другие не находят аналогий
в религиозной традиции, зафиксированной историками и этно-
графами в процессе изучения казахской культуры.
В предлагаемой вниманию читателей статье речь пойдет о но-
вом религиозном течении, появившемся в Казахстане сравни-
тельно недавно — в конце ХХ в. — Ата жолы. Отношение к этому
религиозному течению у населения Казахстана неоднозначное:
одни видят в нем продолжение веры предков, другие — опасное
проявление новых «оккультно-мистических псевдорелигиозных
направлений». В 2009 г. эта религиозная организация попала на-
ряду с другими в черный список и была запрещена на государ-
ственном уровне. Обоснованием такого решения стали заключе-
ния специалистов в области медицины о том, что «деятельность
данного движения негативно воздействует на социальную защи-
щенность здоровья граждан и создает реальную угрозу населе-
нию, что запрещено законодательством страны». Тем не менее
последователи этого религиозного течения продолжают свою
деятельность, теперь уже нелегальную, не только в Казахстане,
но и на российских приграничных территориях.
Оставив в стороне нравственно-этические и богословские
оценки деятельности данной религиозной организации, попыта-
емся проанализировать основы ее учения с точки зрения их со-
вместимости с традиционными религиозными и мировоззренче-
скими представлениями казахов и, возможно, сумеем ответить на
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
483
вопрос о причинах популярности подобных религиозных тече-
ний среди населения.
«Ата жолы» (другое название «Ак жол») свою деятельность
как организация начала в 1997 г., а в 2001 г. была зарегистрирова-
на как коммерческая организация (ТОО). Ее лидером и создате-
лем является житель поселка Жамбыл Алматинской области Кы-
дырали Тарыбаев. На средства движения осуществляется
активная издательская деятельность: издается журнал «Ата жолы»
и всевозможные брошюры, разъясняющие суть учения. Данное
религиозное течение не отвергает устоев ислама, наоборот, вы-
ступает за полную «исламизацию» Казахстана и основывает свое
учение на традиционном для культуры Казахстана культе предков.
Основная цель учения — подготовить человека к общению
с духами предков (аруақами), избранным же уготовано еще при
жизни стать святыми (əулие), заниматься целительством, направ-
лять на путь истинной веры окружающих. Курс подготовки вклю-
чает паломнические поездки по святым местам, преимуществен-
но Южного Казахстана (обязательно посещаются мавзолеи
Ахмета Яссауи, Арыстан-баба, Айша-биби, могилы Бес Ата),
в сопровождении уже опытных целителей, т.н. аққу (дословно
«лебедь») и сұңқар (дословно «сокол»), способных доносить до
людей бата (благословение) и предсказания будущего от пред-
ков. Такие поездки небесплатные, денежный сбор с одного че-
ловека составляет в среднем 50 тыс. тенге (приблизительно
11 тыс. руб.). Но одной поездкой дело не ограничивается: для
полного излечения недугов, обретения стабильности в жизни
и карьере необходимо повторять паломничества, как правило, раз
в полгода, а если аруақи рекомендуют, то и чаще.
Считается, что основы пути заложили пятеро святых: Тукту-
бай ата, Суюнбай ата, Сарыбай би ата, Жамбыл ата и Кайназар
ата. Вот поэтому первое паломничество новобранцы совершают
к могилам Бес Ата («Пяти святых отцов»).
Среди паломников члены организации отбирают наиболее
перспективных, тех, кто способен к общению с предками. Затем
назначают день их «открытия» (ашылу) или «получения печати»
(мер алу). В этот день происходит принятие новообращенных
в ряды избранных членов движения, раскрытие их дара, позволя-
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
484
ющего общаться с аруақами, стать целителями и приблизиться
к статусу əулие. По словам прошедших эту процедуру, «откры-
тие» новобранца происходит во время касания (удара рукой) его
спины более опытным наставником, уже считающимся среди по-
следователей əулие. Именно с этого момента новообращенный
погружается в измененное состояние сознания и начинает слы-
шать голоса аруақов. Физические и психические недуги ново-
бранцев трактуются в духе шаманской болезни как призыв пред-
ков вступить на путь излечения больных. В случае отказа от
исполнения воли аруақов, по словам последователей движения,
человека будут преследовать неудачи и болезни, вплоть до смерти
близких людей. Такая схема практически полностью воспроизво-
дит ритуал обращения избранного духами к традиционной ша-
манской практике бақсалық.
В рамках традиции находится и представление о личном
аруақе-помощнике, или, как его называют сами обращенные,
«персональном менеджере», который в момент «открытия» дара
подает новообращенному бельгi (знак), проявляющийся как боль
или вибрация в определенных частях тела. Аруақ-помощник —
один из пяти святых (Бес Ата).
Избранные, получившие благословение аруақов, начинают
формировать собственные группы, заниматься целительством.
Филиалы организации разбросаны по всему Казахстану и за его
пределами (в России, Беларуси), низовые структуры носят симво-
лическое название «Орда», приблизительная численность одной
такой организации — 15–20 чел. Собрания носят не менее симво-
личное название — шырақ, что в дословном переводе с казахско-
го значит «свеча».
Сеансы лечения аққу и сұңқар во многом повторяют практику
бақсалық и современные сеансы лечения традиционных целите-
лей (емшi, тəуiп). Используются традиционные атрибуты: камча,
свечи-шырақ; читаются заклинания-молитвы, призывающие на
помощь духов предков. В попытках объяснения сути своего дара
последователи «Ата жолы» опять же прибегают к традиционным
стереотипам описания дара бақсы: «Не я лечу, а духи предков че-
рез меня лечат больных, что они говорят, то я и делаю, по своей
воле ничего не предпринимаю» (ПМА). Но теоретическая база
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
485
учения расширена за счет нововведений. Так, сила целителя, по
словам информантов, открывается через «чакры», активирован-
ные одним из пяти «аташек», под которыми явно понимаются
аруақи.
Исходя из принципов учения, наследственный дар (касиет)
не является обязательным для «раскрытия» талантов целителя,
что также противоречит традиционному пониманию династиче-
ской природы способности вступать в контакт с миром духов.
Еще одной отличительной чертой этого религиозного движе-
ния является возможность «отмолить» избранника духов, что аб-
солютно противоречит традиции. Аққу и сұңқар предлагают тем,
кто отказывается внять зову аруақов и вступить в организацию,
«отмолить» их у духов, но взамен требуют некоторого вложения
средств, иногда, по словам информантов, речь идет о достаточно
большой сумме, равной стоимости квартиры.
«Ата жолы» имеет строго иерархическую внутреннюю струк-
туру, основанную на жестких правилах участия в ней. Основны-
ми источниками финансирования являются денежные вложения
самих участников, при этом принципы организации схожи с т.н.
«финансовыми пирамидами» — каждый член организации дол-
жен привести с собой как можно больше новых последователей,
тем самым он повышает свой статус в структуре течения.
Как уже говорилось, религиозное движение «Ата жолы» не
отвергает основ ислама и позиционирует себя в рамках регио-
нального варианта ислама и скорее не как «новая религия», а как
образ жизни настоящего верующего человека. Однако представи-
тели местного исламского духовенства крайне негативно отно-
сятся к подобным объединениям и отвергают любые их связи
с исламом. Это тем более интересно, что практику паломниче-
ства по святым местам, веру в духов предков местное духовен-
ство не отвергает, а, наоборот, признает региональной особенно-
стью ислама в Казахстане. Лишь те, кто отличается повышенной
религиозностью, считает себя последователем «классических»
законов ислама, отрицают возможность получения кого-либо от-
кровения от умерших. Они же отрицают и саму веру в аруақов,
считая ее отжившим суеверием, сетуют на то, что уровень рели-
гиозного образования среди казахов неудовлетворительный,
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
486
этим, с их точки зрения, и объясняется возникновение религиоз-
ных течений, подобных «Ата жолы».
Большинство же критикующих деятельность «Ата жолы»
осуждают не основу религиозного учения, связанную с традици-
онными мировоззренческими представлениями, а материальную
заинтересованность организаторов движения, факты психологи-
ческого насилия над членами организации. Таким образом, кри-
тика этого религиозного течения осуществляется с двух сторон:
и со стороны «официального» ислама, и со стороны обывателей,
считающих себя верующими мусульманами в рамках региональ-
ного варианта ислама. Тем не менее около 2 млн казахстанцев
совершили паломничества, используя услуги движения «Ата
жолы».
Официальные источники информации (судебные материалы,
газетные публикации, интернет-материалы) содержат многочис-
ленные свидетельства о возникновении у приверженцев данного
религиозного направления психических и соматических заболе-
ваний, об обострении имеющихся заболеваний, что неоднократно
приводило к летальному исходу. Некоторые из участников палом-
нических поездок, разочаровавшиеся в деятельности «Ата жолы»,
рассказывают о далеком от праведного поведении «аккушек», ко-
торые, пока их не видят паломники, обсуждают, кто из них и что
будет говорить потенциальным «избранникам духов», пьют
спиртное, курят и не держат дарет.
Вполне естественно, что сами последователи учения считают
подобные заявления инсинуациями и приводят не меньше при-
меров благотворного влияния своей веры на физическое и психи-
ческое состояние обратившихся к ним за помощью.
Большинство приверженцев религиозного движения — жен-
щины, причем за последнее время возраст «новобранцев» сни-
зился: если раньше основу «Ата жолы» составляли женщины
в возрасте 50 лет, то сейчас к работе в организации активно при-
влекаются девушки от 18 до 25 лет. Как показали проведенные
исследования, среди народных целителей, занимающихся своим
ремеслом в рамках традиционных практик, женщины также со-
ставляют большинство [1, с. 76–92]. Однако принадлежность
к «Ата жолы» не ограничивается ни полом, ни возрастом, ни
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
487
национальностью, ни даже верой. Среди последователей — не
только казахи, много русских, немцев, корейцев, уйгуров. Посла-
ние-бата от предков могут получить как мусульмане, так и хри-
стиане. По-видимому, это и способствует широкому и быстрому
распространению данного религиозного течения, не ограничен-
ного рамками пола, возраста и вероисповедания.
Анализируя деятельность религиозной организации «Ата
жолы», мы можем выделить некоторые черты, которые при по-
верхностном рассмотрении и с определенной долей условности
могут интерпретироваться как признаки секты: беспрекословное
подчинение учителю, так как только ему доступно истинное по-
нимание сути учения; обожествление его личности; наличие сво-
его языка и терминологии; строгая иерархическая структура, под-
разумевающая поэтапный карьерный рост членов организации;
типичные для сектантов угрозы — в случае отказа от служения
беды и несчастья обрушатся на человека и его близких; руководи-
тели движений контролируют получение информации членами
организации извне, ориентируя их на издаваемую в рамках рели-
гиозного движения продукцию, корректируют мышление и эмо-
ции в плане «правильных» и «греховных»; члены организации
позиционируют себя в духе единой семьи, противопоставляя себя
окружению родственников и близких.
Между тем движение «Ата жолы» не отвергает полностью ни
господствующей религии, ни традиционных устоев, что харак-
терно для секты, а строит свое учение на основополагающих по-
зициях традиционной религиозности, лишь отчасти дополняя ее
и корректируя. Вера отцов признается правильной, но нуждаю-
щейся в новой «истинной» интерпретации, доступной только из-
бранным.
Рассматривая структуру и суть учения, не нужно забывать
о личности обращенного. Вера в аруақов до настоящего момента
остается живой традицией, во многом формирующей религиоз-
ное мировоззрение современных казахов. Причины, по которым
люди примыкают к новым религиозным группам, зависят от того,
что ищет человек в жизни, чего ему не хватает, на что он готов
отозваться и что может предложить ему данное движение. Как
правило, это основные жизненные категории — здоровье и долго-
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
488
летие, успех в карьере, общение и понимание в общине веру-
ющих-единомышленников. Большое значение имеет и рели-
гиозный опыт, большинство обращенных воспитаны в духе
традиционных ценностных ориентиров, а следовательно, осново-
полагающие правила новых религиозных учений им знакомы.
Всплеск и огромная популярность религиозных движений,
основывающихся в своей деятельности на традиционных рели-
гиозных и нравственных стереотипах, во многом объясняется
и внутренней политикой государства, направленной на возрожде-
ние и сохранение традиционных национальных черт казахской
культуры. Этот процесс начался в 90-х гг. ХХ в., с обретением
Казахстаном независимости, именно на это время и приходится
возникновение и расцвет подобных новых религиозных движе-
ний. Вероятно, совокупность сложившихся условий спровоциро-
вала определенную религиозную реакцию. Оказалось, что воз-
рождение национального духа ассоциируется у большинства
казахов не с официальной религией, а с наследием предков —
народной «этнической» религией. Эта ситуация кажется вполне
закономерной, ведь основные этноопределяющие категории в на-
стоящее время сохраняются именно в духовной культуре.
Появление такого религиозного движения, как «Ата жолы»,
демонстрирует один из способов реализации традиционного ре-
лигиозного опыта как особой формы мировосприятия и мышле-
ния, а одной из причин его возникновения и жизнеспособности
является желание заполнить духовную лакуну, возникшую в пе-
риод прерывания традиции.
Библиография
1. Стасевич И. В. Бақсалык и практика традиционного целитель-
ства в современном Казахстане // Центральная Азия. Традиция в усло-
виях перемен. СПб., 2009. Вып. 2.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-88431-239-5/
© МАЭ РАН
Достарыңызбен бөлісу: |