ТЕКСТ № 5
(1) Как выразить в
рассказе или в романе состояние человеческой души? (2)
Единственное средство — изобразить психическую жизнь человека. (3) Вне
изображения психической жизни человека невозможно понять его душу. (4)
Постепенно это стало литературной традицией, и в
девятнадцатом веке она
достигла полного развития в европейском и русском психологическом романе
или рассказе. (5) И уже талантливые писатели не могли обойтись без глубокого
изображения психической жизни человека.
(6) Мы говорим: эта картина поэтична, этот рассказ или стихотворение
поэтичны. (7) Но что это значит? (8) Конечно, это значит, что они талантливы. (9)
Но в чем суть самого таланта?
(10) Суть, на мой взгляд, в том, что истинный талант ту или иную картину
жизни умеет осветить светом вечности, умеет вырвать из жизни и показать ее на
фоне вечности. (11) Мы радуемся такому художественному произведению,
часто не осознавая причину радости. (12) Мы говорим себе: «Как живо! Как
точно! Как правдиво!»
(13) Если легко понять, почему нас восхищает толстовская Наташа как
вечная женственность, казалось бы, трудней понять, почему такой мошенник,
как Ноздрев, нас тоже по-своему радует, мы хохочем, как правдиво его Гоголь
рисует. (14) Мы чувствуем, что человеческая вздорность в лице Ноздрева тоже
вечна и обречена на вечное художественное, а не просто басенное разоблачение.
(15) Несколько раз в жизни, встречая вздорного жулика, пытавшегося мне что-
то всучить, я начинал взрываться от возмущения и вдруг вспоминал: господи,
это же Ноздрев, как точно он его повторяет! (16) И как это ни
странно, сила
возмущения ослабевала, я только пытался отстраниться от него, что было тоже
нелегко, потому что сам новоявленный Ноздрев не понимал, что я в нем уже
угадал Ноздрева. (17) Все это становилось смешным, потому что новоявленный
Ноздрев, не понимая, что он уже разоблачен, упорствовал, и чем больше
упорствовал в мошенничестве, тем феноменальней делалось его сходство с
уже давно описанным Ноздревым.
(18) Гениальный создатель человеческих типов как бы угадывает вечный
химический состав этого типа, заставляющий его в
любых исторических об-
стоятельствах действовать одинаково. (19) Господи, думаем мы, там крепостное
право, а здесь социализм или капитализм, а Ноздрев все тот же.
(310 слов)
(Ф.Искандер)
Вопросы к тексту № 5
1)Определите, какой частью речи является слово
как бы (предложение 18).
2)Из предложения 14 выпишите слово, соответствующее схеме ¬
^
3)Определите
способ образования слова угадывать (предложение 18).
4)Из предложений 14—15 выпишите все
наречия.
5)Определите количество морфем в слове
разоблачен (предложение 17).
6)Укажите номер сложного предложения, состоящего
из пяти частей.
(предложения 16-19).
7)Из предложения 11 выпишите все словосочетания со связью
управление.
8)Укажите номера
односоставных безличных предложений (предложения 1-
5).
9)Укажите номер предложения, с
составным глагольным сказуемым
(предложения 1-4).
10)
Среди предложений 6-12 укажите номера предложений, связанных с
предыдущими с
помощью лексического повтора и
вводного слова (или кон-
струкции).
11) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного
текста. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка.
Настоящий писатель создает «вечные» образы, узнаваемые во все времена.
Но как создать такой художественной образ? Как узнать его среди
других? Этому непростому вопросу посвящено размышление Ф. Искандера.
Автор сразу погружает читателя в проблему, начиная текст
_______ (предложения 1, 2). К этому же приему Ф.Искандер прибегает и в
предложениях 7-10. Велика бывает наша радость, когда мы в
повседневной жизни узнаем полюбившихся персонажей, «понимаем» их
суть. И эта неподдельная радость передана в тексте _______________(пред-
ложения 12, 15). Неравнодушное отношение автора к поднятой проблеме
подчеркивается использованием местоимения мы, внутренней речи, а так
же _____ ____________(предложения 8, 10, 13, 16, 19).
Список терминов:
1) эпитеты
6) восклицательные предложения
2) метафоры
7)
вопросно-ответная форма
3) литоты
8) цитирование
4) противопоставление
9) вводные конструкции
5) ирония
10) экспрессивный лексический повтор