Юсупова
Нурфия
Марсовна
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И АРХЕТИПЫ В ПОЭЗИИ М. ДЖАЛИЛЯ
Начало социально
-
политических реформ в первой трети ХХ века сопровождается подсознательным
приближением словесности к идеологической мифологии. Мифологические концепции советской эпохи,
идеологическая мифопоэтика накладывают свой отпечаток и на поэзию М. Джалиля: в лирике доминируют
идеологические мотивы, среди действующих персонажей советского мифа главную роль играют архетипы героя,
врага, "мудрого отца" и Родины
-
матери.
Адрес статьи:
www.gramota.net/materials/2/2008/2/59.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2008. № 2 (2). C. 164
-165. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала:
www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала:
www.gramota.net/materials/2/2008/2/
© Издательство "Грамота"
Информацию о том, как опубликовать статью в журнале, можно получить на Интернет сайте издательства:
www.gramota.net
Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес:
voprosy_phil@gramota.net
164
15.
Троянский А. Словарь татарского языка и некоторых употребительных в нем речений арабских и персидских,
собранный трудами и тщанием учителя татарского языка в Казани, семинарии священника Алек. Троянского: В 2 т. -
Казань, 1833. - Т. 1. - 629 с.; 1835. - Т. 2. - 340 с.
16.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М.: Асртель-Аст, 2003. - Т. 1. – 588 с.; Т. 2. - 672 с.; Т. 3. -
832 с.; Т. 4. - 864 с.
17.
Хисамова Ф. М. Татарский язык в восточной дипломатии России (XVI - началa XIX вв.). - Казань: Изд-во
«Мастер Лайн», 1999. - 408 с.
18.
Этнография татарского народа. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.
19.
Юнусов М. Татарско-русский словарь наиболее употребительных слов и выражений. - Казань, 1900. – 115 с.
20.
Юсупов Ф. Ю. Сафакүл татарлары: тарих, тел, халык иҗаты. - Казан: “Татполигрф”, 2006. - 607 б.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ И АРХЕТИПЫ В ПОЭЗИИ М. ДЖАЛИЛЯ
Юсупова Н. М.
Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина
Статья рекомендована к публикации д.ф.н., проф. Загидуллиной Д. Ф. и к.ф.н., доц. Гилазовым Т. Ш.
Начало социально-политических реформ в первой трети ХХ века сопровождается подсознательным приближением
словесности к идеологической мифологии. Мифологические концепции советской эпохи, идеологическая мифопоэтика
накладывают свой отпечаток и на поэзию М. Джалиля: в лирике доминируют идеологические мотивы, среди
дейтсвующих персонажей советского мифа главную роль играют архетипы героя, врага, «мудрого отца» и Родины-
матери.
Модель мира, сформировавшаяся в художественной словесности в 1920-30-е гг. ХХ века, существенно
отличается от духовно-эстетических исканий и художественных исканий предшествующих эпох. В процессе
созидания тоталитарного синтеза искусств эстетическая функция утрачивает свое привилегированное
положение в литературе. Ю. Борев утверждает, что для ХХ столетия в целом «свойственно стремление к
морально-политическому единению, к подчинению слову гениального вождя» [Борев 2001: 456].
Начало
социально-политических
реформ,
изменивших
культурные
ориентации
общества,
сопровождается
подсознательным
приближением
словесности
к
идеологической
мифологии,
мифопоэтическим универсалиям и архетипам. Литература советской эпохи отличается ярко выраженной
мифологичностью и со временем все более «превращается в официальный резервуар государственных
мифов» [Гюнтер 2000: 743].
Схожая тенденция наблюдается и в татарской литературе. Начиная с 20-х годов ХХ века, в татарской
культуре плюрализм художественных поисков постепенно сменяется тенденцией к художественно-
эстетической унификации, обусловленной утверждением марксистского литературоведения. Стремление
авторов к изображению героев, в своей судьбе отражающих ход социалистического строительства и победу
класса пролетариев, людей, вобравших в себя качества, которые могли бы служить примером для подража-
ния, оборачивается поиском новых художественных приемов и универсалий, мифологических структур для
выделения идеологического содержания. Наиболее продуктивным в данном ракурсе представляется творче-
ство М. Джалиля.
Мифологические концепции советской эпохи, идеологическая мифопоэтика накладывают свой отпечаток
уже на раннюю поэзию М. Джалиля: в его творчестве 1920-30-х гг. доминируют идеологические мотивы и
архетипы советской культуры. Для татарской поэзии данного периода характерна стабильность и устойчи-
вость мотивов. Д. Загидуллина определяет наличие трех идеологических мотивов в творчестве М. Джалиля:
вера в светлое будущее, жертвенность, борьба за свободу «социализма», которые сопровождаются мифоло-
гическими образами Родины, Красного знамени и т.д. [Загидуллина 2006: 70]. В стихах «Счастье»,
«Красный город», «Красный праздник», «Перед смертью» интерпретация идеологических атрибутов увязы-
вается с преданностью советской идеологии, доминирует мотив борьбы за светлое будущее. Поэт интенсив-
но переосмысливает традиционные приемы создания «идеологического мифа» и применяет их для оценки
социальных явлений новой эпохи, в его стихах ярко прослеживается связь с историческими, общественно-
политическими реалиями. В таких произведениях, как «Сын пахаря», «Лед тронулся», «Старая сибирская
песня», «Наша деревня» в художественной картине мира представляется временная оппозиция прошлое /
настоящее, превалирует принцип сопоставления прошлого и настоящего. Дореволюционная жизнь рисуется
как нечто темное, схоластически застывшее, даже кроваво враждебное и противопоставляется положитель-
но изображаемому социалистическому образу жизни. При этом прослеживаются мотивы жертвенности и
светлого будущего, появляется лирический герой, утверждающий социалистический взгляд на мир.
Произведения 1930-х годов характеризуются изобилием таких идеологических мотивов, как ненависть,
борьба за светлое будущее. Среди действующих персонажей советского мифа главную роль играют
архетипы героя, врага и «мудрого отца». В стихах «В. И. Ленин», «Шестнадцатый удар», «Родился Ленин»
наблюдается сакрализация вождя, Ленин принимает черты «мудрого отца», в процессе мифологизации
участвуют символические образы света, солнца или огня. Образ врага представляется как «внутренний враг
- вредитель» или «объективный противник, который определяется как объективная опасность для
государства независимо от его субъективных намерений, планов и действий» [Гюнтер 2000: 750]. Самая
165
динамичная фигура советского мифа - герой - в творчестве М. Джалиля выступает в разных проявлениях:
герой социалистического труда, герой-воин, герой-жертва и политический деятель. В таких стихах, как
«Песня комсомольской бригады», «Года, года…», «Шестнадцатый удар» и т.д. образ героя получает интер-
претацию борца за свободу угнетенных классов, патриота, т.е. намечается и реализуется тенденция к социо-
логизации образа.
Во фронтовой лирике в художественной картине мира на первый план выходит бинарная оппозиция
жизнь/смерть в разных модификациях: смерть/бессмертие, трагическое/героическое, свое/чужое, советский
солдат/образ фашиста. В стихах «Клятва артиллериста», «Прощай, любимая», «Письмо фронтовое»,
«Чулпан» центральными мотивами становятся преданность своему народу, защита Родины, вера в
непобедимость советской страны, гуманизм, патриотизм и бессмертие. Например, в произведении «Чулпан»
душевные переживания лирического героя переплетаются с мотивами патриотизма и непобедимости. Через
многогранный романтический символ, получивший широкое социальное и философское истолкование в
фольклоре и классической поэзии как Звезда Чулпан, раскрывается внутренняя драма лирического героя,
кроме того, образ-символ становится художественным приемом утверждения мотива непобедимости. В
стихотворениях «Из госпиталя», «Весна в Европе» появляется новый мотив сожженной, разоренной
родины. Схожую тенденцию наблюдает Б. Минцель в симоновской балладе «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины» [Минцель 2000: 961].
В «Моабитских тетрадях» обнаруживаются такие мотивы, как преданность народу и Родине, вера в
победу, тоска по Родине и свобода [Загидуллина 2006: 72]. Образ-архетип героя-воина трансформируется в
новом ракурсе, как преданный служитель Родине, герой-поэт. В стихах рассматриваемого периода такие
качества, как преданность народу и нации, граничащая с жертвенностью, душевность и гуманизм детерми-
нировали многозначность героя нового типа. При этом личность поэта и его борьба против фашизма, твор-
чество рассматриваются как дифференцированное целое.
Философско-эстетической основой «Моабитских тетрадей» являются не только размышления о Родине,
но и о жизни и смерти, о предназначении человека, о свободе и чести [Бикмухаметов 1989: 172]. В стихах
«Не верь», «Волки», «Другу», «Прости меня, Родина» человеческую свободу Джалиль связывает со
стойкостью, честью и утверждает мысль о преданности народу самого и своих друзей. При этом - в отличие
от довоенной лирики - в лирике поэта ясно различима мысль о предопределенности судьбы. Религиозные
мотивы звучат в «Моабитских тетрадях» как составная часть культурной традиции. Обнаруживается
мифологизация материнского начала, оживает цепь символов родина - природа - «малая родина» - мать в
стихах «Поэт», «Любимой», «Дороги», «Молодая мать», «Ненависть» и т.д. Система классических образов,
перекочевавших из произведений многовековой художественной литературы, приводит поэта к осмыслению
философской сущности бытия («О подвиге»).
В «Моабитских тетрадях» обнаруживается еще один мотив - мотив трагизма. Бросается в глаза
двуплановость трагического: с одной стороны, это трагедия поэта, заранее знавшего о своей гибели под
фашистской гильотиной, с другой - трагедия немецкого народа, ставшего жертвой фашизма. Эти мотивы
ярко проявляются в стихах «В стране Алман», «Палачу», «Волки», «Последняя песня», «Раб», «Перед су-
дом» и др.
Таким образом, изучение разнообразия мотивов, диахронических трансформаций мифологических обра-
зов-архетипов, философско-эстетических воззрений поэта позволяют сделать вывод о синтезе различных
принципов художественности в поэзии М. Джалиля, что было связано, в первую очередь, с общественными
переменами в стране.
Список использованной литературы
1. Бикмухаметов Р. М. Джалиль: Личность. Творчество. Жизнь. - М.: Изд-во «Художественная литература», 1989. -
286 с.
2. Борев Ю. Особенности литературы в XX веке // Теория литературы. Литературный процесс. - М., 2001. - Т. 4. -
456 с.
3. Гюнтер Х. Архетипы советской культуры // Соцреалистический канон: Сб. статей под общей ред. Х. Гюнтера и Е.
Добренко. – СПб.: Академический проект, 2000. - С. 743-785.
4. Загидуллина Д. Мифологические образы в творчестве М. Джалиля // Муса Джалиль: творчество и подвиг. Взгляд
из ХХI века. - Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. - С. 69-73.
5. Минцель Б. Советская лирика сталинской эпохи: мотивы, жанры, направления // Соцреалистический канон: Сб.
статей под общей ред. Х. Гюнтера и Е. Добренко. – СПб.: Академический проект, 2000. - С. 953-969.
6. Муса Джалиль. Произведения. - Казань: Магариф, 2004. - 271 с.